Смена парадигм методологии в истории развития юридической науки.
Парадигма в методологиинауки — совокупностьценностей, методов, подходов, техническихнавыков и средств, принятых в научномсообществе в рамкахустоявшейсянаучнойтрадиции в определенныйпериодвремени.
Измартышина –
Методология общественных наук исторически базируется на методах, используемых в философии, математике, естествознании и принимаетотносительнозавершенныйвид к концу XIX- началу XX. В 20 векеметодолияобщественныхнауквсеболееразвиваетсяпопутиспецелизации ,формируетсяметодолгияисторических, юридических, социологических, филологических, экономических и дрнаук.
В нашейстране в советскийпериодметодологияобществознаниявомногомбазироваласьнамарксизме, взявшемльвинуюдолюсвоегопонятийногоаппаратаизфилософииГегеля.
В постсоветскоевремя, послекрахакоммунистическойидеологии, марксизмпродолжаетоставатьсяпреобладающейметодолгией в нашихобщественныхнауках.
Вместе с темсейчасвсебольшеощущаетсятенденцияутратыгегельянско-марксисткойметодологиеймонопольногоположения, ведетсяпоискновыхпознавательныхподходов.
Билет №15
1. Первые конституционные акты Франции и США. Отражение учений римских юристов о смешанном правлении и разделении властей.
2. Понятие метода и методологии юридической науки.
Первые конституционные акты Франции и США. Отражение учений римских юристов о смешанном правлении и разделении властей.
Первые конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова
(Великобритания, США, Франция) не случайно появились в XVII-XVIII вв., хотя
государство возникло намного раньше. Именно тогда человечество осознало высшую
ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство,
заставив его подчиняться каким-то заданным правилам. Представления о конституции
были разработаны раньше (в частности, Аристотелем), но они вращались в основном
вокруг вопросов о рациональном устройстве государственной власти в соответствии
с понятиями демократии и справедливости. Но даже в этом ограниченном понимании
основные законы не привились в древних государствах. Во времена Римской империи
этим термином назывались императорские указы, а в средневековье - акты о
феодальных вольностях.
Демократические революции XVII-XVIII вв. были вызваны потребностью не просто
переустройства власти, а, главным образом, нахождения оптимального соотношения
между властью и свободой. Поэтому как английская конституционная система, так и
писаные конституции США и Франции в первую очередь решали именно эту задачу. В
США это было сделано с определенной "осечкой", ибо создатели Конституции,
принятой в 1787 г., попытались обойтись без раздела о правах и свободах граждан,
посчитав достаточными английский принцип "что не запрещено, то дозволено", а
также законодательство штатов. Но народ быстро заставил законодателей поправить
положение, вследствие чего спустя два года был принят Билль о правах (первые
десять поправок к Конституции).
Таким образом, конституция является элементом определенной философии
государства, и эта философия основывается на понимании опасности ничем не
ограниченной власти государства для свободы и благополучия человека. Эта
опасность ясно проявлялась в абсолютизме феодальных монархий, и демократические
антифеодальные революции
выдвинули требования о принятии конституций как раз для того, чтобы сокрушить
этот абсолютизм.
Великая Французская буржуазная революция 18 века представляет собой событие огромной важности в истории становления и утверждении буржуазного строя и соответственно буржуазного типа государства и права. По радикальности своего содержания, по буржуазным преобразованиям эта революция имела мировое значение.
В последней четверти 18 века Феодальный строй во Франции окончательно изжил себя, а режим абсолютной монархии сковывал развитие производительных сил. Франция занимала одно из первых мест в Европе по своему экономическому развитию, оставаясь в целом аграрной страной.