Аккредитация в качестве Участника торгов в Секции «Торги ценными бумагами с расчетами через систему клиринга ММВБ» » на Московской фондовой бирже.

Аккредитация осуществляется в соответствии с «Правилами торговли ценными бумагами в Секции «Торги ценными бумагами с расчетами через систему клиринга ММВБ» » на Московской фондовой бирже и «Правилами аккредитации в Секции «Торги ценными бумагами с расчетами через систему клиринга ММВБ» » на Московской фондовой бирже.

Согласно Приложению №10 к Правилам торговли ценными бумагамивСекции «Торги ценными бумагами с расчетами через систему клиринга ММВБ», аккредитационный сбор Участника торговсоставляет 200 у.е.

В соответствии с Решением заочного заседания Биржевого Совета НП «МФБ» (Протокол №2/2003 от 06 мая 2003). Участникам торгов, аккредитованным на 01.05.2003 г. в качестве Участника торгов в Секции «С полным покрытием», аккредитационный сбор в размере 200 у.е. будет зачтен из внесенного ранее аккредитационного сбора.

Одновременно обращаем Ваше внимание на необходимость регистрации на МФБ клиентов Участников торгов. Порядок такой регистрации аналогичен действующему в настоящее время на ММВБ, а именно, в целях осуществления регистрации клиентов Участников торгов на МФБ необходимо направить идентификационные номера налогоплательщика (далее — ИНН) Участника торгов, а также ИНН клиентов Участника торгов. В случае если клиент Участника торгов является физическим лицом и не имеет ИНН, на МФБ следует предоставить информацию о номере бланка паспорта указанного физического лица (в случае отсутствия паспорта — о номере иного документа, заменяющего паспорт в соответствии с законодательством РФ).

Отчетные документы организатора торговли по сделкам, заключаемым в секции «Торги ценными бумагами с расчетами через систему клиринга ММВБ» на Московской фондовой бирже, формируются на МФБ и выдаются Участникам торгов в электронной или в бумажной форме в соответствии с Правилами торговли ценными бумагами в Секции «Торги ценными бумагами с расчетами через систему клиринга ММВБ» на Московской фондовой бирже. Для получения отчетных документов по итогам торгов в электронной форме Участники торгов должны предоставить на МФБ Заявление о предоставлении документов в форме электронных документов, составленное по форме Приложения №11 к Правилами торговли ценными бумагами в Секции «Торги ценными бумагами с расчетами через систему клиринга ММВБ» на Московской фондовой бирже.

Как и во многих других странах, биржевой рынок ценных бумаг в России развивается по пути концентрации большей части оборотов на одной биржевой площадке (более 80% совокупного оборота по ценным бумагам на российском рынке) — Московской межбанковской валютной бирже (Moscow Interbank Currency Exchange — MICEX). Организация торгов на ММВБ соответствует мировым стандартам, поскольку в основной режим торгов заложен принцип Order driven market (рынок конкурирующих между собой заявок, при котором сделка заключается автоматически при пересечении условий во встречных заявках).

Однако клиринг на биржевом рынке ценных бумаг на ММВБ имеет ряд серьезных отличий от практики его осуществления на мировых торговых площадках.

Помимо того, что ММВБ на основании лицензии ФКЦБ оказывает участникам торгов услуги клиринга, можно выделить следующие основные черты биржевого клиринга по ценным бумагам на ММВБ: система гарантий основана на полном предварительном обеспечении, расчеты происходят на чистой основе (с применением неттинга), в процессе неттинга клиринговая организация не выступает в качестве принципала, расчеты по итогам клиринга происходят на принципах поставки против платежа, наличие де-факто группы компаний, объединяющих элементы инфраструктуры торговли, клиринга и расчетов.

Существующая система клиринга и расчетов достаточно надежна, поскольку в ее основе лежит полное обеспечение. Основным видом клиринга на ММВБ является нецентрализованный клиринг с использованием многостороннего неттинга, подразумевающий полное обеспечение. Данный вид клиринга сочетает в себе такие преимущества, как анонимность торговли, резкое сокращение конечного числа операций, необходимых для завершения расчетов.

Однако существует ряд недостатков. Основной из них связан с тем, что участники клиринга обязаны производить 100%-ное предварительное депонирование. Это исключает возможность эффективного использования активов. Полное предварительное обеспечение, очевидно, является наиболее надежным способом гарантирования устойчивости системы клиринга и расчетов. И российская действительность на определенном этапе сделала такой способ обеспечения единственно возможным. Но "замораживание" средств и ценных бумаг на счетах в процессе полного предварительного депонирования со временем должно уступить место частичному обеспечению. Полное обеспечение для формирующегося российского биржевого рынка ценных бумаг является своего рода трехколесным велосипедом, который со временем должен быть заменен на двухколесный, позволяющий двигаться быстрее.

Другой недостаток — формирование по итогам многостороннего неттинга формальных пар контрагентов по итоговым нетто-обязательствам и нетто-требованиям. Наличие полного обеспечения при нормальном функционировании систем делает практически безразличным для участника клиринга того, кто будет его формальной парой. Однако в случае маловероятных, но теоретически возможных, сбоев в системах клиринга наличие произвольного контрагента по нетто-обязательствам существенно повышает риски.

Первым шагом на пути от полного к частичному обеспечению должно стать введение централизованного клиринга, что, кроме прочего, позволит осуществлять неттинг на цивилизованных основах. Стороной по итоговым нетто-требованиям и нетто-обязательствам будет центральный контрагент, а не случайный участник клиринга, полное обеспечение обязательств которого контролируется клиринговой организацией.

Осуществление биржей клиринговых функций на основании лицензии ФКЦБ, как и аффилированность расчетных организаций, в целом соответствует современному пониманию эффективного построения системы клиринга и расчетов. Существенным недостатком системы при этом является тот факт, что элементы инфраструктуры не принадлежат на правах собственности широкому кругу участников рынка. Большая часть акционеров биржи, расчетной палаты и расчетного депозитария представлены ЦБ РФ и банками с государственным участием. Такое положение дел, несомненно, способствует повышению оценки надежности инфраструктурных элементов. Налицо, однако, отсутствие механизма учета интересов участников рынка, что должно быть непременно устранено в процессе дальнейшего развития инфраструктуры биржевого рынка ценных бумаг.

Существующая система клиринга и расчетов на российском биржевом рынке ценных бумаг не отвечает интересам дальнейшего его развития. Стопроцентное предварительное депонирование ценных бумаг и денежных средств снижает эффективность управления участниками рынка своими средствами. Эта система также не позволяет участникам рынка оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, так как необходимость полного предварительного депонирования сопряжена со значительным временным промежутком между моментом принятия решения и проведением тех или иных операций.

Внедрение централизованного клиринга на российском рынке ценных бумаг позволит решить проблему перехода от 100%-ного предварительного депонирования средств и ценных бумаг к частичному обеспечению, сохранив при этом преимущества многостороннего неттинга. Централизованный клиринг также обеспечит наличие в процессе многостороннего неттинга принципала, который станет для участников клиринга стороной по итоговым нетто-требованиям и обязательствам.

Участие в процессе клиринга центрального контрагента позволит также "разгрузить" ряд подразделений финансовых институтов — участников рынка. Использование механизма централизованного клиринга резко снижает количество контактов с контрагентами. Достаточно иметь один договор с центральным контрагентом взамен множества договоров с разнообразными контрагентами. Участник торговли может заключать сделки с любым контрагентом без необходимости его анализа (due diligence), так как стороной по сделкам в любом случае будет центральный контрагент. В то время как преимущества централизованного клиринга на биржевом рынке ценных бумаг достаточно очевидны, основным негативным моментом является концентрация рисков в одном элементе инфраструктуры — центральном контрагенте.

Единственным путем достижения устойчивости инфраструктуры является разработка центральным контрагентом эффективной системы риск-менеджмента. Несмотря на нетривиальность данной задачи, она для российского рынка ценных бумаг не является ни новой, ни неразрешимой. Все необходимые механизмы управления и снижения рисков отработаны на рынке производных финансовых инструментов.

Механизм управления рисками центрального контрагента должен включать в себя следующие основные рычаги: разработка жестких критериев членства в организации — центральном контрагенте и мониторинг соответствия указанным требованиям, использование гарантийного механизма, включающего: а) финансовые гарантии: требования по внесению маржи (начальной, переменной); требования по внесению средств в гарантийный (страховой) фонд; б) организационные гарантии: лимиты открытых позиций; лимиты колебаний цен сделок в ходе одной торговой сессии.

Центральный контрагент должен предусмотреть также ситуацию, при которой система гарантий окажется не способной покрыть убытки, возникшие в результате дефолта клирингового члена. В таких случаях ущерб в не обеспеченной части предполагается погашать за счет страховки и капитала центрального контрагента.

Созданные с использованием указанных выше механизмов системы управления рисками являются во всем мире основой устойчивости систем клиринга и расчетов, подтверждая, что преимущества централизованного клиринга могут успешно сочетаться с обеспечением надежности.

Включение центрального контрагента в существующую инфраструктуру рынка ценных бумаг, очевидно, является нелегкой и многоэтапной задачей. Первым этапом реализации данной цели может стать обязательное использование центрального контрагента при осуществлении многостороннего клиринга при 100%-ном предварительном депонировании денежных средств и ценных бумаг. Это нововведение практически не затронет интересы участников клиринга, но стимулирует дальнейшее развитие инфраструктуры в направлении использования централизованного клиринга.

Создаваемому единому центральному контрагенту при текущем состоянии инфраструктуры биржевого рынка ценных бумаг в России придется иметь дело с большим количеством депозитариев и расчетных организаций, счета в которых будут иметь участники торговли. При этом удобство использования единого центрального контрагента будет нивелировано раздробленной системой расчетов. Таким образом, создание центрального контрагента нельзя рассматривать в отрыве от развития инфраструктуры расчетов.

Раздробленность инфраструктуры клиринга и расчетов имеет серьезные негативные последствия для российского рынка ценных бумаг. Отсутствие эффективной, надежной и принятой рынком в целом системы клиринга и расчетов сдерживает приток иностранных инвестиций.

Поэтому на повестку дня выдвигается необходимость создания единой (центральной) расчетной, клиринговой и депозитарной организации. В большинстве развитых стран такие организации, носящие название Центральный депозитарий, уже прочно заняли свое место в инфраструктуре рынка ценных бумаг.

Наши рекомендации