Методы измерения характеристик аудитории.

Традиционные, бумажные:

1) Анкета - специально разработанная последовательность вопросов, позволяющих унифицировано выяснить у группы респондентов их отношение к интересующей теме.

2)2) Дневник - дневник, в котором респондент ежедневно фиксирует определенные действия по соответствующим временным интервалам.

Технические, электронные:

1) Аудио/видеозапись (интервью, фокус-группы).

2) Телефонные опросы, компьютер, специальные приборы (пипл-метры, аудиметры: рядом с телевизором устанавливается специальный прибор, и когда зритель нажимает кнопку на пульте дистанционного управления телевизором, прибор это фиксирует, канал определяется автоматически). Точность набранной статистики, конечно, резко повышается. И потом, зрителю труднее скрыть то, что он хочет скрыть.

Редакционные возможности для проведения собственных эмпирических исследований аудитории и контента.Редакции постоянно проводят подобные исследования с помощью социальных сетей и собственного сайта. К примеру, так делают многие радиостанции, например «Эхо Москвы» или модные журналы, в обсуждениях про знаменитостей.

Основным социологическим методом изучения материалов СМИ стал контент-анализ. Он относится к эмпирически верифицируемым (измеряемым, проверяемым), систематическим методам исследования материалов массовой коммуникации. С помощью контент-анализа издания совершенствуют свою редакционную политику.

Надежность выводов контент-анализа обеспечивается кодификатором, категории и признаки которого соответствуют решению задачи исследования, одинаково применимы для всех кодируемых текстов. Что касается выборки, то здесь важно обеспечить каждому выпуску равный шанс попасть в выборку. Демонстрация инструментария считается одним из первых требований к корректному социологическому исследованию. Методика анализа должна быть составлена настолько ясно, чтобы разные исследователи, работающие по одной методике, пришли к одному и тому же выводу.

Исследования материалов можно поручить компьютеру, когда в качестве единицы анализа выступает слово. Память компьютера оперирует списком, состоящим из тысяч слов, и машина подсчитывает число материалов, где встречаются те слова, которые интересуют исследователя. Главное - предусмотреть синонимический ряд понятий. Преимущества - компьютер обеспечивает возможность анализа огромных текстовых материалов. Недостатки - составление словника с учетом всех синонимических вариантов понятий, если мы говорим об исследовании, требует огромных усилий.

Современные базы данных, собирающие материалы СМИ, имеют в себе готовые семантические шаблоны для удобного поиска. Но и тут много своих сложностей: проблема релевантностивыборки запросу (например, из-за многозначности слов), проблема количества источников (зачастую заявленное базами данных число источников не соответствует действительности) и т.д. На российском рынке представлены такие базы данных СМИ, как «СКАН-Интерфакс», «Интегрум», «Медиалогия», «Паблик», «Фактива»(для поиска в материалах иностранных СМИ). Их сервис состоит в регулярных замерах упоминаний клиентов pr-служб (персон и организаций).

Выделяются два уровняконтент-аналитических исследований - повседневная деятельность СМИ (“линия издания”) и кампании (множество текстов в форме кампаний, обсуждений, дискуссий; case study) в СМИ.

Примеры контент-аналитических исследований:

• сравнение медиаконтента с положением дел в действительности;

• определение политической линии СМИ;

• выявление частоты появления профашистских, проамериканских тем в издании;

• особенности освещения отдельного события разными изданиями;

• формирование образа страны в новостях (например, о Латинской Америке говорилось чаще всего в контексте землетрясений);

• сравнительный анализ контента СМИ из разных стран;

• выявление функций, реально выполняемых СМИ;

• изучение предвыборных компаний и т.д.

Фокус-группа – метод качественного исследования, которое заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов. Исследуются причины сложившегося отношения к товару, услуге и пр. При отборе участников фокус-группы стараются подобрать незнакомых между собой людей.

• Качественные исследования предусматривают сбор информации об особенностях восприятия, мотивации, чувствах респондентов, давая ответы на вопросы: «Почему? Как?». Они часто используются в исследованиях, направленных на сбор предварительной информации об объекте исследования для более точного определения проблемы исследования и проверки гипотезы. Их применение обеспечивает глубокое понимание процессов, происходящих в сознании потребителя, способствует выявлению моделей и привычек потребления, дает возможность определить причину той или иной реакции на медиасообщение. При проведении качественных исследований широко используются фокус-группы, проективные методики, дельфи-метод и другие методы, которые способствуют преодолению трудностей коммуникации и позволяют выявить скрытые мотивы, установки и предпочтения респондентов. Количественные исследования позволяют: - дать детальное, систематизированное описание и объяснение событий, которые происходят на медиарынке; - описать профиль интересующей исследователя целевой аудитории, особенности поведения определенных групп потребителей при выборе ими предоставляемой им медиапродукции; - определить долю медиапотребителей определенного канала в генеральной совокупности; - описать, как целевые группы воспринимают и оценивают массмедийную информацию, транслируемую различными СМИ. Например, медиаметрия.

Наши рекомендации