Дисциплинарная ответственность

Особенности, которые присущи дисциплинарной ответственности:

субъектом данного вида ответственности может выступать только временный или постоянный работник предприятия, организации, учреждения;

дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушения земельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм;

закон не устанавливает составов дисциплинарных проступков, как это имеет место в отношении административно-правовых нарушений и преступлений. Поэтому объект правонарушения здесь всегда двойной: правила внутреннего распорядка хозяйства и правила использования земель;

в отличие от иных видов ответственности, дисциплинарные наказания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени;

при применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры расследования нарушений и применения наказаний;

применять дисциплинарную ответственность вправе только администрация предприятия; администрации подразделении не дано такого права, за исключением случаев, определенных законом;

дисциплинарная ответственность может быть применима одновременно с административной и имущественной (материальной) ответственностью;

дисциплинарная ответственность применяется в чисто диспозитивном порядке, т.е. по усмотрению администрации предприятия и в необходимых случаях (ст. 128 КЗоТ);

перечень видов дисциплинарной ответственности по трудовому законодательству является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (ст. 135, 33, 254 КЗоТ). Исключение составляют случаи, предоставляющие право кооперативам и иным организациям вносить в свои уставы дополнительные взыскания.

2. Административная ответственность применяется к таким административным земельным правонарушениям, которые по степени своей опасности не требуют применения уголовного законодательства.

Размеры денежных штрафов, которые налагаются на виновных за совершение земельных правонарушений, устанавливаются в кратном отношении к минимальной оплате труда, действующей в Российской Федерации на момент совершения правонарушения. Денежный штраф, налагаемый на граждан, колеблется от одного до десяти, должностных лиц — от трех до двадцати, юридических лиц — от десяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

От вида земельного правонарушения зависит, кто налагает штраф на правонарушителя: местные органы Государственного Комитета по земельной политике РФ (Роскомзема), Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды, Министерства природных ресурсов (Минприроды России), Государственный комитет РФ по строительству и жилйщно-коммунальному комплексу, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ и др.

Административная ответственность за земельные правонарушения характеризуется следующим:

субъектами этого вида ответственности могут быть любые лица, которые в соответствии с законом признаны виновными в совершении административно-земельного проступка (ст. 13—17 КоАП). При этом закон подходит дифференцированно к должностным лицам, устанавливая для них повышенную ответственность по сравнению с обычными гражданами (ст. 15 КоАП);

административная ответственность за нарушения земельного законодательства выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо;

по общему правилу к административной ответственности виновные привлекаются в любое время независимо от того, в рабочее или во внерабочее время они совершили правонарушение. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом;

административные наказания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (ст. 199-224 КоАП);

ЗК РФ устанавливает административную ответственность за нарушение земельного законодательства. Так, лица, виновные в нарушении земельного законодательства, могут быть подвергнуты должностными лицами специально уполномоченных органов государственной власти по контролю за использованием и охраной земель административному взысканию в виде предупреждения или штрафа в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Наложение штрафов и других административных взысканий не освобождает лиц, на которых они наложены, от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

административная ответственность за нарушения земельного законодательства носит смешанный диспозитивно-императивный характер: факт совершения нарушения фиксируется в установленном законом порядке (ст. 234—236 КоАП), что влечет за собой принятие решения по делу. Однако при малозначительности проступка или при возможности исправления нарушителя другими методами административная ответственность может не применяться (ст. 21, 22 КоАП).

Административную ответственность за нарушения земельного законодательства можно классифицировать по следующим видам:

а) нарушения экономического характера: самовольное занятие земли (ст. 54 КоАП); несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков (ст. 52 КоАП); отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53 КоАП) и др.;

б) нарушения экологического характера: порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обязательных противоэрозионных мероприятий (ст. 50 КоАП) и т. п.;

в) нарушения, связанные с землей, т.е. в части объектов, представляющих собой постоянную или временную недвижимость, связанную с землей: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений (ст. 143 КоАП); потрава посевов, повреждение насаждений (ст. 96 КоАП); умышленное повреждение дорожных сооружений (ст. 131 КоАП) и др.

Земельный кодекс РФ предусматривает возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства.

Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред и убытки, причиненные ими в результате нарушения земельного законодательства. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам без возмещения затрат, произведенных нарушителями земельного законодательства за время незаконного пользования этими земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Приведение земельных участков при их захламлении, других видах порчи в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений и сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков проводятся юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных нарушениях за их счет.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществляющим постройку, на не принадлежащем ему земельном участке при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку, либо за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка;

г) нарушения правил использования земель: непринятие мер борьбы с сорняками (ст. 99 КоАП); нарушение правил благоустройства населенных пунктов (ст. 144 КоАП); нарушение правил содержания дорог (ст. 134 КоАП) и др.

3. Уголовная ответственность. Помимо административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой к нарушителям земельного законодательства может применяться уголовная ответственность. Можно выделить следующие ее основные признаки:

1)ограниченность оснований ее возникновения. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом (ст. 8 УК). Следовательно, уголовно наказуемые земельные преступления нарушают одновременно как нормы земельного, так и уголовного права;

2)особый порядок возложения (уголовная ответственность может быть возложена на лицо лишь обвинительным приговором суда, вынесенным с соблюдением закрепленных в УПК требований);

3)уголовная ответственность носит исключительно личный характер. К ней не могут привлекаться юридические лица, однако уголовному праву известен институт соучастия (умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления — ст. 32 УК). Уголовное право выполняет исключительно охранительную функцию; его основная задача — охрана общественных отношений, перечисленных в ст. 2 УК, в том числе и земельных.

Существует четыре группы составов «земельных» преступлений:

а)носящие экологический характер (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы):

специальные составы: ст. 254 — порча земли и ст. 255 — нарушение правил охраны и использования недр;

общие составы: ст. 246 — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, ст. 247 — нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, ст. 262 — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и т. д.;

б)носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект):

специальный состав: ст. 170 — регистрация незаконных сделок с землей;

общие составы: ст. 167 — умышленное уничтожение или повреждение имущества, ст. 168 — уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, ст. 171 — незаконное предпринимательство, ст. 179 — принуждение к совершению сделки, либо к отказу от ее совершения, ст. 198 — уклонение гражданина от уплаты налогов, ст. 199 — уклонение от уплаты налога с организации и т. д.;

в) посягающие на землю, как объект государственного управления:

специальные — нет; ранее имела место ст. 199 УК РСФСР 1960 г. — самовольный захват земли, однако в новый УК она не перенесена. Кроме того, такое деяние не влечет даже административной ответственности, что, несомненно, является пробелом в современном законодательстве;

общие: самоуправство — ст. 330 УК РФ;

г)связанные с землей (имеющие непосредственное отношение к тому, что произрастает на земле). Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231), нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261). В УК 1960г. имелась ст. 168 — умышленная потрава посевов и повреждение лесозащитных и иных насаждений. В новом УК это деяние декриминализировано, ответственность за него может наступить в соответствии со ст. 167 УК 1996 г. или ст. 96 КоАП РСФСР.

4. Имущественная (материальная) ответственность за нарушения земельного законодательства. Она подразделяется на гражданско-правовую, установленную ГК РФ, и материальную, установленную КЗоТом, уставами конкретных предприятий и т. п.

Во всех случаях применения имущественной ответственности за нарушения земельного законодательства должны быть в наличии четыре условия: а) наличие причиненного ущерба,подлежащего возмещению.

Ущерб как основание имущественной ответственности должен быть документально доказан.

Особенность имущественной ответственности за нарушение земель, порчу плодородного слоя и т.п. состоит в отсутствии степени износа земель, чем и отличает дела этой категории от дел о взыскании ущерба, причиненного обычному имуществу;

б)имущественная ответственность наступает за причинение не всякого ущерба, а лишь такого, который возник в результате противоправного поведения виновных лиц.

Противоправность причинения ущерба выражается в поведении виновного лица, которое противоречит нормам действующего законодательства;

в)противоправное поведение, причинившее ущерб, только тогда является основанием имущественной ответственности, когда имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями.

Причинная связь, как условие применения имущественной ответственности, предполагает непосредственное наступление вредных последствий от данных конкретных действий. Например, буйное разрастание сорной растительности на земельном участке находится в прямой причинной связи с бездействием землепользователей относительно борьбы с сорняками;

г) кимущественной ответственности привлекается лишь виновное лицо,действиями которого причинен ущерб. Невиновные действия, хотя бы они и были противоправными и влекли за собой ущерб, не подлежат имущественной ответственности.

Имущественная ответственность, предусмотренная специальными законами, делает ряд изъятий из общего положения об этой ответственности. В частности, материальная ответственность, предусмотренная трудовым законодательством, ограничивает режим общей материальной ответственности в следующем:

1. Взысканию подлежит лишь прямой действительный ущерб, неполученные доходы не взыскиваются.

2. Работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, освобождаются от материальной ответственности.

3. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный ими при исполнении служебных обязанностей земельным угодьям (если дополнительно не оговорено законом), ограничивается пределами среднемесячного заработка (ст. 119 КЗоТ), не возмещенные же средства ложатся на убытки предприятия. Лишь в случаях, специально предусмотренных законом (ст. 121 КЗоТ), материальная ответственность бывает полной, но в рамках причиненного действительного материального ущерба.

4. Для привлечения к материальной ответственности, предусмотренной трудовым законодательством, установлены сокращенные сроки.

5. Материальная ответственность за нарушения земельного законодательства, предусмотренная трудовым законодательством, может применяться в пределах до одного среднемесячного заработка руководителем предприятия (ст. 122 КЗоТ).

Наконец, материальная ответственность, будучи компенсационной, применяется наряду и вместе со всеми остальными видами ответственности.

Специальные виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства предусмотрены особыми нормативными актами. Виды специальной ответственности не вписываются в систему гражданско-правовой и других видов общей ответственности.

Наличие специальной земельно-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства обусловлено тем, что:

во-первых, земля как объект природы, элемент экосистемы имеет специфику, отличную от иных объектов материального мира, а значит общей гражданско-правовой ответственности недостаточно для надлежащего правового обеспечения ее режима.

Во-вторых, земля, будучи частью природы, неразрывно связана с другими природными объектами, а поэтому земельно-правовая ответственность переплетается со специальной юридической ответственностью, направленной на охрану этих объектов.

Наши рекомендации