I. Словарно-орфографическая работа. II. Индивидуальный опрос по теоретической части § 71—73, 75; особое внимание обращается на

(98) Фиоле́товый. Фио́ла — ‘сирень’ (лат.)

II. Индивидуальный опрос по теоретической части § 71—73, 75; особое внимание обращается на логическую структуру определений окончания и суффикса.

III. Тренировочные упражнения, в процессе кот знания детей о суффиксе закрепляются и углубляются.

1. Словарный диктант-молчанка. Задание: предметы, которые показывает учитель (в основном это игрушки), назвать ласково; в написанных словах обозначить суффиксы. (Корзиночка, кораблик, пароходик, диванчик, портфельчик.)

2. Устное упражнение. Выразительно прочитать народную песню «Ивушка» (упр. 398). Указать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Краткая беседа о значении и правописании суффикса прилагательных -еньк-. Беседа завершается выводом: 1) суффикс -еньк- придает прилагательным уменьшительно-ласкательное значение; 2) суффикс -еньк- пишется с ь; 3) прилагательные с суффиксом -еньк- обычно употребляются с такими существительными, в которых суффиксы, придающие им уменьшительно-ласкательное значение: синенький платочек, желтенький цыпленочек, серенький зайчик и т. п.

V. Выборочный диктант с последующим устным пересказом текста. Задание: из текста диктанта выбрать прилагательные с суффиксом -еньк-; записать их по образцу: желтый + -еньк- → желтенький.

Лосенок

Лосенок был маленький, рыженький, совсем как домашний теленок. Ножки тоненькие-тоненькие, кажется, на таких и стоять-то нельзя: сейчас переломятся.

(Г. Скребицкий.)

VI. 1. Краткая беседа о значении и правописании суффиксов прилагательных -оват-, -еват-.

2. Диктант с комплексными заданиями.

Вода в мещерских озерах

В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. В одном она фиолетовая, в другом — желтоватая, в третьем — оловянного цвета, а в четвертом — чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

(По К. Паустовскому.)

Задания: 1. Графически обозначить суффиксы -оват-, -еват-; указать (устно), какое значение придают они прилагательным. 2. Пересказать текст.

Домашнее задание: упр. 394—396.

Урок 8. Приставка

I. Словарно-орфографическая работа.

(99) Конфе́та. Кон — ‘с’, ‘вместе’

Конфе́тка. фе́цио — ‘делать’ (лат.)

Кофе́тный.

Конфе́тница.

Устно: в латинском и итальянском языках конфетой сначала называли сделанное, приготовленное лекарство, снадобье, а потом — кондитерское изделие.

II. Словарный диктант с последующими заданиями по анализу структуры слов. (Вызванные для ответа ученики пишут диктуемые слова на доске, остальные — в тетрадях.)

Диванчик, мячик, огурчик, паркетчик писательница, рощица, салатница.

Задание (с элементами занимательности): определить, один и тот же суффикс в каждой группе слов или разные; доказать правильность своего ответа. Что для этого надо сделать? (Сопоставить разбираемое слово с тем, от которого оно образовано, и правильно выделить суффикс; определить значение суффикса.)

III. Упражнения, готовящие учащихся к более глубокому, осознанному восприятию определения приставки.

1. Образование слов при помощи приставок. Используем разборную морфемную таблицу: к целому слову присоединяем («надеваем» на линейку) соответствующую приставку; наблюдаем за тем, как присоединение приставки меняет лексическое значение слова.

— Кого называют автором? (Автором называют создателя художественного произведения, научного труда, проекта и т. д.) А если человек написал книгу или статью не один, а вместе с кем-то, то его называют уже не автором, а как? (Соавтором.) Что нам потребовалось для того, чтобы построить, образовать слово соавтор? Что обозначает приставка со-? (Совместность действий, взаимную связь.) Приведите еще примеры слов с приставкой со-. (Соученики, собратья, сограждане и др.)

Таким же образом «строятся» и записываются слова с приставкой пред-. (Предъюбилейный предпраздничный, предчувствовать и т. д.) Образуя слова, особое внимание обращаем на то, что присоединение приставки к целому слову меняет его лексическое значение, но принадлежность слова к той или другой части речи остается неизменной. Приставка пред- непроверяемая ее написание надо запомнить.

2. Словарный диктант с последующим сравнением слов по составу и значению.

Соединить, разъединить; подъезжать, отъезжать; въехать, выехать; съехать, объехать.

Задание: объяснить правописание ъ; указать среди записанных слов антонимы сравнить каждую пару слов по составу и значению.

3. Устная иллюстрация — чтение шуточного стихотворения С. Маршака «Редкий случай»[27]

В одном краю такой был случай:

Гуляя как-то раз,

Набрел мудрец на куст колючий

И выцарапал глаз.

Но был на редкость он умен,

И, не сказав ни слова,

Забрел в другой кустарник он

И глаз вцарапал снова.

4. Сравнение по значению и составу глаголов выцарапал и вцарапал.

IV. Работа над определением приставки. Используя разобранные нами примеры, докажите, что приставка — значимая часть слова. Укажите, где она находится по отношению к корню; определите, для чего служит.

Ученики формулируют определение приставки, указывают в нем логические части (см. табл., с. 146).

Наши рекомендации