Глава vii. развитие истории методологии юридической науки в эпоху нового времени.

В истории методологии юридической науки начало эпохи Просвещения, совпадающее с антифеодальными и ранними буржуазными революциями XVII—XVIII вв. имеет характерные черты, отличающие ее от предыдущих и последующих эпох.

Историческое осмысление изучения методологии юридической науки, используя опыт накопленный, главным образом античной историей и эпохой Возрождения. Механистический или рационалистический подход, (на тот период времени, очень прогрессивный) к изучению правовых явлений. Используя для оценки государственных и правовых институтов разум и опыт, а не догматы теологии. Реалистический подход к истории методологии юридической науки, который приводит к попыткам проанализировать и обобщить причины, которые могут повлиять на предмет исследования. Внимательное изучение природы человека, как основы государственно правовых институтов. Исследование прав и свобод человека в контексте его исторического развития. Утверждение на первом плане общего блага, интересов, пользы, выгоды, как отдельных индивидуумов, так и общества в целом.

Параграф 1. ВЗГЛЯДЫ ГОЛЛАНДСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ (ГУГО ГРОЦИЙ, БАРУХ-БЕНЕДИКТ СПИНОЗА) НА МЕТОДОЛОГИЮ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Выдающейся фигурой Нового времени выступает голландского юриста и политический деятель Гуго Гроций (1583—1645). Он родился в нидерландском городе Делфте. В 8 лет Гуго Гроций уже пишет стихи на латинском языке, в 11 — студент, в 13 — издает свой первый научный труд. Основным его произведением была работа « О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625). События в Нидерландах того периода времени были похожи на межфеодальную войну с Испанией, победа над которой принесла плоды лишь патрициату в союзе с теми дворянами, которые поддерживали его. Они провозгласили лишь личные права (право собственности, свобода предпринимательства и торговли), политические же права провозглашены не были.

В основу методологии юридической науки Гуго Гроций положил рационалистический подход и новое юридическое мировоззрение в противовес средневековой схоластики. С его точки зрения, к юриспруденции надо подходить как к точной науки. Используя сведения, полученные при изучении всемирной истории, он считает, что выводы следует делать не на основе частных фактов, а на основе большого количества обобщений и длительного анализа фактов.

Государство возникает по согласию людей, на основе общественного договора. В догосударственном состоянии (естественном состоянии) люди строили свои отношения на основе естественного права, которое заложено в природе самого человека. В естественном состоянии все люди равны. Склонные к общению по своей природе, люди начинают враждовать, постоянно споря о праве на имущество. И чтобы выйти из такого состояния, необходимо было создать государство, стоящее над обществом и способное урегулировать вражду между людьми. (В этом союзе отсутствует воля бога.) Целью государства является мирное сосуществование индивидуумов и защита их собственности. Но так как люди до образования были равны, то и после его создания равенство остается, а, следовательно, ни о каком сословном неравенстве не может быть и речи. Гуго Гроций утверждает, что «государство является совершенным союзом свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Одной из лучших форм государства он видит ограниченную монархию.

Гуго Гроцийнаиболее последовательным образом вводит в правовую науку рационалистический метод исследования. Разделяя естественное и воле устанавливаемое право, он подчеркивал, что первое наиболее полным образом отвечает нуждам социального общежития, имея своим источником разум че­ловека. «Мать естественного права есть сама природа чело­века ... матерью же внутригосударственного права является обязатель­ство, принятое по взаимному соглашению, а так как последнее полу­чает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права». Право есть то, что не противоречит справедливости, т. е. не противно природе существ, обладающих разумом. Гроций разделяет право равенства и право го­сподства, связывая эти формы с уравнительной и распределительной справедливостью Аристотеля. «Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом». Волеустанавливае­мое право может быть как человеческим, так и божественным, кото­рое отлично от права естественного. Используя свой аксиоматический (математический) метод, Гроций приходит к выводу: «договоры долж­ны соблюдаться», т. е. придает нормативному аспекту права главен­ствующую роль.

Гроций вслед за Платоном повторял, что предметом права является справедливость, которая составляет сущность права. Ссылаясь на Аристотеля, Гроций говорил, что наиболее правильным будет разделять право на «естественное и волеустановленное ("законное")». Право естественное есть предписание здравого разума, которым какое-либо действие может быть признано либо морально необходимым, либо морально позорным, т. е. либо воспрещено, либо предписано самим Богом, создателем природы. Естественное право столь необходимо для жизни, что не может быть изменено самим Богом. Оно вечно и не­зыблемо. Человеческое же право устанавливается волей людей, к это­му праву относится внутригосударственное право, право господина и «право народов». Естественное право обладает преимуществом как перед божественным правом (в силу своей первичности), так и перед человеческим (в силу своей неизменности ). Вместе с тем Гроций отмечал важную роль принуждения и силы в реа­лизации права; однако право, даже лишенное поддержки, силы, все же действует, поскольку справедливость обеспечивает совести спо­койствие. Сила выступает здесь как форма, справедливость - как со­держание права.

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677) продолжает развивать подход Гуго Гроция к исследованию общества, государства и права с позиций рационализма. Основными его трудами были: "Богословско-политический трактат"(1670), "Этика, доказанная геометрическим способом" (1677) , который при жизни не опубликован, "Политический трактат" (1677) , который так и остался незавершенным.

Библия с точки зрения Спинозы является обычным историческим источником, имеющим массу неточностей и противоречий. Соотношение духовной и светской власти он рассматривает с позиций пантеизма. Сферой судебной системы государства являются поступки людей, а не их мысли.

Источником образования государства он видит общественный договор, в основе которого лежат интересы людей, их свободы, права и необходимость помогать друг другу из-за разделения труда. В основе естественного права природы является мощь каждого индивидуума.

Целью государства является безопасность людей. В государстве происходит слияние мощи всех людей и каждый должен беспрекословно подчиняться государственной власти, ибо только в этом случае будет обеспечена их безопасность.

Наши рекомендации