Виды экономического анализа. Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Экономический анализ, понятие,виды,задачи и перспективы развития

Анализ – это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на разделении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ выступает в единстве с понятием синтез – соединение ранее расчлененных частей изучаемого объекта в единое целое с целью получения знания о целом. Помимо анализа и синтеза среди методов научного исследования выделяют индукцию, дедукцию, моделирование, эксперимент и др.

В науке применяются различные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятий. Экономический анализ как практика – это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации. Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики, отраслей производства. Микроэкономический анализ изучает эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования.

Наряду с планированием, учетом и контролем анализ является базовой функцией управления. Именно с него начинается и заканчивается оценка деятельности и принятие управленческих решений.

Выработка управленческого решения составляет одну из главных задач процесса управления. Экономический анализ представляет бухгалтерскую и иную информацию в пригодную для принятия решения. Экономический анализ выполняет обслуживающую функцию в процессе принятия решения. Без качественного анализа нельзя добиться эффективности системы управления предприятием. Анализ:

- позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внешние и внутренние факторы, является инструментом обоснованного планирования;

- способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, резервы и пути их реализации;

- воздействует на совершенствование системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути улучшения организации управления.

Одним из основных задач эконом. анализа является исследование коммерческого риска и средства анализа должны быть направлены на снижение уровня риска.

Все большее значение в условиях компьютерной обработки данных и в условиях острой конкурентной борьбы приобретает оперативный анализ. Современное развитие техники обработки информации позволяют делать анализ не по истечении отчетного периода, а по мере его необходимости.

Цель экономического анализа – правильная оценка деятельности предприятия, выявление и использование резервов повышения эффективности производства.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Объектом экономического анализа выступают экономические результаты хозяйственной деятельности, а именно производство, продажи, себестоимость, прибыль и т.д.

Функции анализа:

- установление тенденций экономических явлений и процессов;

- научное обоснование текущих и перспективных планов;

- контроль за выполнением планов и управленческих решений;

- поиск резервов повышения эффективности производства (главная);

- оценка результатов деятельности.

Основные принципы анализа:

- государственный подход – при оценке результатов необходимо учитывать требования законодательства, соблюдать требования экономической, социальной, экологической политики;

- научность – носит научный характер;

- комплексность – охват всех сторон деятельности и всестороннее изучение,

- системность – изучаемый объект рассматривается как система элементов, определенным образом связанных между собой;

- объективность, конкретность, точность – базируется на достоверной информации, точных расчетах;

- действенность, оперативность;

- эффективность – результат должен оправдывать затраты.

Задачи эконом. анализа:

- объективное и всестороннее исследование хоз. деятельности организации, ее результатов;

- оценка эффективности использования производственных ресурсов и производственных мощностей;

- нахождение ошибок деятельности и разработка направлений их устранения;

- поиск резервов повышения эффективности производства;

- повышение научного уровня анализа.

Виды экономического анализа

1. По признаку времени:

1) предварительный анализ (перспективный, прогнозный) – анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем; его цель – обоснование плановых заданий;

2) оперативный (ситуационный) – проводится в ходе совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие отрезки времени; его цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственный процесс;

3) последующий (ретроспективный) – проводится после совершения хозяйственной операции; его цель – контроль за выполнением плана.

2. По пространственному признаку – внутрихозяйственный и межхозяйственный.

3. По субъектам-пользователям – внешний (финансовый) и внутренний (управленческий).

4. По охвату – сплошной и выборочный.

5. По содержанию – комплексный и тематический.

Комплексный анализ предполагает изучение всех сторон деятельности организации в их взаимосвязи. Этим он отличается от отдельных видов анализа. Он предусматривает взаимную связь и обусловленность отдельных направлений анализа, комплексное выявление резервов. Основное отличие комплексного анализа – единая цель и всесторонность (системность анализа). На практике отдельные виды анализа встречаются редко. Для принятия управленческих решений необходим всесторонний анализ экономической ситуации.

7. По аспектам исследования:

1) технико-экономический. Цель – изучение взаимосвязей технических и экономических процессов и установление их влияния на результаты деятельности предприятия;

2) финансово-экономический. Цель – анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

3) социально-экономический анализ – проводится социологическими лабораториями и статистическими агентствами. Цель – изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на результаты деятельности предприятия.

4) маркетинговый – изучение спроса на продукцию, рынков ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, доступность ресурсов и др.

8. По методике изучения объектов:

1) сравнительный – сопоставление отчетных данных с показателями плана, прошлых лет, среднеотраслевыми, нормативными;

2) факторный анализ – методика исследования влияния факторов на изменение результативного показателя;

3) маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности хозяйственной деятельности на основе взаимосвязи объема производства, прибыли и себестоимости и деления затрат на постоянные и переменные;

4) функционально-стоимостной анализ – один из методов выявления резервов сокращения затрат за счет устранения излишних функций в объекте;

5) экономико-математический – выбор оптимального варианта решения экономической задачи;

6) стахостический - связь между факторными признаками и результативным показателем вероятностная.

Экономический анализ подразделяется на финансовый и управленческий. Цель финансового анализа – оценить финансовое состояние организации на основании выявленных результатов, дать рекомендации по его улучшению. Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившего финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используются дополнительно данные финансового учета и отчетности, нормативная и плановая информация.

Управленческий анализ может быть только внутренним, использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер, и его результаты важны для руководства организации. Только такой анализ имеет возможность реально оценить состояние дел в организации, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и себестоимости отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов позволяет с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за соблюдением разделов бизнес-плана.

Перспективы развития эконом. анализа. С переходом к рыночным отношениям у эконом. анализа появляются новые задачи. Это было обусловлено появлением конкурентной борьбы. Одним из способов ведения конкурентной борьбы является маркетинг. Поэтому в ходе анализа изучается состояние внешней среды. В пользование эконом анализа поступили приемы маркетингового анализа, например ситуационный анализ.

Наши рекомендации