Тема 1.1. Сущность, задачи, информационное обеспечение финансово-экономического анализа для целей налогового консультирования
Финансово-экономический анализ используется в процессе налогового консультирования в качестве инструмента выработки решений в области воздействия налогоплательщика на процесс налогообложения.
По содержанию финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования представляет собой, с одной стороны, вид и инструмент практической деятельности налогового консультанта, а с другой - новое научное направление финансово-экономического анализа.
Роль финансово-экономического анализа в процессе налогового консультирования заключается в том, что предлагаемые налоговым консультантом способы воздействия на процесс налогообложения должны способствовать гармонизации интересов государства и налогоплательщика и являться неотъемлемой частью финансового менеджмента. В этом смысле финансово-экономический анализ позволяет всесторонне оценивать осуществленные, текущие и предполагаемые воздействия на налогообложение и учитывать их влияние на управление финансами организации в целом, поскольку целью такой деятельности не может являться механическое снижение налоговых платежей и обязательств.
Коммерческие организации концентрируют в своем распоряжении большие объемы деловой информации, которая, как правило, не может быть непосредственно использована для принятия решения, воздействующего на параметры налогообложения. Предварительно она должна подвергнуться определенной обработке и оценке в процессе проведения анализа. В процессе налогового консультирования полезно проведение следующих аналитических процедур:
• анализ влияния учетной политики организации на налоговую нагрузку;
• анализ неблагоприятных факторов, предопределяемых налоговым режимом и действующих в отношении организации;
• анализ использования предусмотренных законодательством отсрочек и рассрочек по уплате налогов и определение потенциальных возможностей для их получения;
• анализ использования и определение потенциальных возможностей для применения процедур реструктуризации задолженности по уплате налогов и получения инвестиционного налогового кредита;
• анализ материалов, положенных в основу применения штрафных санкций и доначисления налогов за последние два года, и оценка вероятности возникновения штрафных санкций в будущем;
• проведение инвентаризации счетов учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в целях составления перечня «нежелательных» контрагентов, не являющихся налогоплательщиками НДС, и анализ последствий прекращения сотрудничества с ними;
• инвентаризация расходов, осуществляемых из чистой прибыли организации, составление реестра направлений использования прибыли и выявление тех из них, которые могут быть признаны расходом в целях налогообложения прибыли при надлежащем их оформлении.
Особенности предмета и объекта финансово-экономического анализа как инструмента налогового консультирования, а также его цель и задачи определяются специфичностью этого вида деятельности.
Объектом финансово-экономического анализа, проводимого налоговым консультантом, является изучение влияния налогообложения и предлагаемых вариантов решений налогового планирования на деятельность организации-налогоплательщика.
Предмет финансово-экономического анализа в целях налогового консультирования детализирует сущность объекта, показывая, какие именно факторы будут оказывать влияние на изучаемый объект. Исходя из этого, предметом финансово-экономического анализа,проводимого налоговым консультантом, являются взаимосвязи параметров и факторов налогообложения с показателями финансово-хозяйственной деятельности организации-налогоплательщика (рис. 1.1)
|
Под параметрами налогообложения понимаются уровень, структура и динамика налоговых обязательств и платежей, формирующихся в результате налогообложения, связанных с несением организацией налоговых издержек. Таким образом, предмет финансово-экономического анализа для целей налогового консультирования триедин: он связан с уровнем, структурой и динамикой (то есть изменением уровня и структуры):
· показателей, образующихся методом начисления — совокупности налоговых издержек;
· показателей движения денежных средств — денежных потоков организации в процессе уплаты налогов и возврата из бюджета излишне уплаченных налогов;
· показателей балансовых остатков — обязательств перед государством по уплате налогов.
Финансово-экономический анализ для целей налогового консультированиякак вид и инструмент практической деятельности направлен на реализацию определенной цели - снижение неопределенности информации о параметрах налогообложения и повышение качества налоговых решений, оценок и прогнозов.
Названные цель и предмет финансово-экономического анализа в практике налогового консультирования предопределяют следующие его задачи:
· анализ и прогнозирование показателей налогообложения;
· выбор целесообразных вариантов налоговых решений;
· оценка взаимного влияния налоговых и неналоговых показателей; поиск путей комплексного решения налоговых вопросов с задачами финансового менеджмента.
· разработка более эффективных решений в области финансового менеджмента, бюджетирования, оперативного и стратегического планирования.
В перечне задач финансово-экономического анализа для целей налогового консультирования отсутствует разработка схем уклонения от уплаты налогов, поскольку это противоречит самой цели аналитической деятельности налогового консультанта. В процессе оценки вариантов воздействия на параметры налогообложения организации не предполагается создание условий для действий налогоплательщиков, нарушающих порядок уплаты налогов, таких как: грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения или составления налоговой декларации; неуплата или неполная уплата суммы налога; невыполнение обязанностей налогового агента.
По результатам проведения аналитических исследований должны быть выявлены те пути, которые целесообразно использовать для дальнейшей гармонизации интересов государства и налогоплательщика силами последнего. Выявление таких путей можно считать резервами повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности на основе воздействия на финансовые показатели, что является одной из важнейших задач финансово-экономического анализа в целом.
Информация, используемая на уровне организации для разработки и принятия решений в сфере налогообложения, достаточно многообразна (рис. 1.2).
Информационными источниками для проведения финансово-аналитических процедур налоговому консультанту могут служить:
1) внешняя информация, представленная нормативно-правовыми актами по вопросам налогообложения и ведения бухгалтерского и налогового учета, а также сведениями:
· Банка России, коммерческих банков, финансовых рынков,касающаяся денежного обращения, частных вкладов и эмиссионных процентов;
· союзов и ассоциаций о различных коммерческих организациях, а также о предпринимательской среде в целом;
· финансовых институтов по вопросам, оказывающим непосредственное влияние на деятельность налогоплательщика;
· внешнеэкономического комплекса России о внешнеэкономической политике правительства: о развитии системы государственного регулирования (лицензирование, налоги, пошлины) и поддержке внешней торговли;
· научных публикаций и статистических материалов;
2) внутренняя информация, формируемая в самой организации. Источниками такой информации могут служить: учредительные документы, приказы, распоряжения, инструкции, бизнес-планы, отчеты о деятельности, хозяйственные договоры, материалы внутреннего контроля и аудита, результаты проверок (налоговыми органами, внешними аудиторами, вышестоящими организациями), данные бухгалтерского и налогового учета и отчетности; различная несистемная информация из электронных баз данных и т. п. Именно указанные документы являются главной составляющей информационной базы анализа, проводимого налоговым консультантом.
Основными источниками внутренней информации являются данные бухгалтерского и налогового учета, в ряде случаев аккумулируемые с дополнительной детализацией, необходимой для ведения аналитической работы. Значительно реже могут быть использованы данные форм государственной статистической отчетности и другие данные, сформированные в управленческих целях. Сведения управленческого и производственного учета могут быть использованы как дополнительный источник информации в процессе обоснования управленческих решений, направленных на гармонизацию параметров налогообложения.
Существенное значение для аналитической деятельности налогового консультанта имеют документы, содержащие методы расчета определенных экономических показателей. Совокупность таких документов составляет нормативно-правовое обеспечение аналитической деятельности в налоговом консультировании (рис.1.3.)
Используемая исходная информации для аналитической деятельности налогового консультанта должна соответствовать следующим критериям качества:
· аналитичность - независимо от источников информация должна соответствовать потребностям, то есть необходимые данные должны поступать вовремя, с нужной налоговому консультанту детализацией;
· объективность - информация должна объективно отражать необходимые для налогового консультанта сведения;
· единство - информация, поступающая из различных источников (планового, нормативного, учетного и т.д.) об изучаемых показателях должна быть едина, а не многократно дублирована;
· рациональность-информация должна быть достаточной для подготовки обоснованного налогового решения, но не излишней;
· оперативность - информация должна поступать налоговому консультанту как можно быстрее и постоянно обновляться.
Субъектами экономической информации, используемой в практике налогового консультирования, являются участники процесса налогообложения, которые в отношении аналитической информации представлены ее исполнителями и пользователями (рис. 1.4).
Под пользователями экономической информации в практике управления параметрами налогообложения понимаются лица, заинтересованные в ее использовании для принятия решений, связанных с организацией налогового учета и налогообложением. В отличие от обычного круга пользователей экономической информации, которыми могут быть различные субъекты экономических отношений, круг пользователей информации в налоговом консультировании весьма ограничен. В него входят только участники процесса налогообложения: со стороны внутренних пользователей — руководители организации и работники различных финансовых служб организаций, разрабатывающие и принимающие решения, связанные с воздействием на параметры налогообложения, со стороны внешних пользователей — государство в лице налоговых органов.
Исполнителями экономической информации, используемой в аналитической работе в процессе налогового консультирования, являются лица, предоставляющие исходную информацию, непосредственно налоговый консультант, осуществляющий подготовку информации для принятия решений в области налогового планирования, и иные лица, предоставляющие ему различную информацию.
Специфика позиции налогового консультанта в отношении аналитической информации заключается в том, что: во-первых, он одновременно является ее исполнителем и пользователем, во-вторых, он можетбыть как внешним, так и внутренним. В процессе сбора, обработки и приведения в сопоставимый вид аналитической информации налоговый консультант вступает во взаимодействие с руководителем и различными экономическими подразделениями организации, а также получает информацию из других источников.
Внешних пользователей интересуют, как правило, данные, касающиеся вопросов налогообложения и подпадающие под их компетенцию, то есть данные налогового учета и налоговой отчетности организаций, первичные документы, подтверждающие правомерность хозяйственных операций и полнота исполнения норм, заложенных в правовых документах, регламентирующих вопросы налогообложения.
Круг интересов внутренних пользователей аналитической информации в практике налогового консультирования шире. Их интересует, каким образом разрабатываемое решение по воздействию на параметры налогообложения отразится на уровне, структуре и динамике начисленных и уплаченных налогов, сроках их уплаты, структуре и динамике налоговых обязательств, налоговых рисках и, конечно, на финансово-результативных показателях организации-налогоплательщика, ее деловой активности, денежных потоках и показателях финансового состояния. В конечном итоге для них важен ответ на вопрос: содействует ли принимаемое решение главной цели осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности организации.
Сложность сбора, обработки и предоставления аналитической информации в налоговом консультировании определяется тем, что объективно не всегда существуют условия для ее аккумулирования и приведения в сопоставимый вид. Кроме того, руководитель организации зачастую имеет искаженное представление о реальных последствиях воздействия на параметры налогообложения и в связи с этим неправильные целевые установки в осуществлении и оценке результатов такого воздействия.
Независимо от того является ли налоговый консультант внешним или внутренним, причинами недостаточности или некорректности информации могут являться непонимание клиентом важности предоставления всей имеющейся информации; разрозненный характер экономической информации, ее несопоставимость; злой умысел клиента, желающего во что бы то ни стало получить «эффект» от налоговой оптимизации.
Если налоговый консультант является работником организации, для которой разрабатываются варианты воздействия на параметры налогообложения, его могут подстерегать и другие трудности субъективного характера. Во-первых, он может также испытывать давление со стороны руководителя организации в отношении величины снижения уровня налогообложения и сроков подготовки информации. Во-вторых, при нечеткой организации сбора информации весь процесс может быть переложен на плечи налогового консультанта, что во многом осложнит его работу и снизит ее эффективность.
Рекомендациями для налогового консультанта по минимизации субъективных сложностей при формировании аналитической информации являются:
1) четкое определение задач воздействия на параметры налогообложения, что не должно выражаться в количественно определенном снижении уровня налогового бремени, а в выборе наиболее целесообразного варианта решения;
2) распределение работы по сбору информации между работниками и подготовки набора необходимых для расчета показателей с делегированием полномочий для их расчета работникам, занятым на тех участках бухгалтерского, налогового, управленческого учета или планирования, данные по которым необходимы для общей оценки принимаемого решения;
3) разработка методики оценки влияния хозяйственной операции на параметры налогообложения организации-налогоплательщика и ключевые аспекты ее деятельности.
4) разработка рекомендаций по учету налогового фактора в финансовых расчётах и управленческих решениях в области финансового менеджмента.