Глава 1 Понятие и сущность дебиторской и кредиторской задолженности
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Понятие и сущность дебиторской и кредиторской задолженности. 5
1.1 Дебиторская и кредиторская задолженность. 5
1.2 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.. 6
1.3 Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях рыночных отношений........................................................................................................................................ 11
Глава 2 Проектирование информационной системы.. 17
2.1 Формулировка требований. 17
2.2 Модель предметной области. 18
2.3 Структура системы.. 19
Глава 3 Реализация информационной системы.. 19
3.1 Выбор средств разработки и СУБД.. 20
3.2 Особенности реализации. 20
3.3 Работа с программой. 22
3.4 Справочник – «Список пользователей». 22
3.5 Авторизация пользователя в системе. 23
3.6 Работа с финансовыми показателями. 24
3.7 Выбор рабочего периода. 25
3.8 Оборачиваемость оборотного капитала. 25
3.9 Анализ данных. 26
Глава 4 Расчет экономической эффективности. 18
4.1 Расчет экономической эффективности. 18
4.1.1 Расчет капитальных затрат. 19
4.1.2 Расчет экономической эффективности от внедрения системы.. 25
4.2 Расчет эффекта от реализации программного продукта «Анализатор». 26
Заключение. 33
Список используемой литературы.. 34
Введение
Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.
Они могут различаться по структуре (простые и сложные), по важности результата (основные и второстепенные), по времени действия (постоянные и временные). Но все эти факторы можно разделить в зависимости от места их возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия, и внешние, не подвластные воле организации.
Наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывают внутренние факторы. Среди них особое место занимает наличие дебиторской и кредиторской задолженностей.
Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженности в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей.
Эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностями на сегодняшний день является одной из первоочередной и актуальной задачей, для решения которой требуется провести исследования в этой области.
Целью данной работы является разработка информационной системы по расчету дебиторской и кредиторской задолженности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты кредиторской и дебиторской задолженности;
2) изучить модель предметной области;
3) спроектировать информационную систему;
4) разработать информационную систему.
Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определены актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования, характеристика степени разработанности темы, методическая и информационная база.
В первом разделе рассматривается дебиторская и кредиторская задолженности в целом, а также теоретические аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностями. В ней изложены сущность, цель, функции и роль управления дебиторской и кредиторской задолженностями в рыночной экономике.
Во втором разделе проанализировано финансовое состояние предприятия рассматривается методология дебиторской и кредиторской задолженностями: управление использованием оборотного капитала, авансированного в запасы, нормирование запасов, управление запасами и дебиторской задолженностью.
В третьем разделе описана разработка информационной системы. Обосновано выбор средств разработки программного обеспечения, средств проектирования баз данных работы информационной системы, и описание работы информационной системы.
В заключении рассматриваются основные выводы по работе.
Модель предметной области
Для того чтобы верно определить требования, разработчики должны понимать контекст (часть предметной области) в котором будет работать будущая система. Для этого создаются модель предметной области (см. рис.2.2)..
Рис. 2.2 Модель предметной области
В процессе ER-проектирования получили следующие отношения (таблицы): Users, Status, Fin_Info. Users. В таблице Users хранятся данные о пользователях системы, таблица Status содержит информацию о правах доступа пользователей, таблица Fin_Info хранит исходные данные для расчета финансовых показателей и последующего их анализа, для принятия решений.
Структура системы
. Структура системы построена по следующему шаблону (см. рис 2.3). Экземпляр объекта Controller создается при запуске приложения. Авторизация в системе происходит при помощи метода данного объекта Avtorization, также данный объект имеет методы для формирования пользовательского интерфейса, в зависимости от прав доступа пользователя (CreateInt_User), методы для работы с записями таблиц (WorkData) и методы, касающиеся непосредственно предметной области (Raschet, Analiz). Обращение к методам данного объекта осуществляется из форм пользовательского интерфейса. Объект Reporter предназначен для формирования печатных форм отчетов, полученных в результате анализа исходных данных системой. Метод Export_Data осуществляет экспорт данных в файл Excel, метод Privive показывает на экран этот документ.
Рис.2.3 Основные объекты структуры системы
Особенности реализации
При разработке программы были использованы следующие компоненты:
MainMenu – главное меню формы;
ActionList – компонент не имеет видимого изображения и служит для поддержки механизма действий. В программе используется для функциональной связки главного меню и кнопок компонента ToolBar;
ToolBar – является контейнером для создания панелей инструментов. Главная отличительная черта компонента – его способность глубокого управления дочерними элементами;
ImageList – компонент служит контейнером для хранения множества рисунков одинакового размера;
StatusBar – предназначен для создания строки состояния. Компонент может иметь несколько панелей, а также кнопку изменения размера окна, на которую он помещен.
Метка(Label) – используется для отображения различных текстовых надписей;
Панель(Panel) – служит для группировки отдельных компонентов по функциональному признаку, а также для увеличения эффекта наглядности и улучшения интерфейса программы.
Доступ к БД осуществлен по технологии ADO. В процессе разработки были использованы следующие компоненты для работы с этой технологией. ADOTable, ADODataSet, ADOQuery, ADOConection. Для разработки объекта системы Reporter была использована технология OLE.
Работа с программой
Так как наша программа обладает MDI интерфейсом, то главному окну достаются управленческая роль, в рамках его рабочей области будут находиться окна основных модулей (рис. 4.1).
Рис. 4.1 Главное окно программы
Как видно из рисунка интерфейс программы достаточно простой, основные кнопки расположены на панели инструментов, они все дублируются командами меню программы.
Выбор рабочего периода
Выбор периода играет ключевую роль в функциональности программы, т.к. исследуемый период определяет, какие именно данные буду использоваться для вычисления финансовых показателей. Для выбора периода расчета предусмотрена специальная команда «Период/Выбор периода» (см. рис. 4.6).
Рис. 4.6 Выбор периода.
Анализ данных
После выполнения необходимых расчетов пользователь программы может посмотреть результаты анализа в графическом виде и прочитать пояснения к полученным коэффициентам. Для этого в меню «Анализ» находятся команды, соответствующие предыдущим трем таблицам.
Рис. 4.10 Окно «Анализ оборотного капитала».
Как видно из рисунка (см. рис. 4.10) для отображения графической информации используется компонент TChart, ниже которого располагается TMemo, с пояснениями к вычисленным коэффициентам. Вывод комментариев полностью зависит от значений коэффициентов.
Окна снабжены собственной панелью инструментов, на которой располагаются кнопки «Сохранить», «Печать» (функционал не реализован на данном этапе разработки приложения) и кнопка «Выход». Благодаря тому, что свойству Align компонентов TChart и TMemo присвоено значение «alClient» эти компоненты масштабируются вместе с изменением размеров самого окна, таким образом пользователь может растянуть или сжать окно до необходимого состояния.
Расчет капитальных затрат
Капитальные затраты включают в себя:
1) затраты на технические средства и программное обеспечение;
2) заработная плата персонала;
3) машинное время и прочие затраты.
Стоимость программного обеспечения приведена в таблице 3.1
Таблица 3.1 – Стоимость программного обеспечения
Программное обеспечение | Цена лицензии |
Среда разработки – Borland Delphi 7 | |
Итого |
Затраты, связанные с реализацией системы, представлены в таблице 3.2
Таблица 3.2 – Затраты на реализацию системы
Наименование этапа реализации | Трудоемкость, чел/час | Цена часа, руб. | Сумма |
Обследование предметной области | |||
Постановка задачи | |||
Техническое проектирование | |||
Рабочее проектирование | |||
Тестирование системы | |||
Итого: |
Часовые ставки брались исходя из среднерыночной стоимости труда программиста на региональном рынке.
Стоимость машинного времени для разработки показана на формуле
Зм = t ´ Цм, (3.1)
где Зм - стоимость машинного времени, руб.,
t – время, затраченное на разработку, час;
Цм – стоимость одного часа машинного времени, руб./час.
Получаем:
Зм = 382 час * 8.50 руб./час = 3247 руб.
Таким образом, капитальные затраты составят:
К = 16950 руб. +36800 руб. + 3247 руб. = 56997 руб.
Заключение
В ходе выполнения данной работы были изучены модели данных, правила нормализации сущностей в реляционной базе данных. Работа с базами данных MS Access в Delphi подразумевает использование специализированных компонентов, а именно компонентов использующих технологию ADO. Поэтому для реализации программы «Анализатор» мне необходимо было изучить саму технологию ADO и соответствующую группу компонентов.
Можно считать, что поставленная цель и задачи выполнены полностью. Разработанная база данных позволяет хранить и модифицировать все необходимые сведения для проведения рассматриваемого анализа деятельности предприятия.
Хочется еще отметить, что работа над совершенствованием данной программы будет продолжена, добавлены новые методы оценки деятельности, инструменты управления данными.
Разработанная программа уже на данном этапе позволяет упростить процесс вычисления необходимых коэффициентов, предоставив пользователю в доступной форме возможность наблюдения за деятельностью в различные периоды, информация подкрепляется графиками и выводами.
Список используемой литературы
1. Г.Б.Поляк и др. «Финансовый менеджмент», Москва, ЮНИТИ, 1997г.
2. Ковалев В.В. «Финансовый анализ», Москва, Экономика, 1998г
3. Справочная Правовая система Гарант 5.3. «Анализ финансового состояния предприятия», 2002г
4. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: Финансы и статистика, 1994. – 224с.
5. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. Пер. с датского. - М.: Высшая школа, 1994. - 272с.
6. Ефимова О. В. Финансовый анализ. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999. - 352с.
7. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 336 с.
8. Кейлер В.А. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 132 с.
9. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие - М.: Издательство «Дело и сервис», 1998. – 304с.
10. Шевченко Н.С., Черных А.Ю., Тиньков С.А., Кузьбожев Э.Н. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами: учебно-методическое пособие / Под ред. д.э.н., проф. Э.Н. Кузьбожева; Курск. гос. тех. ун-т. Курск, 2000. - 154с
11. Шопенко Д.В., Кныш М.И., Гончарук О.В., Управление финансами предприятия. Учебное пособие. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. 64 с.
12. Глушаков С.В., Клевцов А.Л., Теребилов С.А. Программирование на Delphi 5. 2002 г.
13. Гофман В.Э., Хомоненко А.Д. Delphi 5. БХВ - Санкт-Петерберг.2000 г.
14. С.Бобровский Delphi 5: учебный курс. – СПб.: издательство «Питер», 2000 – 640с.
15. Фаронов В.В. Программирование баз данных в Delphi 7. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2004. – 459с.
16. Глушаков С.В.; Ломотько Д.В. Базы данных: Учебный курс / Худож. – оформитель А.С. Юхтман. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс; Киев: Абрис, 2000. – 504с. – (Домашняя библиотека).
17. Конноллн, Томас, Бегг, Карелии. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. 3-е издание. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме", 2003. — 1440 с.
18. Райордан Р. Основы реляционных баз данных/Пер, с англ. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2001. — 384 с.
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Понятие и сущность дебиторской и кредиторской задолженности. 5
1.1 Дебиторская и кредиторская задолженность. 5
1.2 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.. 6
1.3 Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях рыночных отношений........................................................................................................................................ 11
Глава 2 Проектирование информационной системы.. 17
2.1 Формулировка требований. 17
2.2 Модель предметной области. 18
2.3 Структура системы.. 19
Глава 3 Реализация информационной системы.. 19
3.1 Выбор средств разработки и СУБД.. 20
3.2 Особенности реализации. 20
3.3 Работа с программой. 22
3.4 Справочник – «Список пользователей». 22
3.5 Авторизация пользователя в системе. 23
3.6 Работа с финансовыми показателями. 24
3.7 Выбор рабочего периода. 25
3.8 Оборачиваемость оборотного капитала. 25
3.9 Анализ данных. 26
Глава 4 Расчет экономической эффективности. 18
4.1 Расчет экономической эффективности. 18
4.1.1 Расчет капитальных затрат. 19
4.1.2 Расчет экономической эффективности от внедрения системы.. 25
4.2 Расчет эффекта от реализации программного продукта «Анализатор». 26
Заключение. 33
Список используемой литературы.. 34
Введение
Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.
Они могут различаться по структуре (простые и сложные), по важности результата (основные и второстепенные), по времени действия (постоянные и временные). Но все эти факторы можно разделить в зависимости от места их возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия, и внешние, не подвластные воле организации.
Наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывают внутренние факторы. Среди них особое место занимает наличие дебиторской и кредиторской задолженностей.
Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженности в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей.
Эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностями на сегодняшний день является одной из первоочередной и актуальной задачей, для решения которой требуется провести исследования в этой области.
Целью данной работы является разработка информационной системы по расчету дебиторской и кредиторской задолженности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты кредиторской и дебиторской задолженности;
2) изучить модель предметной области;
3) спроектировать информационную систему;
4) разработать информационную систему.
Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определены актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования, характеристика степени разработанности темы, методическая и информационная база.
В первом разделе рассматривается дебиторская и кредиторская задолженности в целом, а также теоретические аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностями. В ней изложены сущность, цель, функции и роль управления дебиторской и кредиторской задолженностями в рыночной экономике.
Во втором разделе проанализировано финансовое состояние предприятия рассматривается методология дебиторской и кредиторской задолженностями: управление использованием оборотного капитала, авансированного в запасы, нормирование запасов, управление запасами и дебиторской задолженностью.
В третьем разделе описана разработка информационной системы. Обосновано выбор средств разработки программного обеспечения, средств проектирования баз данных работы информационной системы, и описание работы информационной системы.
В заключении рассматриваются основные выводы по работе.
Глава 1 Понятие и сущность дебиторской и кредиторской задолженности