I. Словарно-орфографическая работа. Голубо́й — цвет оперения шейки голубя
(32) Голубо́й.
Голубизна́.
Голуби́ка.
Голубе́ть.
Голубо́й — цвет оперения шейки голубя.
II. Беседа о словосочетании
— Прочитайте предложения, написанные на доске.
1. Над соседним лесом показался краешек солнца. (Н. Рыленков.) 2. В сарафане красненьком заплясала Настенька. (А. Прокофьев.)
— Объясните правописание надежных окончаний прилагательных. Проверяя окончания прилагательного, мы находим существительное, от которого зависит это прилагательное, и ставим к нему вопрос. (Например: над лесом (каким?) соседним.)
Можно ли такое соединение существительного с прилагательным назвать словосочетанием? Почему? Составим схему этого словосочетания, укажем на ней слова в том порядке, в каком они употреблены в предложении: Какое слово в этом словосочетании главное, а какое — зависимое? Как это доказать? Мы задаем вопрос от существительного к прилагательному, т. е., как и в других словосочетаниях, от главного слова к зависимому. Кроме того, если в каком-либо предложении из словосочетаний опустить прилагательные, то предложение не разрушится, оно станет только менее точным, менее ярким, а если опустить существительные, то предложение разрушится. Договариваемся: при выписывании словосочетаний из текста сохранять тот порядок слов, в каком они употреблены в предложении, и вопрос ставить всегда после главного слова.
Для первых упражнений по данной теме подбираем предложения с необычным порядком слов в словосочетании существительного с прилагательным: в них дети легко находят главное и зависимое слова, потому что к такому порядку рассуждения и записи они приучены в начальной школе. Для второй части выборочного списывания, напротив, подбираем предложения с обычным порядком слов в словосочетании существительного с прилагательным.
III. Комментированное выборочное списывание. Задания: 1. Выписать словосочетания 2. Поставить вопрос от главного слова к зависимому. 3. Дописать окончания прилагательных.
1. Травою изумрудн.. блестит ковер земли. (Н. Берендгоф.) 2. На зорьке утренн.. над речкой быстр.. умылась яблоня росою чист.. (Я. Шведов.) 3. Ты в мой город приезжай утром рани.. и его не обижай невниманьем. (Л. Татьяничева.)
В ходе комментирования графически обозначаются главные и зависимые слова словосочетаний в составе предложений, написанных на доске.
IV. Выборочный диктант. Задания те же, что и в предыдущей работе, но текст дети воспринимают на слух.
1. В лесу дремучем сосны зашумели. (Д. Гулиа.) 2. Рыжей белкой на мохнатой ели заплясали отблески костра. (С. Васильев.) 3. Травы прячут синюю фиалку, от черемухи летит снежок. (Е. Трутнева.) 4. В синем небе голубь кружит, с белым облаком он дружит. (В. Коркин.)