Сказка К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

А сороки белобоки

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал —

Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно —

В поле зернышка не видно!»

Плачут зайки на лужайке:

Сбились, бедные, с пути,

Им до дому не дойти.

Только раки пучеглазые

По земле во мраке лазают,

Да в овраге за горою

Волки бешеные воют.

Рано-рано два барана

Застучали в ворота:

Тра-та-та и тра-та-та!

«Эй вы, звери, выходите,

Крокодила победите,

Чтобы жадный Крокодил

Солнце в небо воротил!»

Но мохнатые боятся:

«Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст,

Он нам солнца не отдаст!»

И бегут они к Медведю в берлогу:

«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.

Полно лапу тебе, лодырю, сосать,

Надо солнышко идти выручать!»

Но Медведю воевать неохота:

Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,

Он и плачет, Медведь, и ревет,

Медвежат он из болота зовет:

«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?

На кого вы меня, старого, кинули?»

А в болоте Медведица рыщет,

Медвежат под корягами ищет:

«Куда вы, куда вы пропали?

Или в канаву упали?

Или шальные собаки

Вас разорвали во мраке?»

И весь день она по лесу бродит,

Но нигде медвежат не находит.

Только черные совы из чащи

На нее свои очи таращат.

Тут Зайчиха выходила

И Медведю говорила:

«Стыдно старому реветь —

Ты не заяц, а Медведь.

Ты поди-ка, косолапый,

Крокодила исцарапай,

Разорви его на части,

Вырви солнышко из пасти.

И когда оно опять

Будет на небе сиять.

Малыши твои мохнатые,

Медвежата толстопятые,

Сами к дому прибегут:

«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

И встал Медведь,

Зарычал Медведь,

И к Большой Реке

Побежал Медведь.

А в Большой Реке

Крокодил лежит,

И в зубах его не огонь горит —

Солнце красное. Солнце краденое.

Подошел Медведь, тихонько,

Толкнул его легонько:

«Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко скорей!

А не то, гляди, поймаю,

Пополам переломаю, —

Будешь ты, невежа, знать

Наше солнце воровать!

Ишь разбойничья порода:

Цапнул солнце с небосвода

И с набитым животом

Завалился под кустом,

Да и хрюкает спросонья,

Словно сытая хавронья.

Пропадает целый свет,

А ему и горя нет!»

Но бессовестный смеется

Так, что дерево трясется:

«Если только захочу,

И луну я проглочу!»

Не стерпел Медведь,

Заревел Медведь,

И на злого врага

Налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:

«Подавай сюда наше солнышко!»

Испугался Крокодил,

Завопил, заголосил.

А из пасти из зубастой

Солнце вывалилось,

В небо выкатилось!

Побежало по кустам,

По березовым листам.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,

За букашками летать.

Стали зайки на лужайке

Кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата,

Как веселые котята,

Прямо к дедушке мохнатому,

Толстопятые, бегут:

«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Вопросы для работы со сказкой

1. Куда исчезло Солнце?

2. Как изменилась жизнь зверей в лесу, когда исчезло Солнце?

3. А почему всем стало плохо без Солнца?

4. Как обитатели леса встретили возвратившееся солнышко?

5. Для чего нужно Солнце?

Варианты инсценирования сказки

1. Учитель распределяет роли между детьми. Учащиеся мимикой и движениями изображают героев сказки по ходу ее чтения.

2. Учащиеся изображают героев сказки в масках и костюмах, произнося звуки, свойственные каждому животному.

3. Учащиеся произносят текст по ролям.

Загадки к тексту сказки

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет. (Кошка)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Что это за зверь лесной

Стал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы —

Уши больше головы. (Заяц)

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой, под вьюжный вой,

Сидит в избушке снеговой. (Медведь)

Без крыльев быстрее птицы

С дерева на дерево перелетает. (Белка)

Зубастый, клыкастый,

Зеленый и большой.

Лапы толстые, хвост длинный. (Крокодил)

Ползает наоборот, задом наперед,

Все под водой хватает клешней. (Рак)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается. (Собака)

Птица-крошка,

В серенькой одежке. (Воробей)

Трав копытами касаясь,

Ходит по двору красавец,

Ходит смело, как герой,

Рога закручены дугой. (Баран)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья,

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки)

Игры

Предлагаемые детям игры известны с незапамятных времен. Долгое время они служили для развлечения взрослых. Ученые установили, что геометрические конструкторы являются эффективным средством умственного развития младших школьников.

«Танграм»

Это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на 7 геометрических фигур, то из них можно составить огромное количество (несколько сотен) самых различных силуэтов.

«Волшебный круг»

Детали игры получаются в результате деления круга на 10 частей. В наборе образуется несколько пар одинаковых по форме и симметричных частей, поскольку деление круга происходит по принципу «каждый раз пополам».

«Монгольская игра»

Игра имеет свой комплект элементов. В результате деления получается 11 фигур. Составление силуэтов из деталей этой игры вызывает у детей желание добиться результата самому, развивает наблюдательность.

«Вьетнамская игра»

Элементы игры можно получить, разрезав круг (лучше всего диаметром около 8 см) на части. Все элементы игры имеют обтекаемые контуры и побуждают ребенка к составлению силуэтов животных и людей. Дети выкладывают персонажей сказки с помощью геометрических фигур (Солнце, медведь, крокодил, сорока, заяц, кот, бабочки, белка, пальма, ель и др.). Затем выполняется коллективный коллаж из полученных ребятами фигур.

Демонстрационные опыты

Опыт № 1

Цель. Продемонстрировать наличие тепловой энергии у зажженной свечи.

Оборудование. Свеча, спички или зажигалка.

Демонстрация. Учитель зажигает свечу. Предлагает детям поднести ладонь к пламени свечи слева или справа и описать словами свои ощущения.

Вывод. Пламя свечи обладает тепловой энергией.

Опыт № 2

Цель. Продемонстрировать наличие тепловой энергии человеческого тела.

Оборудование. Кусочки льда, одеяло.

Демонстрации:

1. Ученик помещает кусочек льда на ладонь. Лед тает.

Вывод: Тело человека обладает тепловой энергией.

2. Ученик укутывается в одеяло. Ему становится очень тепло, так как одеяло удерживает теплоту.

Вывод. Тело человека обладает тепловой энергией.

3.Ученики работают в парах. Попеременно дети касаются рук друг друга (длительное рукопожатие).

Вывод. Тело человека обладает тепловой энергией.

Опыт № 3

Цель. Продемонстрировать наличие тепловой энергии электрической лампочки.

Оборудование. Включенная настольная лампа.

Демонстрация. Ученик приближает ладонь к электрической лампочке. Ладони становится тепло.

Вывод. Включенная электрическая лампочка обладает тепловой энергией.

Игры

Игра-тест «Распознай виды энергии»

По ходу игры учащимся задают вопросы и предлагаются варианты ответов.

1. Хоровод Энергоши. По два человека из каждого ряда выходят на середину класса, берутся за руки и начинают двигаться с постепенным ускорением.

Какой энергией обладают дети?

— электрической;

— энергией движения.

2. На столе стоит зажженная свеча.

Какой энергией обладает зажженная свеча?

— тепловой;

— энергией движения.

3. Учитель включил настольную лампу.

Какой энергией обладает электрическая лампочка?

— электрической;

— энергией движения.

4. Игра в кегли. Ученики мячом сбивают кегли.

Какой энергией обладает движущийся мяч?

— тепловой;

— энергией движения.

Игра «Разведка бережливых дел»

Цель:поиск объектов экономии и бережливости, обучение применению простейших способов экономии энергоресурсов.

Ход игры

Класс делится на несколько команд. Каждая команда получает задание по поиску объектов экономии и бережливости. После выполнения задания маршрутные листы сдаются эксперту — учителю. Учитель анализирует полученные данные. Проводится рефлексия по итогам игры.

Маршрутный лист бережливых дел

Маршрут __________________________________________________

Название команды___________________________________________

Командир команды__________________________________________

Задание____________________________________________________

Изучение объектов маршрута:

№ п/п Наименование объекта Выявленные недостатки
   
   
   

Тема 3. Уроки Электроши

Цель:дать ученикам представление об электрическом токе, использовании электроэнергии, об источнике и схеме распределения электроэнергии в школе и дома; научить элементарным правилам электробезопасности; показать значение электричества в жизни человека.

Рекомендации по проведению занятий

Серию занятий по теме «Уроки Электроши» можно начать с проведения опытов со статическим электричеством. Полученные выводы подкрепляются чтением рассказа Л.Л. Сикорука «Как добыть немного электричества». Далее проводится беседа о том, где еще мы можем встретить электричество (электрические приборы и машины, освещение, трамвай, метро и т.д.) и делается вывод, что для работы электроприборов необходим электрический ток. Учитель объясняет, что для этого нужно «заставить электричество двигаться в том направлении, куда нам надо» и демонстрирует простейшую электрическую цепь (карманный электрический фонарик, детская игрушка с электроприводом).

Замкнутую электрическую цепь можно смоделировать. Для этого понадобятся 2 кг гороха и желоб, который может быть изготовлен из чего угодно (например, изогнутая соответствующим образом полоска картона или жести). Также понадобится емкость, куда горошины будут скатываться. Необходимо поставить желоб так, чтобы горошинки могли катиться по нему. Они будут собираться в емкости внизу. Периодически набирайте горошины в чашку и ссыпайте их в поднятый конец наклонно установленного желоба. Таким образом, вы создали поток горошин, который создает замкнутый цикл: горошины поднимаются с нашей помощью вверх желоба и по нему скатываются вниз.

Это устройство моделирует замкнутую электрическую цепь. Горошины изображают электроны, поток горошин — электрический ток. Человек, который наполняет вершину желоба, как бы является электрической батареей, обеспечивая движение горошин от основания желоба до его вершины, откуда они снова скатываются к основанию. В электрической цепи с батареей и проводником (желобом в нашем эксперименте), батарея поддерживает напряжение на электродах (между вершиной желоба и его основанием) с тем, чтобы электроны (горошины) могли двигаться по проводнику (желобу).

Следующее занятие посвящается расширению представлений детей об использовании электроэнергии. Из широкого спектра имеющейся информации учитель выбирает те факты, которые считает наиболее яркими для решения задач занятия. Беседа о значении электричества чередуется с отгадыванием тематических загадок. Итогом занятия может стать рисование по теме и выставка рисунков.

Третье занятие целесообразно начать с игры «Наши помощники».

Цель игры — определение функций электроприборов, правил пользования ими. Игра может быть организована по группам. Каждая группа выбирает посредством жеребьевки предметную картинку с изображением электроприбора (утюга, пылесоса, холодильника, фена, миксера, стиральной машины и др.). Дается время на подготовку и ответы на следующие вопросы:

1. Как называется электроприбор?

2. Кому и в чем он помогает?

3. Какие правила пользования им вы знаете?

Таким образом, перечисляются известные детям правила пользования электроприборами. Подводя итоги игры, учитель уточняет, почему важно осторожно обращаться с электроприборами. В результате высказывания различных мнений выясняется, что электроприборы не могут работать без электричества, которое является опасным для жизни (исключение составляют приборы и игрушки на батарейках). В разговор вступает Электроша (изображение на плакате «Электроша предупреждает»; кукла; ученик в костюме Электроши и т.п.), который рассказывает о том, как важно соблюдать правила электробезопасности, и вместе с детьми читает их. Для закрепления знаний в конце занятия проводится игра «Можно – нельзя».

Четвертое занятие проводится в форме экскурсии, целью которой является изучение распределения электроэнергии в школе и поиск путей ее экономии. В ходе экскурсии проводится игра «Разведка бережливых дел». Ученики находят объекты экономии и закрепляют их наличие листовкой с символом Электроши. Во время экскурсии можно показать детям электрощитовую, в которой находятся счетчики учета электрической энергии, силовой щит, щит освещения. Сотрудники школы могут рассказать учащимся о принципах работы школьного электрооборудования. Одновременно повторяются правила электробезопасности.

Большой интерес вызовет целевая прогулка по населенному пункту, во время которой учащиеся смогут познакомиться с объектами применения электричества в своем районе, местности. «Разведку бережливых дел» можно провести, наладив сотрудничество с местными распорядительными органами (сельский совет, домоуправление, ЖЭУ).

Шестое занятие можно провести в виде фантастического экспресс-исследования. Цель такого занятия — исследовать значение электричества в жизни человека.

Экспресс-исследование проводится по следующему плану:

1. Постановка проблемного вопроса (Можно ли жить без электричества в современном мире?)

2. Выработка гипотез (Жизнь без электричества — это…)

3. Поиск и предложение возможных вариантов решения (Предлагается…)

4. Сбор материала.

5. Анализ и обобщение полученных данных.

6. Защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.)

Для проведения исследования класс делится на 4 группы. Каждая группа выбирает для исследования свой объект: организация рабочего места (на производстве и дома: освещение, электрооборудование и др.), хранение продуктов питания (производственные и бытовые холодильники), уход за одеждой (утюг, стиральная машина), организация отдыха (телевизор, компьютер, аудио и видеотехника, электрические системы в местах массового отдыха). Составляется образ предполагаемой жизни без электричества для выбранного объекта.

После представления результатов исследования делается вывод о значении электричества в жизни человека и необходимости бережного отношения к электроэнергии.

Занятие по теме «Бережное отношение к электроэнергии» проводится в игровой форме. Дети делятся на группы. Каждая группа получает задание, которое заключается в составлении правил пользования одним из электроприборов. После выполнения задания каждая группа представляет его результат в творческой форме. Это может быть песенка, стихотворение, пантомима и т.п.

Наши рекомендации