Состав МСФО. Стандарты и интерпретации. Процедура разработки и принятия стандартов и интерпретаций. Тенденции развития МСФО

Список действующих стандартов МСФО на 2015 год.

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»

МСФО (IAS) 2 «Запасы»

МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств»

МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»

МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода»

МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство»

МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность»

МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (IAS 16 «Property, Plant and Equipment»)

МСФО (IAS) 17 «Аренда» (IAS 17 «Leases»)

МСФО (IAS) 18 «Выручка» (IAS 18 «Revenue») (перестанет действовать с 1 января 2017 года; новый стандарт по выручке, который будет действовать с 01.01.17 — IFRS 15)

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют»

МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»

МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»

МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»

МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»

МСФО (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве»

МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»

МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»

МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»

МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» (подробно об оценочных обязательствах, об условных обязательствах)

МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»

МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»

МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»

МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов»

МСФО (IFRS) 2 «Платеж, основанный на акциях»

МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса»

МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»

МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»

МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»

МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»

МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»

МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность»

МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»

МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (читать тут)

МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных разниц»(Regulatory Deferral Accounts) — вступит в силу с 01 января 2016 года

МСФО (IFRS) 15 «Выручка от контрактов с клиентами» (Revenue from Contracts with Customers) — вступит в силу с 01 января 2017 года

Перечень интерпретаций МСФО

Номер Название
ПКИ (SIC) 7 Введение Евро
ПКИ (SIC) 10 Правительственная помощь
ПКИ (SIC) 12 Консолидация - специальная компания
ПКИ (SIC) 13 Совместно контролируемые компании - неденежные вклады со стороны предпринимателей
ПКИ (SIC) 15 Операционная аренда - стимулы
ПКИ (SIC) 21 Налоги на прибыль - возмещение переоцененной стоимости активов, не подлежащих амортизации
ПКИ (SIC) 25 Налоги на прибыль - изменение налогового статуса компании или её акционеров
ПКИ (SIC) 27 Оценка содержания операций, оформленный юридически как аренда
ПКИ (SIC) 29 Раскрытие информации - соглашения по сервисным концессиям
ПКИ (SIC) 31 Выручка - бартерные операции, включая рекламные услуги
ПКИ (SIC) 32 Нематериальные активы: затраты на веб-сайт
ПКИ (IFRIC) 1 Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательств
ПКИ (IFRIC) 2 Долевое устастие в кооперативах и подобные финансовые инструменты
ПКИ (IFRIC) 3 Квоты на выброс веществ в атмосферу (отменена)
ПКИ (IFRIC) 4 Как определить, имеет ли сделка признаки аренды
ПКИ (IFRIC) 5 Права на доли, возникающие из фондов, демонтаж и ликвидацию основных средств, рекультивацию и восстановление окружающей среды
ПКИ (IFRIC) 6 Обязательсва, возникающие от участия на специализированных рынках, - отработавшее электрическое и электронное оборудование
ПКИ (IFRIC) 7 Применение пересчета в соответствии с IAS 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
ПКИ (IFRIC) 8 Сфера действия IFRS 2
ПКИ (IFRIC) 9 Переоценка встроенных производных финансовых инструментов
ПКИ (IFRIC)10 Промежуточная финансовая отчетность и обесценение
ПКИ (IFRIC)11 Учет сделок с собственными акциями и инструментами, принадлежащими группе
ПКИ (IFRIC) 12 Концессионные соглашения

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Совет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Процесс разработки международных стандартов включает в себя шесть основных этапов:

1. Формирование редакционной комиссии. Ее возглавляет уполномоченный представитель Правления. Она обычно включает представителей бухгалтерской профессии не менее чем из трех различных стран, но может включать представителей других организаций, состоящих в Правлении или Консультативном совете, а также экспертов в определенных областях;

2. Разработка проекта международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает возникающие вопросы подготовки и предоставления финансовых отчетов, а также обсуждает план работы СМСФО над этими вопросами. Помимо этого редакционная комиссия изучает требования к бухгалтерскому учету и учетную практику на национальном и региональном уровне, включая различные бухгалтерские системы в различных экономических условиях. В результате обсуждения указанных вопросов Редакционная комиссия представляет на рассмотрение Правления «Общий план разработки проекта международного стандарта»;

3. Подготовка рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия готовит «Рабочий проект положений». Его целью является установление тех принципов, которые будут использованы при подготовке «Проекта международного стандарта финансовой отчетности». Он также содержит описание рассмотренных альтернативных решений и причины, по которым рекомендуется их принятие или отклонение. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длиться четыре месяца;

4. Утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия просматривает перечень замечаний по «Рабочему проекту положений» и согласовывает его окончательный вариант, после чего документ представляется на утверждение Правления и используется в качестве базы подготовки «Проекта международного стандарта финансовой отчетности». Окончательный вариант «Рабочего проекта положений» не публикуется, однако может быть представлен по требованию общественности;

5. Составление плана разработки международного стандарта. Редакционная комиссия разрабатывает план «Проекта международного стандарта финансовой отчетности», который впоследствии рассматривается и публикуется в случае его принятия. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длиться от одного месяца до полугода;

6. Подготовка проекта международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает все предложения и замечания и готовит «Проект международного стандарта финансовой отчетности» на рассмотрение Правления. После утверждения проекта, для чего необходимо 2/3 голосов членов Правления, публикуется новый стандарт.

В ходе этого процесса Правление может решить, что рассматриваемый вопрос требует дополнительной консультации или составления перечня обсуждаемых вопросов для получения различных комментариев. При этом может появиться необходимость подготовить не один, а несколько вариантов «Проекта международного стандарта финансовой отчетности».

Рабочая программа Совета в основном ориентированна на две цели:

- дальнейшее развитие международных стандартов финансовой отчетности на базе уже существующей системы стандартов;

- содействие процессу унификации бухгалтерского учета путем сокращения количества альтернативных бухгалтерских подходов, разрешенных международными стандартами.

В процессе работы составителей и пользователей финансовой отчетности во всем мире возникают проблемы унификации бухгалтерского учета. Процесс унификации бухгалтерского учета напрямую связан с фундаментальными изменениями в мировой экономике в результате международной интеграции и интернационализации хозяйственной деятельности. В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах – членах сообщества, т.е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Данная работа осуществляется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть гармонизации национальных версий закона о компаниях.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Совет по международным стандартам финансовой отчетности, - СМСФО, разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО.

ТЕМА 2. Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности

Наши рекомендации