Сущность государственного (муниципального) кредита (далее ГМК), его формы и роль в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и местных потребностей

Алмосов:

Государственный кредит как экономическая категория выражает со­вокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой, по поводу получения займов, предоставле­ния ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений может выступать в роли: заемщика, кредитора или гаранта.

К основным задачам государственного кредита относятся:

1. финансирование бюджетного дефицита;

2. проведение международной и региональной финансово-кре­дитной политики;

3. поддержка социально-приоритетных секторов и видов дея­тельности.

Субъектами государственного кредита является государство, иностранные государства, международные кредитно-финансовые институты, граждане и юридические лица. Объектом кредитных отношений является ссуженная стоимость, передаваемая государству или государством на условиях возвратности, срочности и платности.

В рамках государственного кредита за государством, чаще всего, закрепляется роль заемщика, осуществляя которую образуется государственный долг.

Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

· срок предоставления или получения кредита;

· обязанности сторон;

· условия обеспечения возврата ссуды;

· размер процентной ставки за пользование ссудой;

· другие условия.

Особенности данного института – отношения носят государственно властный характер (несмотря на то, что гос-во явл-ся заемщиком и должником именно оно в одностороннем порядке устанавливает условия порядок и сроки осущ-я заимствований, устанавливает механизм и инструменты управления). Как правило гос-во заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким либо залогом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Основа правового регулирования Конституция РФ (75, 104), БК РФ, ФЗ «Об особенности эмиссии и обращения гос и муниц ЦБ». Кроме того бюд. послания президента, законы и решения о бюджете. Акты правительства и Минфина. ЦБ РФ.

Основы муниципального кредита ФЗ 131.

Сущность ГМК в его функциях:

1. Перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

· федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

· региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

· международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

· иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

· федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект.

3. Функция учета и контроля за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Формами контроля являются:

· контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

· контроль за соблюдением условий кредитного договора;

· контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

· решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

· проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

· поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

· поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Наши рекомендации