Задачи подготовительной, основной и заключительной части урока. Их продолжительность

При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основ­ную, заключительную.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о со­держании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки — активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и харак­тера предстоящего задания).

Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая харак­теризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на ,4000—5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда до­полнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

Основная трудность при проведении сложной основной части за­нятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения раз­нородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координацион­ной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражне­ния на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на вынос­ливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.

В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др.

13. Как изменяется работоспособность студентов в учебном году и факторы, влияющие на работоспособность

4.1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Существуют объективные и субъективные факторы обуче­ния, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебно­го труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуни­кабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8— 9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. В возрасте 17—25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций (сенсорно-перцептивные, мнемические, мышление), в котором определяющую роль играет образование и уче­ние, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус ин­теллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряжен­ную учебную деятельность.

Однако при этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярно­го питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного ис­пользования средств физической культуры и спорта и других причин.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчераш­ние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации, что сопровождается существенной пере­стройкой психических и физиологических состояний. При этом адап­тация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособле­ние к новой системе обучения), социально-психологическом (вхожде­ние в новый коллектив — учебный, общежития) и профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности, ориентация на них). По этой причине период адаптации, связанный с из­менением прежних стереотипов, может на первых порах привести к: низкой успеваемости, трудностям в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа происходит скачкообразно, у других — ровно. До 35% студентов страдают дезадаптационным синдромом.

Критический и сложный для студентов экзаменационный пери­од — один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в боль­шинстве случаев в условиях дефицита, времени. В этот период интел­лектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования. К психофизиологическому дискомфорту может. привести как учебная перегрузка, так и плохая организация учебноготруда — неритмичность работы, отсутствие своевременного и качест­венного отдыха, питания, оздоровительных мероприятий.

Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний. К факторам риска следует отнести: 1) социальные пере­мены, жизненные трудности, усиление значения субъективного фак­тора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание близкими людьми, но терпение, постоянное ощущение недостатка времени;; 2) перенапряжение, связанное с загруженностью работой, хроническое психоэмоциональное перенапряжение, длительное эмоциональное напряжение, обусловленное ответственностью за выполняемую работу, резкое ограничение физического компонента в жизнедеятельности, хроническая раздражительность, неуверенность в себе, хроническая: тревожность и внутреннее напряжение, агрессивность и невротизм (состояние, отличающееся эмоциональной неустойчивостью, трево­гой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами), хроническая бессонница; 3) нервное и умственное переутомление, хроническая усталость, хронический депрессивный синдром (отрицательный эмоциональный фон, пассивное поведение), хроническое нарушение режима труда и отдыха, нерегулярное и несбалансированное питание, систематическое употребление алкоголя, курение; 4) артериальная гипертензия (стойкое повышение кровяного давления) при диастолическом давлении свыше 100 мм рт. ст.), повышение содержания сахара, в крови, уменьшение половых гормонов, начальные нарушения мозго­вого кровообращения.

Суммарное влияние на организм нескольких факторов риска выше, когда они выступают одновременно и принимают хронический характер. Именно благодаря хроническому характеру психоэмоциональное перенапряжение и нервное переутомление являются ведущими факто­рами риска, так как возникают в результате воздействия разных фак­торов риска. При нервном перенапряжении напряженность нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, ла­бильность и гиперкомпенсация повышаются, вследствие чего возбуди­тельный процесс принимает застойный характер. Развитие нервного переутомления связано с падением процесса возбуждения и лабиль­ности, возникновением процесса истощения. Кумуляция (накаплива­ние) утомления происходит в результате несоответствия между утом­лением и отдыхом.

4.2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

В процессе умственного труда основная нагрузка приходит­ся на центральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, вни­мания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2—2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15—20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40— 50 см3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности об­менных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно - на 500—1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного, пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснаб­жение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровооб­ращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям го­ловного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диа­фрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.

Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное, дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначаете, как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, - все это неизменно сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения.

Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирован частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы — 77,4 удар/мин. Такая же работ средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. У переводчиков, заняты синхронным переводом, зафиксирована частота сердцебиений до 160 удар/мин. У научных сотрудников во время выступления на конференциях наблюдалось повышение индекса напряженности сердечной деятельности от 200 до 1300%. У преподавателей после лекций обнаружены заметные гормональные изменения. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увели­чению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях - на 50-300% (содержание же норадреналина в крови возрастает только при значительных эмоциональных напря­жениях).

При эмоционально напряженном труде дыхание становится нерав­номерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000—9000, уменьшается свертываемость крови, нару­шается терморегуляция организма, что приводит к усиленному пото­отделению — более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных).

Все эти изменения часто более выраженно проявляются у студен­тов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с Подработ­кой, у студентов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологичес­ким оптимумом; наконец у тех, кто имеет существенные отклонения в здоровой организации своей жизнедеятельности.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности на­ступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение воз­можностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутству­ет субъективное чувство — усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого. Усталость — психи­ческое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень уста­лости и утомления может не совпадать из-за положительного или от­рицательного эмоционального фона деятельности. Однако усталость, по определению А.А. Ухтомского, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении». Усталость может нарастать при не­удовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижа­ет чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, со­средоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную рабо­ту, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый че­ловек может выполнять такую работу относительно долго. Затем на­ступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее про­должение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Степень усталости студент может оценить баллами: не устал — 0 баллов, легкая усталость — 1, средняя усталость — 2, сильная уста­лость — 3, очень сильная усталость — 4 балла. Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений. Это позволит более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и оценивать влияние средств, направ­ленных на компенсацию усталости.

При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти — быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим ус­ловно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффек­тивности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохра­нением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься , вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором не­обходим отдых, сон.

Основной фактор утомления — сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно ос­ложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельнос­ти). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хро­нические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное пи­тание и др.).

Наши рекомендации