И финансово-экономического анализа
Основы бухгалтерского учета
И финансово-экономического анализа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс 3
Семестр 7
Форма обучения очная
Срок освоения ООП по форме обучения
Квалификация выпускника специалист
Москва 2014
Составитель: Миронова Ольга Владиславовна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики.
_______________ «__» ________ 2014г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
Программа обсуждена на заседании кафедры протокол № 13 от 20 мая 2014г.
Зав. кафедрой Ершова Наталья Анатольевна, к.э.н., доцент
_______________ 20 мая 2014г.
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.
© Российская академия правосудия, 2014
© Миронова О.В.,2014
Оглавление
1.Цели освоения дисциплины……………………………………………….... 4
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)……………………………………………………………………………..5
3.Требования к результатам освоения дисциплины………………….…....6
4.Объем дисциплины и виды учебной работы………………………...… …7
5. Содержание дисциплины……………………………………………….…...7
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения
дисциплины…………………………………………………………………......18
Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины…………………………………………………………………..24
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………..28
1.Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Основы бухгалтерского учета и финансово-экономического анализа» является раскрытие организации бухгалтерского учета на предприятиях различных организационно-правовых форм и сфер деятельности. Формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем усвоения методологических и методических основ и приобретения практических навыков процедур анализа, направленных на информационное обеспечение обоснования управленческих решений и использования их в деятельности организации.
Дисциплина нацелена на подготовку учащихся к информационно-аналитической деятельности, в т.ч.:
- подготовка выпускников к поиску и получению новой информации, необходимой для работы в постоянно изменяющихся условиях внутренней и внешней среды и эффективного решения управленческих задач;
- подготовка выпускников, способных обеспечить эффективное использование современных информационных технологий в управленческой деятельности с целью формирования конкурентных преимуществ компании
В задачи изучения дисциплины входит:
определить место и роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в системе управления организации;
- использовать информационную базу для осуществления аналитических процедур;
- освоить организационно–методические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- овладеть знаниями и практическими навыками в поиске и реализации неиспользованных резервов роста эффективности деятельности организации;
- сформировать базовые профессиональные компетенции по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности для принятия обоснованных управленческих решений;
- овладеть умением делать аргументированные выводы и разрабатывать рекомендации и предложения по результатам проведенного анализа с целью повышения эффективности деятельности организации.
Данная программа обобщает основные вопросы оценки возможностей предприятия по повышению доходности его деятельности, эффективности хозяйствования, выбору способов и размера финансирования деятельности, поиску источников и направлений использования денежных средств, полученных в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Содержание программы образуют ключевые понятия, термины, методические подходы и приемы, используемые в отечественной теории и практике бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности организаций (предприятий).
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы. Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в профессиональный цикл.
Научно обоснованная система организации бухгалтерского учета содействует эффективному использованию ресурсов, улучшению отражения и анализа финансово-имущественного положения организаций. Переход российских хозяйствующих субъектов на новые экономические отношения привел к существенным изменениям в области методологии и организации бухгалтерского учета. Учащийся должен до начала ее изучения освоить содержание учебных дисциплин: «Экономика», «Линейная алгебра», «Информационные технологии» и иметь представление о том, на каких участках своей будущей профессиональной деятельности он сможет использовать получение им знания в рамках компетенций, обусловленных спецификой его предстоящей работы.
Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен
знать:
- о состоянии современной российской экономики;
- основы экономических проблем государства;
- закономерности экономических аспектов человеческой деятельности
уметь:
- работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников,
- формализовать исследовательскую проблему, описывать и решать задачи, использую математические методы
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада
Владеть
- навыками самостоятельной работы с литературой, в частности, как с оригинальными трудами выдающихся экономистов прошлого, так и с современными научными статьями с анализом этих трудов;
- навыками самостоятельного анализа конкретных ситуаций, встречающихся в реальной хозяйственной деятельности организаций;
- экономико-статистическими и математическими методами и теориями, в т.ч. системным анализом.
В результате освоения дисциплины обучающийся долженуметь:
- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
- использовать формы и счета бухгалтерского учета.
- применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
- ориентироваться в понятиях, категориях, методах и приемах экономического анализа;
- пользоваться информационным обеспечением анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- проводить анализ технико-организационного уровня производства;
- проводить анализ эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации;
- проводить анализ производства и реализации продукции;
- проводить анализ использования основных средств, трудовых ресурсов,
затрат на производство, финансовых результатов;
- проводить оценку деловой активности организации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
- национальную систему нормативного регулирования;
- международные стандарты финансовой отчетности;
- понятие бухгалтерского учета;
- сущность и значение бухгалтерского учета;
- историю бухгалтерского учета;
- основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы бухгалтерского учета.
- научные основы экономического анализа;
- роль и перспективы развития экономического анализа в условиях
рыночной экономики;
- предмет и задачи экономического анализа;
- метод, приемы, информационное обеспечение анализа финансово-
хозяй ственной деятельности;
- виды экономического анализа;
- факторы, резервы повышения эффективности производства;
- анализ технико-организационного уровня производства;
- анализ эффективности использования материальных, трудовых,
финансовых ресурсов организации;
- анализ производства и реализации продукции;
- анализ использования основных средств, трудовых ресурсов, затрат на производство, финансовых результатов;
- оценку деловой активности организации;
3.Требования к результатам освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Трудоемкость | |
час. | по семестрам | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинары или Практические занятия | ||
Самостоятельная работа(СРС) | ||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Таблица 2
Тематический план
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | Самостоятельная работа студента (срс) | ||||
Раздел I. Основы теории бухгалтерского учета. | Интерактивная лекция –презентация. Консультативно-тренинговые занятия | |||||
Раздел 2. Основы и развитие теории бухгалтерского учета. | Интерактивная лекция –презентация. Консультатив-но-тренинговые занятия. Тестирование, решение задач, | |||||
Раздел 3. Развитие и применение основ теории бухгалтерского учета. | Интерактивная лекция –презентация. Консультатив-но-тренинговые занятия. Работа с документацией. | |||||
Раздел 4. Основы теории экономического анализа. | Интерактивная лекция –презентация. Консультативно-тренинговые занятия | |||||
Раздел 5. Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия. | Интерактивная лекция –презентация. Консультативно-тренинговые занятия | |||||
Итого | ||||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 100% |
5.3.Практические и семинарские занятия[1].
Таблица 3
№ темы дисципли ны | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
Семинар 1. Возникновение учета, три школы развития бухгалтерского учета. Зарождение и становление бухучета в России. Национальный менталитет российского учета. | «Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам» | ||
Семинар 2. Система нормативного регулирования и ее основные элементы. Иерархия нормативно-правовых актов. Правовая пирамида. Основные нормативно-правовые акты, касающиеся отечественного бухгалтерского учета, их значение для теории и практики. | Работа с законодательными документами, нормативно-правовыми актами, Гражданским кодексом РФ, Законом о Бухгалтерском учете. | ||
Семинар 3. Понятие бухгалтерской процедуры. Моделирование в бухучете. Моделирование учетной процедуры. Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета, этапы процедуры бухучета, контрольные моменты. | Решение практических заданий. Подготовка доклада (компьютерной презентации) по теме «Первичное наблюдение как основа информационной системы бухгалтерского учета» | ||
Семинар 4. Значение инвентаризации для достоверного отражения в учете данных об имуществе и обязательствах предприятий (организаций), виды инвентаризации: периодическая, полная, выборочная. Способы, сроки, порядок и техника проведения инвентаризации, оформление и отражение результатов инвентаризации в учете и отчетности. | «Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам» | ||
Семинар 5. Классификация счетов: счета для учета средств, источников и счета для учета хозяйственных процессов. Классификация счетов по их структуре и назначению: счета основные (материальные, денежные, фондовые); регулирующие (контрактивные, контрпассивные); операционные (собирательно - распределительные, калькуляционные, операционно - результатные, финансово - результатные). | Работа с планом счетов. Решение практических заданий. | ||
Семинар 6. Процесс реализации продукции и задачи его учета. Отражение на счетах операций по реализации продукции. Учет затрат на реализованную продукцию и исчисление фактической полной ее себестоимости. Выявление и учет результатов от реализации продукции. | «Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам» | ||
Семинар 7. Объекты бухгалтерского наблюдения. Термины бухучета. Классификация объектов наблюдения. Задачи учета материалов. Классификация материально-производственных запасов. Организация учета материалов. Оценка материалов. Документация по движению материалов. Учет результатов инвентаризации. | Работа с документами. Решение практических заданий. | ||
Семинар 8. Сущность форм бухгалтерского учёта и их историческое развитие. Главная книга. Виды форм бухгалтерского учёта: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, журнал-главная. Формы учёта в условиях использования различных типов вычислительных машин. Упрощенная форма бухгалтерского учета. | Работа с документами. Решение практических заданий. | ||
Семинар 9. Характеристика традиционных приемов анализа: сравнение, группировка, индексный метод, абсолютные и относительные величины. Особенности приема элиминирования. | Решение производственных задач с использованием приема элиминирования, сравнения, абсолютных и относительных величин, балансового приема. | ||
Семинар 10. Особенности организации и проведения текущего, оперативного, перспективного экономического анализа, область применения. Сущность технико-экономического, финансово-экономического, функционально-стоимостного анализа. | Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. | ||
Семинар 11. Основные направления анализа реализованной продукции: общее изменение реализованной продукции по сравнению с предыдущим периодом, сущность баланса товарной продукции, анализ объема реализованной продукции с учетом обязательств по поставкам, а также с учетом спроса и предложения. | Оценка динамики показателей объема производства и реализации продукции. Расчеты по ассортименту, структуре и качеству продукции. Расчет влияния факторов на объем производства и реализации продукции. | ||
Семинар 12 Показатели эффективности использования основных средств: фондоотдача, фондовооруженности, фондоемкость. Анализ показателей эффективности использования оборудования: коэффициентов экстенсивного, интенсивного, интегрального использования оборудования. | Оценка состояния и эффективного использования основных фондов. Расчет влияния факторов на эффективность использования основных средств. | ||
Семинар 13. Анализ использования рабочего времени. Анализ производительности труда по экстенсивным и интенсивным факторам, их влияние на производительность труда. Сущность факторного анализа производительности труда, его значение. | Анализ численности, состава, структуры кадров и уровня их квалификации. Анализ движения рабочей силы. Анализ производительности труда и использование рабочего времени. | ||
Семинар 14. Факторный анализ себестоимости продукции. Взаимосвязь затрат на производство, объема реализации и прибыли. Расчет и оценка показателей себестоимости продукции. Анализ показателя затрат и влияние факторов. | Анализ затрат на 1 рубль продукции. Расчет влияния факторов на себестоимость продукции. | ||
Семинар 15. Система показателей рентабельности, их анализ. Роль и значение показателя уровня рентабельности продукции. Факторный анализ прибыли, рентабельности. Особенности анализа финансовых результатов в условиях инфляции. Резервы роста прибыли, рентабельности предприятия. | Расчет и анализ влияния факторов на прибыль от реализации. Расчет влияния факторов на основные показатели рентабельности. | ||
Семинар 16. Характеристики типов финансовой устойчивости. Оценка кредитоспособности предприятия и отнесение к определенному классу анализируемого предприятия по его состоятельности. Общая оценка финансового состояния предприятия и меры по его улучшению. Обобщение результатов анализа и определение направлений улучшения деятельности предприятия. | Оценка ликвидности активов. Расчет и оценка имущества предприятия. Расчеты по финансовым коэффициентам, оценка кредитоспособности предприятия. Общая оценка финансового положения и меры по его улучшению. Расчеты по финансовым коэффициентам, оценка кредитоспособности предприятия. | ||
Итого: |
Самостоятельная работа
Таблица 4
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Работа с литературой | ||
Работа с литературой; расчетно-аналитическое задание | ||
Работа с литературой | ||
Работа с литературой; расчетно-аналитическое задание; самостоятельные мини-исследования по предложенной проблематике | ||
Работа с литературой | ||
15,16 | Работа с литературой. Построение схем: Классификация счетов по назначению и структуре; Структура счетов 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи»; Классификация производственных затрат; | |
19,20 | Работа с литературой; расчетно-аналитическое задание | |
21,27 | Работа с литературой; построение сравнительной таблицы по теме «Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета»; | |
Итого: |
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1. Сущность и содержание бухучета.
2. Цели и задачи бухучета.
3. Функции бухучета.
4. Историческое развитие бухучета.
5. Законодательное регулирование бухучета.
6. Нормативное регулирование бухучета.
7. Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике.
8. Основополагающие принципы бухучета.
9. Подходы к классификациям принципов бухучета.
10. Объект бухгалтерского наблюдения. Перечень. Характеристика.
11. Ключевые понятия (термины) бухучета.
12. Имущество (активы) как ключевое понятие бухучета.
13. Обязательства (пассивы) как ключевое понятие бухучета.
14. Капитал как ключевое понятие бухучета.
15. Доходы как основное понятие бухучета.
16. Расходы как основное понятие бухучета.
17. Финансовые результаты как ключевое понятие бухучета.
18. Основные методические приемы и правила.
19. Балансовый метод отражения информации.
20. Капитальное (основное) уравнение двойственности.
21. Статистические балансы, их характеристика.
22. Характеристика динамических балансов.
23. Первичное наблюдение в бухгалтерском учете.
24. Понятие инвентаризации и её виды.
25. Сущность и значение стоимостного измерения объектов бухгалтерского наблюдения.
26. Виды оценок, применяемых в бухгалтерском учете.
27. Бухгалтерские счета, их двойная запись. Постулаты двойной записи.
28. Сущность синтетического учета.
29. Сущность аналитического учета.
30. Содержание плана счетов.
31. Учетные регистры, их классификация.
32. Организационные формы бухучета.
33. Роль учетной процедуры для обеспечения достоверности бухгалтерских знаний.
34. Этапы процедуры, выполняемые в каждом отчетном периоде.
35. Контрольное значение оборотной ведомости.
36. Формы ведения учета.
37. Понятие организации бухучета на предприятии.
38. Сущность и значение учетной политики.
39. Бухгалтерская профессия. Характеристика, применение на практике.
40. Профессиональная этика, понятие, сущность.
41. Международные и национальные профессиональные организации.
42. Бухгалтерские проводки и их классификация.
43. Последствия нарушения правил проведения инвентаризации.
44. Анализ финансовых ресурсов предприятия
45. Анализ технико-организационного уровня предприятия
46. Анализ основных производственных фондов
47. Анализ оборотных средств предприятия
48. Анализ состава, структуры и движения персонала
49. Анализ эффективности использования фонда рабочего времени
50. Анализ производительности труда
51. Анализ фонда оплаты труда
52. Анализ конкурентоспособности предприятия
53. Анализ объема и реализации продукции
54. Анализ качества продукции и его влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятия
55. Анализ себестоимости продукции
56. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
57. Анализ инвестиционной деятельности предприятия
58. Анализ финансового состояния предприятия
59. Общая оценка и прогнозирование финансового состояния предприятия
60. Анализ вероятности банкротства предприятия
61. Анализ денежных потоков предприятия
62. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
63. Анализ эффективности инновационной деятельности предприятия
64. Анализ использования материальных ресурсов предприятия
65. Анализ кредитоспособности предприятия
66. Анализ деятельности торговых организаций
67. Анализ деятельности потребительского общества
68. анализ деятельности сельскохозяйственного предприятия
69. Анализ финансового состояния страховых компаний
70. Анализ уровня развития добровольного страхования
71. Анализ соотношения добровольного и обязательного страхования
72. Анализ уровня развития страхования жизни
73. Анализ уровня развития имущественного страхования
74. Анализ рынка страховых услуг
75. Анализ вкладных операций банка
76. Анализ кредитных операций банка
77. Анализ ликвидности банка
78. Анализ финансовых результатов деятельности банка
79. Анализ доходов и расходов банка
80. Анализ рынка аудиторских услуг
81. Анализ налоговых поступлений в бюджеты различных уровней
82. Анализ исполнения бюджетов на конкретном уровне
83. Анализ социальной политики предприятия
84. Анализ уровня развития животноводства
85. Анализ уровня развития растениеводства
86. Анализ деятельности малых предприятий
87. Анализ деятельности строительных организаций
88. Анализ уровня развития системы здравоохранения
89. Анализ уровня развития образования
90. Анализ деятельности жилищно-коммунального комплекса
Вопросы к зачету по дисциплине.
1. Хозяйственный учет: понятие и виды (оперативный, статистический, бухгалтерский).
2. Роль и значение учета в системе управления ФХД организации (функции управления).
3. Измерители, применяемые в учете. Единицы учета.
4. Задачи и функции бухгалтерского учета.
5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
6. Принципы бухгалтерского учета.
7. Цели, задачи и объекты финансового и управленческого учета (сопоставление).
8. Пользователи бухгалтерской информацией и сфера их интересов.
9. Определение и состав объектов бухгалтерского учета (5 групп).
10. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению и по источникам их образования.
11. Объекты бухгалтерского учета: активы организации.
12. Объекты бухгалтерского учета: пассивы организации.
13. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.
14. Доходы и расходы как объекты бухгалтерского учета.
15. Хозяйственные факты и их регистрация в системе бухгалтерского учета.
16. Хозяйственные процессы и финансовые результаты как объекты бухгалтерского учета.
17. Определение предмета и метода бухгалтерского учета. Элементы метода бухгалтерского учета (общая характеристика по этапам учетного процесса).
18. Документация как элемент бухгалтерского учета.
19. Классификация бухгалтерских документов.
20. Составление, проверка, обработка документов. Понятие о документообороте.
21. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Виды инвентаризаций.
22. Организация, порядок проведения и оценка результатов инвентаризации.
23. Сущность и значение стоимостного измерения.
24. Виды оценки объектов бухгалтерского учета.
25. Калькулирование себестоимости продуктов труда. Элементы затрат.
26. Понятие о счетах бухгалтерского учета (активные, пассивные и активно-пассивные счета). Схемы счетов.
27. Логическое обоснование и сущность двойной записи в системе бухгалтерского учета.
28. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета: значение и содержание.
29. Отражение обязательств организации в бухгалтерском балансе.
30. Типы хозяйственных операции и их влияние на валюту бухгалтерского баланса.
31. Структура бухгалтерского баланса.
32. Функции и виды бухгалтерских балансов.
33. Понятие корреспондирующих счетов. Бухгалтерские проводки.
34. Синтетический и аналитический учет на счетах. Понятие о субсчетах.
35. План счетов бухгалтерского учета. Его назначение, сущность и содержание.
36. Классификация счетов по экономическому содержанию.
37. Классификация бухгалтерских счетов по отношению к балансу.
38. Общая классификация бухгалтерских счетов по структуре и назначению.
39. Правила учета на забалансовых счетах.
40. Понятие о формах бухгалтерского учета.
41. История экономического анализа.
42. Понятие и задачи экономического анализа деятельности предприятия
43. Виды экономического анализа.
44. Методика экономического анализа деятельности предприятия.
45. Методика факторного анализа: метод абсолютных разниц.
46. Методика факторного анализа: метод цепных подстановок.
47. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
48. Анализ ассортимента и структуры продукции.
49. Анализ качества произведенной продукции.
50. Анализ ритмичности работы предприятия.
51. Анализ обеспеченности предприятия персоналом.
52. Анализ использования фонда рабочего времени.
53. Анализ производительности труда и трудоемкости. Пути повышения производительности труда
54. Анализ состава, состояния и движения основных средств.
55. Анализ производственной мощности предприятия.
56. Анализ эффективности использования основных средств и пути ее повышения
57. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
58. Анализ использования материальных ресурсов и пути повышения эффективности
59. Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции.
60. Анализ показателей рентабельности предприятия и пути повышения рентабельности
61. Оценка финансовой устойчивости предприятия и пути ее повышения
62. Расчет и анализ чистых активов предприятия
63. Анализ ликвидности баланса.
64. Оценка платежеспособности предприятия и пути ее повышения
65. Анализ деловой активности (оборачиваемости) и пути ее ускорения
66. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Управление задолженностью.
67. Методика рейтинговой оценки предприятия.
Компетенций
Таблица 5
Требования к результатам освоения дисциплины | Оценка или зачет |
Обучающийся глубоко и прочно усвоил весь программный материал (дидактические единицы, рабочей программой по дисциплине), исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом на основные и дополнительные вопросы, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, проявляет знание литературных источников, умеет ими пользоваться при ответах, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. | отлично |
Обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, проявляет знание понятийного аппарата и литературы по теме вопроса, не допускает в ответе на вопрос неполноты, существенных неточностей, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. | хорошо |
Может быть выставлена при неполных и слабо аргументированных ответах только в том случае, если у экзаменуемого обнаруживается понимание существа поставленных в билете вопросов, обучающийся владеет понятийным аппаратом, освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий, то есть все же владеет программным материалом в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и работы. | удовлетворительно |
Ставится, если студент не знает большинства разделов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи. | неудовлетворительно |
Обучающийся выполнил все задания тестов, знает основные определения, последователен в изложении материала, владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. | зачтено |
Обучающийся не знает большинства разделов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи. | не зачтено |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 25 октября 2010 г. № 132н)
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 8 ноября 2010 г. № 142н)
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н, в ред. от 8 ноября 2010 г. № 144н)
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 (Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н, в ред. от 8 ноября 2010 г. № 144н)
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 154н, в ред. от 24 декабря 2010 г. № 186н)
7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, в ред. от 8 ноября 2010 г. № 142н)
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н, в ред. от 25 октября 2010 г. № 132н)
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н, в ред. от 24 декабря 2010 г. № 186н)
10. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 (Приказ Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. № 56н, в ред. от 20 декабря 2007 № 143н)
11. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010 (Приказ Минфина РФ от 13 декабря 2010 г. № 167н, в ред. от 14 февраля 2012 г. № 23н)
12. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, в ред. от 8 ноября 2010 г. № 144н)
13. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н, в ред. от 8 ноября 2010 г. № 144н)
14. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008 (Приказ Минфина РФ от 29 апреля 2008 г. № 48н)
15. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010 (Приказ Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. № 143н)
16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н, в ред. от 18 сентября 2006 г. № 115н)
17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н, в ред. от 24 декабря 2010 г. № 186н)
18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 № 107н, в ред. от 08 ноября 2010 № 144н)
19. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (Приказ Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н, в ред. от 8 ноября 2010 г. № 144н)
20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологич