Методика проведения заключительной части урока

Каждый урок должен заканчиваться организованно. Поэто­му, убрав снаряды, учащиеся выстраиваются на одной из гра­ниц зала в одну шеренгу.

Для заключительной части урока целесообразно подбирать такие упражнения, которые снимают воздействия физической нагрузки, приводят организм в спокойное состояние и в то же время вырабатывают умение ориентироваться в пространстве и времени. Для этой цели можно рекомендовать ряд упражнений отвлекающего характера. Например, 4 шага — строевым, 4 ша­га — обычным; по сигналу учителя «раз» все идут с поднятыми в стороны руками; по сигналу «два» — ходьба, руки на поясе; по сигналу «три» — обычным шагом; по сигналу «четыре» — основная стойка.

Определенное место могут занять упражнения с игровыми за- „ даниями на внимание. Например, водящий стоит перед учащи­мися, стоящими в шеренге. Учитель предлагает ему запомнить порядок расположения учащихся в строю. Затем водящий пово­рачивается спиной к шеренге. Два ученика быстро меняются местами. После этого водящий поворачивается лицом к группе и стремится определить, кто из учеников изменил место. Если во­дящий отгадал, его место занимает один из этих учеников; если же он не отгадал три раза, выбирается новый водящий. Эту же задачу решает использование в заключительной части танце­вальных упражнений, например: 8 шагов галопа вправо, руки на поясе, 8 обычных шагов, то же влево. Полезными окажутся и уп­ражнения успокаивающего характера. Например, на 4 шага — вдох, на 4 шага — выдох; в движении (или на месте) на счет 1 — руки вперед, на счет 2 — расслабить кисти, на счет 3 — рассла­бить предплечья, на счет 4 — опустить расслабленные руки вниз (2-4 раза); 1 — руки вверх, 2 — расслабить руки (опустить до уровня плеч), 3 — расслабить туловище, опустить руки вниз до упора присев, 4 — и. п.

В заключительной части урока можно давать также опреде­ленные упражнения на координацию, например: и. п.— о. с, i-2 — круг левой рукой назад, правой вперед, 3-4 — круг левой ру-

кой вперед, правой назад. Завершающим моментом заключи­тельной части урока является задание на дом. Выполнение их яв­ляется одним из важных условий повышения активности уча­щихся, улучшения их физической подготовленности, первым шагом к самостоятельным занятиям физической культурой.

Посредством домашних заданий постепенно формируется привычка к систематическим занятиям, выполнение которых становится потребностью физического совершенствования. До­машние задания должны являться логическим продолжением учебной работы и состоять из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств, а в отдельных случа­ях — повторение простейших элементов техники движения. Важно также, чтобы учитель наглядно показывал задаваемые упражнения, уточнял нагрузку. Количество упражнений, зада­ваемых на дом, должно быть таким, чтобы их выполнение не превышало 15-20 мин. Чтобы польза от домашних заданий бы­ла более результативной, учителю необходимо добиваться не только их систематичности, но и постоянного контроля. Такой контроль осуществляется прежде всего на уроках. Он может со­стоять в проверке правильности выполнения упражнений, сдви­гов количественных показателей и т. п.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Хорошая подготовка учителя к урокам — залог успешного их проведения. Независимо от квалификации и педагогического стажа учитель должен отводить ей значительное место. Основ­ные задачи и содержание урока определяются на основе рабочей программы и плана-графика прохождения учебного материала. Главным документом, которым пользуется учитель для непо­средственной подготовки и проведения урока, является план-конспект. Каждый конспект урока должен содержать: задачи; физические упражнения, распределенные по частям (при этом вначале уясняется содержание основной части урока, затем под­готовительной и заключительной частей); дозировку физиче­ских упражнений, организационно-методические указания; но­мер урока, класс, место проведения и необходимый инвентарь.

При описании упражнений отдельных частей урока необхо­димо учитывать определенные требования. Так, например, при описании строевых упражнений в подготовительной части урока в графе «Содержание» желательно перечислять названия этих упражнений (движение в обход налево, движение по диа-

/

гонали, перестроение из одной колонны в три поворотами в дви­жении, размыкание влево приставными шагами и т. п.). В гра­фе «Дозировка» в зависимости от характера упражнения может быть указано время, необходимое на проведение данного упраж­нения, количество повторений или расстояние, которое преодо­левается. В организационно-методических указаниях можно приводить схемы передвижений и перестроений, точное описа­ние команд для выполнения того или иного строевого упражне­ния, на что и на какие детали необходимо обратить внимание при выполнении этих упражнений.

При описании общеразвивающих упражнений в графе «Со­держание» указывается исходное положение, затем под счет за­писывается само упражнение. В связи с тем, что уроки гимна­стики желательно проводить с музыкальным сопровождением, в графе «Дозировка» количество повторений каждого упражне­ния необходимо согласовать с длительностью музыкального пе­риода (32 счета). Поэтому каждое упражнение в зависимости от сложности и класса может быть выполнено на протяжении од­ного (32 счета) или двух (64 счета) периодов. Если отдельное уп­ражнение записано на два счета, например, 1 — присесть, руки на пояс; 2 — встать, то такое упражнение за один музыкальный период можно повторить 16 раз (32:2), за два периода 32 раза. В „ случае, когда упражнение рассчитано на 4 счета, то за один му­зыкальный период его можно выполнить 8 раз, за два периода 16 раз; упражнение на 8 счетов за один музыкальный период можно выполнить всего 4 раза или 8 раз за два периода. Эти же правила необходимо соблюдать при проведении танцевальных упражнений. В организационно-методических указаниях сле­дует называть способ проведения общеразвивающих упражне­ний (раздельный, поточный, проходной, круговая тренировка), при описании каждого упражнения указывать способ информи­рования учащихся (показ, рассказ, показ и рассказ, по разделе­ниям), основные элементы техники исполнения.

Упражнения основной части урока записываются в последо­вательности разучивания или совершенствования. Вначале идет наименование гимнастического снаряда или вида упраж­нения в графе «Дозировка», напротив названия снаряда или ви­да упражнения указывается продолжительность занятий в ми­нутах, а напротив подводящих упражнений — количество по­вторений. В организационно-методических указаниях могут быть записаны указания по организации урока (порядок смены упражнений, характер организации учащихся и самостоятель­ной работы, подготовка и уборка мест для занятий, страховка,

помощь, способы организации учащихся: фронтальный, груп­повой и т. п.) и по методике обучения (изучение нового, повто­рение, совершенствование, устранение ошибок, оценка упраж­нения и т. п.).

Подвижные игры обычно записываются в форме игровой кар­точки и прилагаются кконспекту урока.

Примерная форма игровой карточки

Наименование игры: «Защита укрепления».

Цель игры: метание в цель.

Класс: IV-VI классы.

Место проведения: гимнастический зал, площадка.

Инвентарь: мяч, треножник из гимнастических палок.

Количество играющих: класс.

Методика проведения заключительной части урока - student2.ru

В заключительную часть урока записываются упражнения, способствующие успокоению организма занимающихся, зада­ния на дом. В методических указаниях даются замечания пре­имущественно о дыхании и осанке.

Планом-конспектом должны предусматриваться все стороны деятельности учителя и учащихся не только непосредственно на

Методика проведения заключительной части урока - student2.ru уроке, но и та работа, которую необходимо выполнить до его на­чала. Так, например, при постановке задач урока возникает не­обходимость в изучении литературы, подборе подводящих уп­ражнений, повторении терминологии, подготовке карточек с описанием последовательности упражнений. Может оказаться, что необходимо потренировать себя в подаче команд, в подсче­те темпа движений, проверить себя в элементах страховки, вы­боре места, показе упражнений, выучить общеразвивающие уп­ражнения. Если учитель чувствует себя недостаточно подготов­ленным для демонстрации какого-либо упражнения, то он дол­жен отшлифовать технику его выполнения.

Опробование и совершенствование движений, действий, кото­рые намечено демонстрировать учащимся, приемов помощи и страховки обеспечат двигательную подготовку учителя к прове­дению урока. В случае, когда упражнение не получается и учи­тель не может им овладеть, необходимо подготовить своих по­мощников из числа успевающих учеников, предусмотрев не только техническую, но и методическую подготовку. Немало­важное значение имеет безукоризненный внешний вид учителя: он должен быть всегда в соответствующем костюме, чистом и опрятном. Необходимо также отработать манеру держаться пе­ред учащимися, передвигаться, пользоваться жестом, умение . подавать команды и объяснять упражнения.

Наши рекомендации