Экологические аспекты стратегии устойчивого развития Республики Беларусь

Истощение природных ресурсов и негативные изменения в окружающей среде с высокой вероятностью экологической угрозы для развития человеческой цивилизации вызвали серьезную озабоченность самых разных групп людей, правительственных и неправительственных организаций во всем мире. По этой причине последняя четверть XX века отмечена поиском нового подхода к природопользованию, завершившимся разработкой принципов устойчивого развития.

В 1972 г. представители 113 государств на конференции в Стокгольме впервые заявили, что путь экономического развития, которым прошли развитые страны, при его повторении в развивающихся странах приведет к гибели цивилизации. Позднее, в 1983 г. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию подготовила доклад «Наше общее будущее», в котором впервые был сформулирован основной принцип устойчивого развития. Согласно ему, развитие мировой экономики должно определяться экологическими возможностями планеты.

Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 г., приняла «Повестку дня на XXI век», которая является стратегией мирового сообщества на будущее и направлена на гармоничное достижение основных целей — высокого качества окружающей среды и развития экологически безопасной экономики во всех государствах мира. Как отмечается в этом документе, следование человечества прежним путем неприемлемо, так как значительная часть природных ресурсов планеты исчерпана, а экологическая ситуация становится все более неблагоприятной. Необходим переход к устойчивому развитию.

Устойчивое развитие предполагает положительную динамику во взаимодействии его важнейших индикаторов в триаде человек – хозяйство – природа, которая должна устойчиво функционировать и обеспечивать поступательное движение социальной, экономической и экологической сфер. Иными словами, устойчивое развитие ориентировано на удовлетворение социально-экономических потребностей современного и будущих поколений без нанесения ущерба окружающей среде.

Необходимость устойчивого развития весьма актуальна для Беларуси, экологическая ситуация в которой осложнена аварией на Чернобыльской АЭС, химической и нефтехимической промышленностью, крупными предприятиями-металлопотребителями, животноводческими комплексами и другими факторами. Многие промышленные предприятия, сохраняющие пока устаревшие технологии, представляют большую опасность для окружающей среды.

Развитие Республики Беларусь не может противоречить тенденции развития мировой цивилизации, поэтому национальная стратегия устойчивого развития разработана на основе принципов, изложенных в «Повестке дня на XXI век», с учетом интересов государства, а также ресурсных и экологических реалий. Она подготовлена в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 197 от 20 марта 1996 г. учеными и специалистами Национальной академии наук Беларуси и отраслевых институтов на основе предложений, представленных министерствами, ведомствами, органами управления, облисполкомами и Минским горисполкомом. Концепция определяет стратегию долгосрочного социально-экономического и экологического развития республики.

Экологический аспект устойчивого развития предполагает охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, экологически безопасное приме­нение высоких технологий и химических веществ с учетом решения социально-экономических проблем.

Экологический императив в развитии производства реализуется через следующие принципы:

· в центре внимания при реализации стратегии устойчивого развития должен находиться человек, который имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

· право на развитие следует осуществлять так, чтобы обеспечить равенство возможностей этого развития и сохранения окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений;

· охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью устойчивого развития и не может рассматриваться в отрыве от него;

· в отличие от существующей практики охраны природы, акцент должен быть перенесен на осуществление мер по экологизации хозяйственной деятельности (устранение первопричин загрязнения, а не его последствий), что требует переориентации действующих и новых технологий производства и транспортной деятельности на экологически чистые.

Устойчивое развитие страны возможно только в том случае, если население имеет возможность реализовать конституционные права на охрану здоровья. Здоровье будет зависеть от способности государства успешно регулировать взаимосвязь между социально-экономической сферой и ок­ружающей средой. Поэтому одной из важнейших мер должно быть снижение риска для здоровья, связанного с загрязнением и вредным воздействием окружающей среды.

Концепция национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь предусматривает комплекс научно обоснованных направлений в государственной и правовой политике, экономике и образовании по решению экономических и экологических проблем. Кроме того, Республика Беларусь обязана выполнять международные соглашения в области охраны природы (Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1983 г.; Хельсинский протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков 1987 г.; Венская конвенция 1988 г. и Монреальский протокол 1988 г. по веществам, разрушающим озоновый слой; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1989 г.; Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.; Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г. и др.).

Наши рекомендации