Творческих работ обучающихся
«Права человека – глазами ребенка»
Эссе
«Право на жизнь: память о прошлом живёт
в Наследниках Победы»
Участник конкурса:
Ломако Петр, 15 лет
ДОО «Радуга детства» г.о. Коломна
Московской области
Телефон: 8(496)613-27-82
E-mail: [email protected]
Руководитель:
Кирсанова Алла Владимировна –
Координатор ДОО «Радуга детства» г.о. Коломна
М. т 8-916-183-05-45
Год
Мне уже 15 лет, я учусь в девятом классе, и поэтому всё больше начинают волновать вопросы, связанные с определением моего дальнейшего жизненного пути. Задумываюсь я и над тем, с каким багажом пойду по нему – какие принципы возьму с собой в дорогу? Это зависит и от того, что я могу почерпнуть из окружающего мира, понять и принять для себя лично.
Сначала моё внимание привлекли основополагающие правовые документы. «Конвенция о правах ребёнка» предоставляет мне «право свободно выражать своё мнение. Это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка». Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» провозглашает «содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры».
Приведённые цитаты заставили меня задуматься. С одной стороны, я могу получать любую информацию, с другой стороны – она не должна войти в конфликт с формированием меня как патриота и гражданина. Вывод, который я сделал для себя, заключался в том, что формирование жизненных ценностей должно начинаться с обращения к прошлому своей семьи, своего города, своей страны. А наступивший 2015 год – год 70-летия Великой Победы – как нельзя лучше способствует этому. И здесь мои мысли обращаются к основному закону Российской Федерации – Конституции, которая гарантирует право на жизнь и достоинство личности. А ведь моя жизнь случилась благодаря многим поколениям, не щадившим себя ради меня. И я хочу рассказать об одной героической странице из истории моего города Коломны, в которой переплелись судьбы многих людей и моей семьи, которая лучше всего прочего подведёт меня к выводу моих размышлений.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Коломенцы вместе со всей страной поклялись избавить мир от фашистской чумы. Мирные предприятия в кратчайшие сроки были перестроены на выпуск военной продукции. Среди тех, кто с первых дней войны не жалея себя трудился для фронта, был и мой прадед Евгений Петрович Ломако. Когда началась война, ему было всего 29 лет, но он принял на себя руководство одного из ведущих цехов Коломенского машиностроительного завода – термического. Именно коллективу этого цеха было поручено изготовить броню для коломенского бронепоезда №1 «За Сталина!», судьба которого и стала той вехой в истории моего родного города, которая заставила меня по-настоящему задуматься над своими жизненными принципами.
В середине июля 1941 года коллектив Коломзавода после многотысячного митинга решил изготовить сверх плана бронепоезд для Красной Армии и укомплектовать его добровольцами. 26 июля 1941 года В. М. Молотов подписал постановление ГКО № 287 о строительстве и формировании особых (т. е. изготавливавшихся по инициативе заводских коллективов и комплектовавшихся опытными кадрами рабочих специалистов) бронепоездов: № 1 – «За Сталина» (Коломзавода) и № 2 – «За Родину» (Ворошиловградского завода). Особый бронепоезд № 1 «За Сталина» по своей конструкции являлся самым оригинальным из построенных в годы Великой Отечественной войны. Коломенский бронепоезд состоял из бронированного паровоза и двух платформ, оснащённых пушками и пулемётами. Изготовлением бронепоезда и оборудованием его базы занимались 30 цехов и отделов предприятия. Рабочие завода имени В. В. Куйбышева построили его в исключительно короткий срок – за полтора месяца. Группу конструкторов, создавших бронепоезд, возглавляли М. Н. Щукин и Л. С. Лебедянский. Калильщик И. И. Комолов, мастер А. П. Мурашов и начальник термического цеха Е. П. Ломако приложили все свое умение, чтобы отлично закалить броневые листы. Сварочными работами руководил начальник котельно-заготовительного цеха И. М. Поляков. Около тысячи коммунистов, передовых рабочих и инженеров заявили о своем желании стать бойцами команды бронепоезда. Комиссия парткома с участием представителя воинской части отобрала 135 человек. Это были в основном коммунисты и комсомольцы.
Тысячи коломенцев собрались 9 октября 1941 года у заводской проходной, чтобы проводить бронепоезд в боевой путь. На митинг приехали секретарь Московского комитета ВКП(б) Б. А. Черноусов, известный полярник дважды Герой Советского Союза И. Д. Папанини белорусский поэт Я. Купала.
Судьба особого бронепоезда № 1 «За Сталина» сложилась трагически. По прибытии на станцию Можайск командир бронепоезда получил приказ: всей силой ударить по скоплению вражеской техники на Минском шоссе, поддержать наши части в районе станции Колесники. В тот свой первый и последний боевой выезд под Гжатском 10 октября 1941 года бронепоезд столкнулся с немецкими танками. Шквал огня обрушил бронепоезд на врага. Однако немецкая артиллерия и танки, а также авиация наносили тяжёлые повреждения бронепоезду. В ходе скоротечного боя один из снарядов пробил броню первой бронеплощадки – сдетонировал боезапас, и площадка оказалась полностью разрушенной. Коломенцы не прекращали вести огонь. И только когда был взорван котел паровоза, а немецкая артиллерия в упор била по бронеплощадкам, был отдан приказ покинуть бронепоезд и отойти в лес. Это было на 174-м километре к западу от Москвы по Белорусской железной дороге, между станциями Колесники и Гжатск.Не всем удалось уйти в лес. Немцы захватили и расстреляли небольшую группу бойцов из команды бронепоезда, среди них была и Лиза Кубышкина, комсомолка, крановщица чугунолитейного цеха, незадолго до войны награждённая за свой самоотверженный труд орденом Ленина. Только семь бойцов осталось в живых от всей команды бронепоезда.
В Музее боевой славы Коломны хранится реликвия – дневник юной 15-летней Ларисы Горячевой, учащейся 9-го класса школы № 26. Она начала вести записи 15 октября 1940 года и продолжала всю войну. В нём есть очень интересные сведения, в том числе касающиеся и фельдшера бронепоезда № 1 Клавы Макаровой. Говорится в дневнике и о начале войны, и о проводах бронепоезда. А в записи от 15 октября, через 5 дней после боя бронепоезда под Гжатском: «От Клавы не было вестей. Но слухи дошли про разбитый бронепоезд. Одного врача на нём не было. Потом пошли слухи, что Клаву сожгло паром, кто говорил, что её в голову ранило и сожгло грудь. Но она была жива, её несли бойцы, не то один боец. Но она была без памяти и, придя в себя, спросила: кто стреляет, наши сказали ей. Она говорит: «Положите, я вскоре умру, а вы спасётесь». Её положили в лесочке, и дальше о ней ничего неизвестно». Клава Макарова так и не вернулась домой…
Удивительно продолжает переплетаться судьба бронепоезда с судьбой моей семьи. У нас бережно хранится фотография 1938 года, на которой во втором ряду сверху, четвёртая справа запечатлена Клава Макарова, окончившая в тот год Коломенский медицинский техникум. А шестой справа стоит моя прабабушка, Мария Николаевна. Дневник же Ларисы Горячевой принесла в Музей боевой славы (руководит которым мой папа) бабушка моей одноклассницы Даши Гуриной – Татьяна Михайловна Гавришина. В музей же поступили документы и кондуктора бронепоезда Тихона Родионовича Лужечкова, не участвовавшего в бою, поскольку в этот день на бронепоезде был его сменщик. Среди документов бойца уникальные реликвии: смертный медальон, написанный 30 сентября 1941 года, красноармейская книжка и военный билет, а также воспоминания фронтовика, записанные его племянницей в 1985 году. Военный билет Т. Р. Лужечкова тоже добавляет вопросов: с октября по декабрь 1941 идёт разрыв – то ли страницы вырваны, то ли утеряны.
Отсутствующие страницы как судьба коломенского особого бронепоезда № 1 «За Сталина» – загадочная, трагичная, волнующая коломенцев на протяжении свыше семи десятков лет. Первым краеведческим поиском занялись в 1965 году ребята из школы № 26 вместе со своей учительницей истории Натальей Николаевной Гальпериной.На протяжении всего 1965 – 1966 учебного года юные краеведы проделали большую подготовительную работу, а в июле 1966 года отправились в туристический поход, целью которого стали поиски места боя и гибели бронепоезда и судьбы его команды. Об этом во время встреч с ребятами говорили и оставшиеся в живых члены команды бронепоезда, а бывший комсорг бронепоезда В. Вишвиков озвучил эту мысль в своей статье в заводской газете «Куйбышевец» 5 мая 1966 года. Работа, проделанная юными краеведами школы № 26 по поиску места боя и гибели особого бронепоезда № I и судьбы его команды, в 1967 году была отмечена почетной грамотой за активную работу во Всесоюзном походе школьников «Из искры возгорится пламя» («Коломенская правда», 9 декабря 1967 г.).
Затем эстафету подхватил отряд «Дон-Кихоты», командиром которого стала Л. А. Немцева. В работе этого отряда принимала участие и моя мама. В 1986 году члены разновозрастного отряда «Дон-Кихоты» прошли по пути особого бронепоезда № 1 «За Сталина», поставив перед собой новые задачи. Результатом многолетних поисков стала книга Л. А. Немцевой «Судьба бронепоезда № 1 героическая и трагическая».
18 октября 1987 года на месте гибели бронепоезда состоялось торжественное открытие четырехметровой стелы, на которой были укреплены две таблички: одна с памятной надписью, вторая – с фамилиями и инициалами погибших бойцов команды бронепоезда № 1. В митинге приняли участие делегации городов Коломны и Гагарина, ПО «Коломенский завод», члены отряда «Дон-Кихоты», родственники погибших членов команды бронепоезда, местные жители. Право открыть памятный знак было предоставлено оставшимся в живых членам команды бронепоезда Николаю Васильевичу Силину и Сергею Ивановичу Глуханчикову, чей дом находится на противоположной стороне улицы, на которой я живу: я всё время вижу его из окон.
А спустя почти тридцать лет после открытия знака случилось настоящее чудо. В мае 2013 года недалеко от города Гагарина были найдены останки 15 бойцов коломенского бронепоезда. Имена четырёх красноармейцев вернулись из небытия, одиннадцать так и остались безымянными. 23 августа на смоленской земле прошла торжественная передача останков погибших героев представителям нашего города. А солнечным утром 24 августа на Старом кладбище Коломны собрались участники и ветераны Великой Отечественной войны, родственники бойцов бронепоезда, военнослужащие, поисковики, молодёжь и пожилые люди – те, кто пришёл проводить в последний путь бойцов, вернувшихся с войны. Над могилой красноармейцев была установлена табличка:
«Здесь захоронены 15 бойцов
коломенского особого бронепоезда № 1 «За Сталина!»
Сержант Кудрицкий Н. П.
Рядовой Смирнов Л. М.
Лейтенант Старотиторов К. М.
Рядовые Уткин Е. Я. Кабанов Н.Ф
Имена 11 бойцов неизвестны».