Понятие и специфика ТВ аудитории. Коммодификация аудитории. Методы измерения ТВ аудитории. Рейтинг и доля.
Потребителем контента — содержания телевидения — является аудитория. Она представляет собой совокупность людей, включенных в процесс телепотребления.
Но одновременно аудитория телевидения (в силу его массовойприроды) — это практически все общество, все население, которое является непосредственным участником всех общественных процессов — политических, экономических, культурных. Вэтом контексте аудитория может рассматриваться как «публика», которая состоит из граждан, выступающих реципиентами «сообщений», значимого символического содержания — смыслов, мифов, образов, идеологии и пр.
В условиях рыночной экономики телекомпании являютсяне только «средствами массовой информации», выполняющими определенные социокультурные функции, но и коммерческими, капиталистическими предприятиями.
Аудитория:реальная (те, кто смотрят) и потенциальная (те, кто имеют возможность смотреть), целевая и нецелевая.
Реальная аудитория: регулярная и нерегулярная.
Аудитория разделяется по жанровым пристрастиям, по вкусам и предпочтениям.
Временной параметр (утренняя, дневная, вечерняя) и географический параметр.
Коммодификация аудитории (то есть превращение ее в товар) меняет взгляд на аудиторию — она рассматривается уже не как «публика», а как «рынок». При таком подходе коммуникатора меньше интересует передача определенного смысла; главное — привлечь внимание потребителей, которым можно продать продукт или услугу. Концепция аудитории как «рынка» предполагает анализ аудитории в терминах потребления. Важнейшей характеристикой становится размер аудитории, поскольку он является показателем спроса на данный телеканал (телепередачу) и, следовательно, его коммерческой эффективности. С целью максимизации аудитории телеканалы следуют за потребностями и запросами зрителей, постоянное изучение которых становится абсолютно необходимым условием для эффективного функционирования телевидения в условиях рынка и конкуренции. При изучении «аудитории рынка» важными становятся также социальнодемографические характеристики телезрителей, включая доход, стиль жизни, отношение к рекламе, потребительское поведение и пр., поскольку эти параметры позволяют оценивать «качество» аудитории как «товара», предназначенного для рекламодателей.
Величина аудитории – главный количественный показатель: доступность телеуслуг, особенности телепотребления, отношение к телевидению, включенность телепотребления, отражение смотрения, скачивание, видео по запросу.
Методы измерения.
Электронный счетчик (аудиметр).Он позволяет добиться объективной картины: будучи подключенным к вашему телевизору, он фиксирует, какой канал телевизора включен в данную минуту. Это означает, что мы имеем дело не с пожеланиями, предпочтениями, не с декларированными интересами, потребностями, а с реальным потреблением. Эта информация периодически снимается головным компьютером, находящимся в исследовательской фирме. Таким образом, информация практически мгновенно может быть обобщена в рамках отдельного региона или всей страны: какая передача собирает наибольшую аудиторию.
Дневник телезрителя. Исследователь обращается вс просьбой как можно более тщательно зафиксировать все случаи просмотра телепередач всеми членами семьи. Для этого на бланке дневника представлена «табличка»: в колонке слева расписана день за днем неделя по временным интервалам в пятнадцать минут. Телезрителю остается только пометить, кто из членов семьи смотрел в это время, какую передачу. При этом в дневнике фиксируется пол, возраст каждого члена семьи и гостя, если таковой был у вас в определенный час и смотрел телевизор.«Дневник телезрителя» остается наиболее распространенным способом фиксировать аудиторию – чисто количественные параметры ее как в целом, так и для разных по полу и возрасту групп.
Интервью по телефону. В странах, где телефонная сеть охватывает большую часть населения, используется техника блиц-интервью по телефону, когда вам задается вопрос: смотрите или не смотрите вы в данный момент телевизор и если да, то, что именно? Другой способ – интервью «по памяти», когда у вас на следующий день спрашивают, что именно вы смотрели вчера на протяжении всего дня.
Эту же задачу решают личные интервью, когда интервьюер посещает вас дома, но с тем же вопросом: «что вы смотрели накануне?». Иногда в таких случаях используют бланки с отпечатанными вчерашними телевизионными программами, где вы отмечаете те, которые смотрели. В последнем случае интервьюеру приходится двумя-тремя вопросами удостовериться, так ли это на самом деле.
Анкетирование, пожалуй, самый распространенный вид общения социолога с людьми. Недаром в массовом сознании сложился стереотип социолога как «человека с анкетой». Участие исследователя тут минимально: опрашиваемый имеет дело с текстом вопросов, за которыми или следует перечень ответов, из которых ему предлагается сделать выбор в соответствии с его мнением, или сформулировать ответ в свободной форме.Фокус-группа — метод качественных исследований в социологии. Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов.
Рейтинг - размер аудитории, видевшей или слышавшей конкретно взятую программу, читавшей журнал, газету и тому подобное в заданный промежуток времени по отношению к общему количеству населения. К примеру, если программу смотрели 25 процентов аудитории, то ее рейтинг составит 25 пунктов, если читали газету 15 процентов, то ее рейтнг 15 пунктов. Средний рейтинг - это сумма рейтингов, деленная на число публикаций или трансляций рекламных обращений.Рейтинг описывает абсолютную величину аудитории, а доля – относительную. В сравнении с рейтингом, доля более наглядно показывает распределение ТВ-аудитории между каналами в данный момент времени. Также с помощью доли можно сравнить две программы, выходящие на одном канале в различное время. Т.е. доля позволяет специалисту в области медиапланирования сравнить популярность двух программ, которые конкурируют за привлечение внимания зрителей в одно и то же время. Чем больше доля, тем более интересна передача всем находящимся у телевизоров зрителям.
№19. Типология телеаудитории. (общая и по практикам телесмотрения). Темпоральные закономерности. Новые практики телесмотрения.
Потребителем контента — содержания телевидения — является аудитория. Она представляет собой совокупность людей, включенных в процесс телепотребления.
В условиях рыночной экономики телекомпании являются не только «средствами массовой информации», выполняющими определенные социокультурные функции, но и коммерческими, капиталистическими предприятиями.
Коммодификация аудитории (то есть превращение ее в товар) меняет взгляд на аудиторию — она рассматривается уже не как «публика», а как «рынок». При таком подходе коммуникатора меньше интересует передача определенного смысла; главное — привлечь внимание потребителей, которым можно продать продукт или услугу.
Важнейшей характеристикой становится размер аудитории, поскольку он является показателем спроса на данный телеканал (телепередачу) и, следовательно, его коммерческой эффективности. С целью максимизации аудитории телеканалы следуют за потребностями и запросами зрителей, постоянное изучение которых становится абсолютно необходимым условием для эффективного функционирования телевидения в условиях рынка и конкуренции. При изучении «аудитории рынка» важными становятся также социальнодемографические характеристики телезрителей, включая доход, стиль жизни, отношение к рекламе, потребительское поведение и пр., поскольку эти параметры позволяют оценивать «качество» аудитории как «товара», предназначенного для рекламодателей.
Темпоральные особенности телесмотрения:суточные,недельные, годовые, сезонные(циклы).
Женщины смотрят чаще мужчин ТВ, пожилые люди смотрят чаще чем молодые. Женщины – основная ЦА рекламы на ТВ.
Типология телеаудитории: реальная (регулярная, нерегулярная) – те, кто смотрит программу, потенциальная – те, кто имеет возможность смотреть программу, целевая, нецелевая.
Так же аудиторию разделяют по жанровым интересам, временным границам(утро, день, вечер) и географическим.
Виды смотрения:
-сосредоточенное
-фоновое
-непрерывное
-клиповое
-спонтанное
-планируемое
4 стиля телесмотрения:
-традиционное(заранее выбрали и смотрим)
-молодежное(клиповое, фоновое)
-мужское(сосредоточенное, клиповое)
-женское(фоновое, непрерывное)
Новые практики телесмотрения:
-Просмотр в Интернете
-Скачивание
-Просмотр Онлайн
№20 Контент и формат как определяющие понятия коммерческого ТВ. Структура контента основных федеральных каналов (отечественный, иностранный, виды программ и их доля в общем эфире)
Формат вещания телеканала определяет выбор соответствующего контента: развлекательного, познавательного, информационного, аналитического или смешенного.
1)Жанровая принадлежность
2)Тематическая направленность
10% отечественного контента, 90% зарубежного(лицензии на зарубежные программы)
Сейчас идет тенденция к смешению жанров «драмеди», например комедия+драма. Понятие «жанр» заменяется понятием «Формат».
Жанрово-тематические классификации ТВ контента:
-информационные(РБК, НТВ, Евронньюс(новостные передачи, информационно-аналитические)
-социально-политические
-познавательные(Discovery, NationalGeogrrphic,AnimalPlanet(документальные фильмы)
-развлекательные(сериалы, худож фильмы, развлекательные проги(СТС, ТНТ, Домашний)
-спортивные
-музыкальные
-кинопрограммы
-детские программы(CartoonNetwork, Jetix, Nickelodeon(мультфильмы)
Контент большинства телеканалов соответствует выбранному формату: на развлекательном телевидении транслируются сериалы, художественные фильмы, развлекательные программы; информационно-аналитические программы и новостные передачи – составляют основу аналитического телевидения; на телеканалах, предназначенных для детей, транслируются мультфильмы. Следует отметить, что эфирные телеканалы, ввиду большого охвата аудитории, стремятся к смешенному контенту, тогда как кабельные каналы в большей степени ориентированы на нишевые форматы.
Вопрос о покупке контента или производстве собственных программ, решается, исходя из следующих принципов:
Целесообразность: собственное производство всегда дорого, поэтому в случае недостаточного количества бюджетных средств, программы покупаются.
Влияние на социум: в случае, когда миссия телеканала предполагает воздействие на социальные и политические процессы в обществе, важным условием является производство новостей. Следует отметить, что обычно новостные программы являются самым дорогим продуктом, и, зачастую, убыточным, поскольку на их создание и поддержку необходимо значительное количество финансовых и человеческих ресурсов, а реклама не всегда окупает затраты на производство;
Использование аналогов: если на рынке существуют популярные программы, можно создать собственный аналог, безусловно, учитывая интересы правообладателей;
Дополнительные возможности: продажа прав на ретрансляцию или производство аналогов на собственные программы; покупка программ у правообладателей с возможностью последующей его перепродажи (сублицензирование);
Если программный директор решает покупать контент, он руководствуется следующими правилами:
Проверять качество контента: если покупается сериал, нет необходимости смотреть все серии, достаточно посмотреть несколько серий, например, первую, вторую и двенадцатую. Это сэкономит время, и позволить проследить – не ухудшается ли качество программного продукта;
Изучать рейтинг: если программа уже транслировалась, и показала высокий рейтинг, существует вероятность такой же популярности и на другом рынке. Однако, не всегда популярная передача в одной стране, будет такой же рейтинговой в другой. Если есть возможность, можно протестировать программу на фокус-группе – зрителю продукт должен понравится в течение первых двух-трех минут просмотра;
Учитывать заинтересованность мейджора: все рекламные презентационные ролики, демонстрирующиеся на фестивалях, выставках и кинопоказах, показывают только лучшие эпизоды программ, поэтому необходимо не ограничиваться презентацией, но и просмотреть программный материал.