Роль МСФО в обеспечении пользователей достоверной информацией о финансовом положении и результатах деятельности субъектов экономики

Каждая страна имеет свою национальную систему учета и отчетности. Несмотря на большое разнообразие учетных систем, выделяют три основные модели бухгалтерского учета: англо-американо-голландская модель, континентальная (европейская) модель и южно-американская модель. При этом следует отметить, что данная классификация моделей учета является наиболее общей и приведенное деление, во-первых, в некотором отношении условно; во-вторых, некоторые страны используют смешанные системы с учетом местных национальных особенностей; в-третьих, в результате распада социалистического лагеря в бывших его странах проводятся преобразования в области учета и они воспринимают ту или иную модель, либо ориентируются на международные стандарты.

Значение международных стандартов финансовой отчетности в последние годы растет во всем мире. Европейский союз и многие другие страны уже приняли решение о переходе от национальных стандартов к МСФО, отдельные страны ЕС (например, Германия, Италия, Франция) уже разрешили своим компаниям вести учет в соответствии с МСФО, а также ЕС объявил о своем намерении сделать МСФО обязательными для всех 6700 компаний, входящих в котировальные листы фондовых бирж ЕС, а также для всех компаний выпускающих проспекты эмиссий.

Например, необходимость реформирования отечественной системы учета и отчетности в связи с переходом на рыночные рельсы назрела давно. Российская система бухгалтерского учета, которая в настоящее время представляет собой адаптированный вариант системы, изначально ориентированной на планово-государственную экономику, не отвечает требованиям принятия экономических решений в условиях рынка. Это приводит к ошибочным выводам и неэффективному использованию экономических ресурсов, как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне страны в целом. Стало очевидно, что переход на международные стандарты необходим и в течение нескольких лет Россия реформирует систему бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с ними.

Экономические преимущества перехода на международные стандарты заключается в том, что они направлены на обеспечение прозрачности финансовых данных и отражение реальной экономической ситуации, что позволяет пользователя отчетности принимать правильные, обоснованные экономические решения.

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. Для облегчения практического перехода на стандарты в 1979 г. в Центре ООН по транснациональным корпорациям была создана Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности. Деятельность специалистов связана с изучением и обобщением национальных бухгалтерских стандартов отдельных стран и проблемами международной стандартизации учета. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и с апреля он был реорганизован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО)

Работа СМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет СМСФО составил около 15 млн. долларов.

В настоящее время структура Совета выглядит следующим образом:

1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности»;

2. Правление СМСФО;

3. Консультативный Совет по стандартам;

4. Комитет по интерпретациям МСФО.

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» - это некоммерческая организация, которая была зарегистрирована по законам американского штата Делавэр 6 февраля 2001г. Попечительский совет является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, отвечавшим за разработку МСФО до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг.

Учредителями Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающих необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Основные цели совета это:

1) формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;

2) проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;

3) способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

- назначение членов Правления СМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;

- ежегодный анализ эффективности стратегии Правления СМСФО;

одобрение бюджета Правления;

- рассмотрение стратегических вопросов, затрагивающих международные стандарты финансовой отчетности, повсеместное продвижение целей СМСФО;

- утверждение оперативных процедур Правления СМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;

- утверждение поправок к Конституции в соответствии с установленными процедурами.

Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления СМСФО.

Наши рекомендации