Сообщение – вопрос, обращенный к аудитории, и ответ от лица аудитории, который иногда дополняется комментарием.

Софизм – логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное.

Софистика – спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов; применение в споре или в доказательствах софизмов; словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

Спиральная композиция – способ расположения материала, при котором доказывается какое-либо положение (тезис) путем неоднократного повторения одной и той же мысли, но каждый раз обогащаемой новой информацией; ее целесообразно использовать перед неподготовленной, конфликтной аудиторией.

Спор – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Спорщик– человек, который спорит; любитель спора.

Стиль общения – своеобразный «пристроечный» показатель отношения к партнеру по общению. Различают три стиля общения: авторитарный(«пристройка сверху»), демократический («пристройка наравне») и либеральный(«пристройка снизу»).

Стили произношения – взаимообусловленные однотипные черты произношения, складывающиеся в целостную произносительную манеру, характерную для определенных условий речевого пользования и социальной роли пользователей.

Стилизация– последовательное и целенаправленное воспроизведение существующих черт какого-либо стиля; используется в ораторском искусстве как одно из средств экспрессивности речи.

Стратегические модели – рекомендации, как вести себя для достижения поставленной цели.

Стратегия – искусство планирования руководства, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах. В ораторском искусстве – выбор направления, средств и способов убеждения слушателей, целевая установка выступления, разработка принципов общения и др.

Стратегия маневра – одна из композиционных стратегий, при которой говорящий мнимым образом солидаризируется с установкой аудитории, выстраивает доводы (сильные по форме, но слабые по сути), поддерживающие эту установку, а затем ревизует их и приводит аудиторию к противоположному мнению.

Стратегия накапливания– одна из композиционных стратегий, при которой говорящий распределяет доводы в речи с постепенным нарастанием их сложности в расчете на то, что концентрация внимания у аудитории будет постепенно повышаться.

Строуксы– знаки внимания.

Ступенчатая композиция – способ расположения материала, при котором подчеркнуто логическое, строго последовательное развертывание взаимосвязанных, иерархически упорядоченных компонентов речи сочетается с сохранением в описании, изложении фактов пространственного, временного или причинного следования в каждом компоненте.

Суггестивность–способность воздействовать на воображение, эмоции, подсознание собеседника своим социальным статусом, обаянием, волей, интеллектуальным и характерологическим превосходством, мощным биополем, а также способом конструирования сообщения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление воздействием биологической энергии).

Суггестивныйтекстобъединяет размышление, недоумение, олицетворение, риторический вопрос и восклицание.

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают, –

значит, – это кому-нибудь нужно?

Значит, кто-то хочет, чтобы они были?..(В.Маяковский).

Суггестия – внушение. Способность некоторых знаковых форм и их сочетаний воздействовать на сознание, эмоции реципиентов.

Суждение– логическая структура: мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета или явления, например:Железо тонет в воде.

Т

Такесические средства общения – прикосновения к собеседнику в форме рукопожатия, похлопывания, обнимания, поцелуя и т.п.

Тезис— мысль или положение, истинность которого требуется доказать.

Текст – словесная часть сообщения; упорядоченный в соответствии с правилами языка набор знаков. В широком смысле текст – любое произведение духовной культуры.

Телемарафон– телевизионный марафон, многочасовая непрерывная передача по телевидению с участием общественных деятелей с целью привлечения внимания к какой-либо проблеме.

Телемост – прямая телевизионная передача, представляющая собой новую форму общения людей разных регионов, стран с помощью телевидения с одновременным показом в этих регионах или странах. Движущей силой передач подобного рода является живое устное слово ведущих и зрителей.

Тема – предмет, основное содержание повествования, исследования; предмет беседы, разговора.

Тембр– звуковая окраска, характерная как для типа голоса (баса, баритона, сопрано и т.п.), так и для голоса отдельного человека.

Темпречи–скорость; число звуков, слогов, слов в единицу времени; обычный темп устной русской речи – 120 слов в мин.

Теория– обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; система основных идей, совокупность объединенных общим принципом научных положений в какой-либо отрасли знаний, например, Т. красноречия; отвлеченные знания, рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность.

Теория зависимости– одна из теорий коммуникации, согласно которой люди склонны полностью полагаться на СМИ в вопросах, о которых не могут получить информацию непосредственно.

Теория коммуникации– система основных идей в коммуникативистике, дающих целостное представление о тех или иных закономерностях и взаимосвязях.

Теория массы– теория, объясняющая поведение человеческих множеств, члены которых объединены лишь присутствием в одном месте в одно время и взаимодействие между которыми имеет характер усиления взаимных эмоций.

Теория общественного мнения – совокупность концепций и взглядов о природе, роли и значении в обществе оценочных суждений групп людей относительно проблем, событий и фактов.

Тест– задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения уровня знаний и способностей личности.

Техника выявления неискренности партнера – совокупность приемов, позволяющих обнаружить рассогласование вербального и невербального поведения (неконгруэнтность) партнера по общению, использование им жестов лжи, стратегий конструирования информации, переживание эмоционального дискомфорта, допущение логических ошибок в вербальных сообщениях.

Техника построения межличностного пространства – способ выбора расстояния до партнера, угла и дистанции взаимодействия с ним, элементного оформления пространства контакта, обеспечивающих достижение целей делового общения.

Техники эффективного общения – совокупность приемов восприятия, интерпретации и влияния на элементы ситуации общения, обеспечивающих достижение конкретных целей взаимодействия (построение точного образа партнера, установление контакта, понимание другого, передача информации и эмоций, воздействие и изменение поведения участников взаимодействия и др.).

Технология делового общения - совокупность психологических средств, приемов и алгоритмов их применения, позволяющих достигать целей делового взаимодействия с заданной эффективностью, без нарушения этических правил социального взаимодействия.

Техникаречи– совокупность умений и навыков, главным образом, выразительной устной речи; владение приемами построения речи и выбора средств языка; построение типовых конструкций деловых бумаг; графические умения, каллиграфия; техника чтения.

Тип – вид, форма чего-либо, обладающая существенными качественными признаками, например, тип голоса (бас, баритон, тенор и т.п.); человек, наделенный характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы.

«Ток-шоу»– один из видов общения, используемый на телевидении. Для проведения «Т.-ш.» приглашаются популярные общественные и политические деятели, ученые, артисты, спортсмены, которым предстоит ответить на вопросы ведущего и зрителей (слушателей); «здесь ценятся находчивость, острота реакции, точное слово, экспромт, широкий кругозор, доброжелательность.

Тон– характеристика звука, определяемая набором частот звуковых колебаний, входящих в состав сплошного музыкального звука (основной Т. и обертоны); оттенок речи, голоса.

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение идеи, взгляды, вкусы, обычаи, порядок, правила поведения.

У

Убеждение – речевое воздействие, отличное от манипулирования, обмана или приказа, основанное на сознательном принятии предлагаемых положений, предполагающее возможность допуска слушателя к независимым источникам информации.

Уловка – хитрость, ухищрение; прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя и затруднить для противника.

Ультиматум–категорическое решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.

Умозаключение– форма мышления, представляющая собой логический способ получения из одного или нескольких сужденийнового, выводного суждения.

Умолчание– стилистическая фигура прерывания речи в расчете на догадку слушателя (читателя), который должен мысленно ее закончить.

Ф

Факт– действительное, реальное событие, истинное происшествие; истина; юридический Ф.; достоверное знание, истинность которого доказана. Основанная на Ф.,аргументация приобретает доказательную силу, особенно если они взаимосвязаны и подкрепляют друг друга.

Фамильярный– о стилистической окраске сниженности, преувеличенной и неуместной непринужденности, развязности, бесцеремонности.

Фасцинация– специально организованное вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами.

Физиологическая пауза– незначительная остановка в звучащей речи для вдоха.

Фонетическая культуразаключается в правильности произношения слов, в четкости дикции, позволяющих доводить до партнера значение мысли.

Фонация– голосообразование – напряжение голосовых связок, приводящее к возникновению их колебаний и колебаний воздушной среды, воспринимаемых как звуки голоса.

Формулировать– кратко и точно выразить какую-либо мысль, решение.

Функции коммуникации – аппелятивная, взаимодействия, волеизъявительная, воздействия, информационная, перформативная, побудительная, прагматическая, регулирующая, ритуальная, самопрезентации, установления контакта, экспрессивная. Массовой коммуникации отводится функция обозрения окружающего мира, корреляции с социальными структурами общества, передачи культурного наследия, развлекательная, мобилизующая, функция оптимизации деятельности общества, формирования группового сознания, социального контроля, социализации личности.

Функции речиосновные: общение, сообщение и воздействие.

Функциональный стиль– разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере. Наличие Ф.С. связано сфункциям языка.

Функциональные стили речи – наиболее крупные речевые разновидности литературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человеческой деятельности и формы общественного сознания, а также целей, адресованности, содержания и условий речевого общения. Будучи литературными речевыми разновидностями, Ф.с ориентированы на нормы и стандарты коммуникативных качеств речи. В современной стилистике обычно выделяют научный, официально-деловой, публицистический и разговорный стили.

Х

Характеристика– описание, определение отличительных свойств, качеств кого-, чего-либо.

Ц

Цель коммуникации– см. Коммуникативная цель.

Целеполаганиеречевое– заключительная ступень мотивационного этапа подготовки высказывания, целевая установка автора, основа плана речи.

Цель– это осознанная потребность; цель проходит ступени конкретизации и оценивается вероятностно, на основе прошлого опыта.

Ценностные ориентации– ориентации отдельного человека, больших или малых социальных групп, этнических общностей и т.д. на определенные социальные ценности. В деловом общении ценностные ориентации партнеров во многом определяют характер их взаимодействия.

Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.

Э

Эклектика 1. Механическое соединение разнородных, нередко противоположных взглядов, идей, принципов, научных, особенно философских теорий, учений в одно целое.

Эклектика 2. спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы.

Экскурс–отступление от главной темы изложения в речи для освещения побочного вопроса.

Экспозе– краткое изложение какого-либо документа, произведения и т.п. или выдержки из него; краткое сообщение, отчет.

Экспозиция– начальный композиционный элемент повествовательного произведения; в ней характеризуется обстановка и излагаются события, предшествовавшие основному действию. Может быть дана в начале рассказа (прямая), в середине (задержанная) и даже в конце, как разгадка запутанного сюжета.

Экспрессивность речи– выразительность, яркость, образность, достигаемая благодаря проявлениям чувств оратора, эмоциональности выступления, образности языка, богатству интонации и т.д.; «выразительный эффект высказывания» (Г. Винокур).

Экспромт – короткая речь; остроумный ответ, созданный сразу, в момент произнесения, без предварительной подготовки и обдумывания.

Экстериоризация – процесс перевода внутренней мыслительной деятельности человека в его внешнюю орудийную деятельность в соответствии с его интересами, целями и умственными (идеальными) моделями деятельности.

Экстраверсия – психологическая особенность личности, характеризующаяся преимущественной направленностью на внешний мир и деятельность в нем; ей свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность; противопоставление интроверсия. Противоположно интраверсия.

Экстралингвистика – темп речи, пауза между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта.

Экстралингвистические средства общения – включенные в речь паузы и психофизиологические проявления человека (смех, плач, кашель, вздохи, хмыкание и др.).

Экстралингвистический– связанный со словом, с языком извне.

Эллипсис– стилистическая (риторическая) фигура: пропуск в предложении, в тексте отдельных слов, их сочетаний, которые легко понимаются в диалоге, в известной ситуации.

Эмоции– реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний.

Эмоциональное заражение – бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям; проявляется через передачу определенного эмоционального состояния.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания.

Эпигонство – нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам, стилю и т.п.; (перен.) –ничтожное подражание.

Эпизод– отдельное происшествие, событие, случай из жизни (чаще малозначительный); сцена, отрывок, фрагмент какого-либо произведения, обладающие относительной самостоятельностью и законченностью; любопытный Э.; это лишь Э.

Эпилог– заключительная часть повествовательного произведения; в нем излагаются события, происшедшие после завершения основного сюжета.

Этика делового общения – это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

Этикет– установленный порядок поведения, форм обхождения где-либо; совокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению.

Этические принципы и нормы поведения деловых людей– общепринятые в деловом мире принципы поведения: свобода, толерантность, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.

Эффект визуального имиджа– впечатление о внешнем виде выступающего, на основе которого происходит приятие или неприятие его аудиторией.

Эффекты каузальной атрибуции(приписывания причинности) – проявляются в тенденции оценивать свои и чужие достижения и неудачи с использованием различных критериев.

Эффект квантового выброса информации– прием, направленный на поддержание внимания аудитории; основан на заранее продуманном распределении по всему речевому полю новых мыслей и аргументов, а также периодической интерпретации сказанного ранее.

Эффект ореола– отражает свойство людей в условиях дефицита информации о человеке распространять общее впечатление о нем на восприятие его конкретных поступков и личностных качеств.

Эффект паузы– прием, который дает возможность сконцентрироваться на сказанном или на ожидаемом.

Ю

Юмор– добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, выделение забавного в жизни, шутка; шуточные произведения, используемые в общении, в ораторском искусстве: юморески, пародии, анекдоты, каламбуры, эпиграммы и пр.

Я

«Языковая игра» – особый способ использования языка. Служит для оживления речи, дает возможность говорящему проявить себя как личность, вызвать улыбку, смех, создать шутливое или ироническое настроение в зале.

Языковая личность– человек, рассматриваемый в аспекте речевой деятельности.

«Языковая маска» – один из видов «языковой игры».Говорящий добивается экспрессивности, эффекта комизма за счет имитации чужой речи (игра на диалектизмах, просторечии, канцеляризмах, передача иностранного акцента и т.п.).

А

Авторитарный стиль общения

Академическое красноречие

Активное слушание

Активность речевая

Актуальностьречи

Акцент

Алогизм

Аргументация

Аудирование

Афония

Б

Брифинг

Бытовойразговор

В

Вербализация

Вербальный

Вербальное общение

Наши рекомендации