Принципы организации финансов предприятия
Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы и источники финансирования.
Коммерческие предприятия и организации с целью получения дополнительной прибыли могут осуществить финансирование инвестиций краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций государства, участие в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранение денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков.
Принцип самофинансирования. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских, и коммерческих кредитов.
Принцип материальной заинтересованности — наличие определенной стоимостной ответственности за результаты хозяйственной деятельности. В целом этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), погашение векселей.
Принцип обеспечения финансовыми резервами. Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величина оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли.
Финансовые резервы могут образовывать и хозяйственные субъекты других организаций правовых форм собственности.
Денежные средства, направленные на в финансовые резервы, целесообразно хранить на депозитных счетах в банке либо в другой ликвидной форме.
Факторы, влияющие на организацию финансов предприятия
На организацию финансов хозяйствующих субъектов оказывают влияние 2 фактора:
1.Организационно-правовая форма хозяйствования;
2.Отраслевые технико-экономические особенности.
Финансовые ресурсы коммерческих предприятий и их источники
Первоначально при организации хозяйствующих субъектов источником приобретения производственных фондов, нематериальных активов (НМА), необходимых для осуществления хозяйственной деятельности является уставный капитал. Он может формироваться как в денежном, так и в натуральном выражении и состоит из долей, принадлежащих каждому учредителю данного предприятия.
Выручка от реализации товаров, работ, услуг, является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Своевременное ее поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств и воспроизводственного процесса. Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из нее возмещаются затраты на производство и реализацию продукции. Она служит источником формирования амортизационного фонда для воспроизводства основных фондов и нематериальных активов, выплаты заработной платы, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. Оставшаяся часть представляет собой прибыль предприятия. Направления ее использования величина, направляемая на инвестирование, определятся самостоятельно.
Особое место среди источников занимает собственный капитал – разница между суммой активов и суммой внешних обязательств предприятия. Рассчитывается на основе данных баланса. Собственный капитал делится на постоянный (уставный капитал) и переменный. Переменная часть зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. За счет него формируется резервный капитал (из чистой прибыли) и добавочный капитал (в результате переоценки отдельных статей необоротных активов и за счет эмиссионного дохода).
Помимо этих источников предприятие использует:
1.Привлеченные средства финансовые средства — денежные средства, полученные от размещения акций, взносов работников, юридических и физических лиц;
2.Заемные средства — долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга, средства иностранных инвесторов, бюджетные средства и т.д.
Финансовая система
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Финансовая системавключает три основных звена:государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.
Государственные финансысостоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).
Государственный бюджетсостоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.
Внебюджетные фондыпредставляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.
Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложениестроится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.
Использование финансовых ресурсовосуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.
Финансовые фонды– важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.
75. Бюджетная система
Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.
В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства. Унитарное-госбюджет-местные бюджеты. Федеральная-госбюджет-федеральные бюджеты-местные бюджетыы
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:
-федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
-бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
-местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;
-бюджеты городских и сельских поселений.
Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.
Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:единства;разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;самостоятельности бюджетов;полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;сбалансированности;эффективности и экономности использования бюджетных средств;гласности;достоверности бюджета;адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:правовой базы;денежной системы;организации бюджетного процесса;санкций за нарушение бюджетного законодательства.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.
Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.
Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.
Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.
Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.
Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.
Сущность и функции денег
Деньги- это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:
-обменивается на любой другой товар;
-измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).
Сущность денег
Деньги являются самым активным элементом экономики, важнейшей частью экономической деятельности, связующим звеном между участниками рынка и производством. Деньги обладают свойством «обмениваемости» на товары, включая недвижимость, драгоценности и художественные произведения. Особенно заметно это свойство при прямом обмене товарами, т.е. бартере.
Функции денег
Если рассматривать функции денег внутри страны, то можно назвать следующие:
-деньги являются мерой стоимости;
-деньги являются средством платежа;
-деньги являются средством обращения;
-деньги являются средством накопления.
Если выйти за рамки экономики одной страны, то появляется пятая функция денег – мировые деньги, которая состоит из всех вышеперечисленных.
Мера стоимостиформируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами (т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т).
Средства платежа-время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа
(Т — О и О — Д).
Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.
Мировые деньги используются в международных расчетах.
1. Институциональные основы функционирования рыночной экономики. Отношения собственности. Экономические функции государства.
2. Рыночная система: спрос, предложение и рыночное равновесие.
3. Теория потребительского поведения. Равновесие потребителя.
4. Теория эластичности спроса и предложения. Фактор времени в экономике.
5. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция.
6. Доход и издержки фирмы. Равновесие (оптимум) фирмы в кратко- и долгосрочном периодах.
7. Трансакционные издержки: сущность и классификация.
8. Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий. Антимонопольная политика государства.
9. Спрос и предложение на рынке природных ресурсов. Дифференциальная рента.
10. Риски, неопределенность и асимметрия рыночной информации.
11. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в модели AD — AS.
12. Классическая и кейнсианская модели равновесия на товарных рынках. Модель совокупных расходов и доходов или «кейнсианский крест».
13. Совместное равновесие на рынках благ, денег и ценных бумаг. Модель IS-LM.
14. Циклический характер развития современной экономики. Теории экономического цикла.
15. Инфляция: понятие, показатели, виды. Кейнсианская и монетаристская трактовки причин инфляции.
16. Монетарная политика: инструменты, направления, эффективность. 14
17. Экономический рост: сущность, факторы, типы, модели, качество.
18. Кейнсианские модели экономического роста. Эффекты мультипликатора и акселератора.
19. Международная экономическая интеграция в системе международных экономических отношений. Глобализация мировой экономики: факторы, направления, этапы. Риски глобализации.
20. Группировки и их значение в статистическом исследовании. Виды группировок, признаки и задачи, решаемые с помощью группировок.
21. Абсолютные и относительные величины, их виды, методы исчисления и значение в социально-экономическом анализе.
22. Значение и практика использования средних показателей в социально- экономическом анализе явлений и процессов.
25. Система национальных счетов (СНС). Ее достоинства и недостатки для управления экономикой на макро- и микроуровнях.
26. Способы исчисления валового внутреннего продукта (ВВП).
31. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в РФ. Перспективы развития бухгалтерского учета и отчетности в России.
33. Учет поступления, амортизации и выбытия основных средств.
34. Определение, классификация, порядок оценки и учета материально- производственных запасов.
38. Учет расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками.
39. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
40. Учет расчетов по оплате труда.
41. Учёт затрат на производство и исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг).
42. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости в отечественной и зарубежной практике.
44. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и их экономическое содержание.
45. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и их базовые принципы.
47. Предмет, метод, цель, задачи и объекты экономического анализа. Экономический анализ в системе управления коммерческой организацией
48. Классификация методов и приемов экономического анализа. Приемы моделирования и анализ факторных систем.
50. Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом информационных запросов различных групп пользователей.
51. Анализ и оценка платежеспособности и финансовой устойчивости организации.
52. Анализ финансовой устойчивости организации. Оценка рациональности структуры источников финансирования. Эффект финансового рычага.
53. Анализ деловой активности организации: система показателей, источники информации, оценка их динамики.
56. Анализ взаимосвязи затрат, объема деятельности и прибыли. Методы анализа безубыточности.
57. Анализ ресурсного потенциала организации.
59. Показатели себестоимости и их использование в анализе.
60. Анализ факторов формирования и использования прибыли организации.
62. Планирование аудита в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности. План и программа аудиторской проверки.
63. Финансовый контроль в Российской Федерации. Классификация видов финансового контроля.
64. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ. 17 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», его содержание, роль и значение в становлении и развитии аудиторской деятельности в Российской Федерации.
65. Стандарты аудиторской деятельности.
66. Состав и содержание методов сбора аудиторских доказательств в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности.
67. Существенность (понятие, порядок определения уровня существенности) и аудиторские риски в аудите. Виды аудиторских рисков в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности.
68. Виды и содержание аудиторских заключений в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.
69. Методика аудиторской проверки бизнес-процесса производства.
70. Методика аудиторской проверки бизнес-процесса продаж и учета финансовых результатов.
71. Методика аудиторской проверки бизнес-процесса заготовления
72. Современные основы организации безналичного денежного оборота
73. Понятие банковской системы
74. Финансы коммерческих организаций
74. Финансовая система
75. Бюджетная система
76. Сущность и функции денег
Учет
1 задача. Записать на счетах бухгалтерского учета факты хозяйственной деятельности ООО «Карусель» за декабрь 20ХХ гг.
Содержание операции | Сумма, руб. | Д-т | К-т | |
Начислена амортизация по основным средствам за декабрь: | ||||
а) размещенным в цехах основного производства | ||||
б) установленным в собственном магазине | ||||
в) установленным в бухгалтерии | ||||
Продан(реализован)объект основных средств: | ||||
а) по договору купли-продажи с ООО «Ромашка» , в т.ч. НДС 18%(*18/118) | 720 000 | |||
б) первоначальная стоимость основного средства | 900 000 | 01выб | ||
в) сумма накопленной амортизации | 480 000 | 01выб | ||
Произведена реконструкция административного здания силами подрядной организации, в т.ч. НДС 18% | 2000 000 | |||
Стоимость административного здания увеличена по окончании реконструкциисумму определить | (2000000-305084) |
2 задача. ООО «Комета» (ландыш)1200000,00 руб.,– 85 400,00 руб.,
20 000,00 руб., 68 000,00 руб.
Решение
Пост-ло обор от поставщ | ||||
-стоимость обор-ия | ||||
-выделен НДС из стоим-и | ||||
Дост-ка обор трансп комп | ||||
-стоим-ть услуг по тран-ки | ||||
Выделен НДС | ||||
Пречисл с расч.счета | ||||
Поставщику обор-ия | ||||
Трансп.компании | ||||
Передано об в монтаж | ||||
Отражены затр по монтаж | ||||
-на оплату труда | 69,70 | |||
-на материалы | ||||
Принято к учету обор-ие в состав ОС |
ндс=*18/118 и потом одно –другое=стоимость чего либо
3 задача. ЗАО Восток 10 марта590000,400000,59000
ПРОДАЖНАЯ СТО-ТЬ ОТГР ПРОД | ||||
ВЫДЕЛЕН НДС ИЗ ВЫРУЧКИ | ||||
ФАКТ-АЯ СЕБЕТ ПРОДУКЦИИ | ||||
РАСХОДЫ ПО ДОСТАВКЕ ПРОД | ||||
НДС ИЗ СТОИМОСТИ ДОСТАВКИ | ||||
ОПЛАТА ЗА ГОТОВУЮ ПРОДУКЦИЮ | ||||
РАСЧЕТЫ С ПЕРЕВОЗЧИКОМ(БЕЗНАЛ ПУТЕМ) |
НДС=*18/118
4 задача. Записать на счетах бухгалтерского учета факты хозяйственной деятельности ООО «Карусель» за декабрь 20ХХ гг.
Организацией приобретен товар, в т.ч.: а) стоимость товара б) НДС | ||||
Организацией приобретен товар, в т.ч.: а) стоимость товара б) НДС | ||||
Получен аванс от покупателя товара | 62-2 | |||
Начислен НДС с аванса (сумму определить) | 18000… | 76НДС | ||
Признана выручка от продажи товара, в т.ч. НДС 18% | ||||
Начислен НДС с продаж 18% (сумму определить) | 18000… | |||
Принят к вычету НДС, начисленный ранее с аванса (сумму определить) | 18000… | |||
Ранее полученный аванс зачтен в счет оплаты проданного товара (сумму определить) | 118000… | 62-2 |
5 задача.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧИЛА ЗАЕМ В СУММЕ 300000, 8%, 7,75%
РЕШЕНИЕ.
Решение:
1)Получен краткосрочный займ Д51 К 66 –300000руб.
; 2) Начислены проценты ЗА ИЮЛЬ Д91 К66 –1578,08руб. (300000*8%/365 *24ДН)
%ЗА АВГУСТ(300000*8%/365 *31ДН)=2038,36 Д91 К66
%ЗА СЕНТЯБРЬ(300000*8%/365 *6ДН)=394,52 Д 91К66
СУММА КРАТКОСР.ЗАЙМА=300000 Д 66 К51
ПЕРЕЧИСЛЕНЫ ПРОЦЕНТЫ =4011 Д66К51
В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ % ПО КРЕДИТАМ ПРИНИМАЮТСЯ ПО ФАКТУ,РАСХОЖДЕНИЯ В УЧЕТЕ НЕ ВОЗНИКАЕТ