СМЕНА НАУЧНЫХ ПАРАДИГМ — ЗАКОН РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Вопросы для обсуждения:

  1. Парадигма науки.
  2. Преемственность научных теорий.
  3. Парадигмальные установки образования.
  4. Полипарадигмальность как парадигма современной науки и современного образования.
  5. Системоцентрическая и антропоцентрическая парадигма науки.
  6. Кризис образования.
  7. Модели образования

Практическое задание. Учебная дискуссия по теме «Советское образование – самое лучшее?» (вспом. материал в прил.1)

Литература

Основная

1. Гаязов А.С. Семь проблем образования. – Уфа: Вагант, 2008.

Семинар № 3.

МЕТАСИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ И ПРЕДМЕТЕ НАУКИ

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о метасистеме и метасистемности в науке. Объект и предмет в научном исследовании.

2. Комплексность научных представлений о человеке. Антропогенез и антропологический подход. Педагогическая антропология.

3. Внесистемность, полисистемность, интерсистемность знания. Эсплицитность формы метасистемного знания.

4. Характеристики метасистемы.

5. Уровни развития познания по В.П.Кузьмину.

6. Метасистемное знание как результат познания полисистемного комплекса.

Литература

Основная

1. Краевский В.В. Методология педагогической науки: Учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная

1. Гаязов А.С. Образование и образованность в современном мире. М.:Наука, 2003

2. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. – М., 1998.

3. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на пороге ХХI века. –М., 1999

4. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. Уч

еб. заведений. М., Академия, 2006.

Семинар № 4.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросы для обсуждения:

1. Законы Российской Федерации и ее регионов об образовании. Специфика системы образования Республики Башкортостан и ее отражение в Законе РБ «Об образовании». Законы, регламентирующие высшее и послевузовское образование.

2. Законы, регламентирующие деятельность научно-исследовательских учреждений и деятельность высших учебных заведений.

3. Регламентация научной деятельности. Министерство образования и науки РФ и ее регионов.

4. Совершенствование законодательной базы образования и науки.

5. Приоритетный Национальный проект «Образование»: цели, основные положения, подпроекты.

Практическое задание 1. Групповое обсуждение «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Что нового?»

Практическое задание 2.Составить в группах оценочный лист для оценки материалов педагогов, участвующих в конкурсе на получение президентского гранта «Лучший учитель», наполнив критерии соответствующими показателями. Обсудить (прил. 2)

Литература

Основная

1. Багишаев З.А. Федеральное и региональное правовое поле развития образования и образовательная политика, образовательные доктрины и программы // Багишаев З.А. Стратегии развития Российского образования. Монография. – М.: Наука, 2003.

Дополнительная

Законы РФ, РБ «Об образовании»

Семинар № 5.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ, ПРОЕКТЫ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Вопросы для обсуждения:

1. Инновации в образовании: понятие, сущность, виды (локальные, линейные, системные), направленность (изменение целей, содержания, методов взаимодействия педагогов и учащихся, способов оценки результатов, организационно-структурные изменения и т.д.)

2. Критерии оценки эффективности педагогических инноваций: новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

3. Внедрение достижений педагогической науки и передовой педагогический опыт. Признаки ППО. Способы изучения, обобщения и распространения ППО.

Практическое задание. Согласно критериям оценки эффективности педагогических инноваций (новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте) в группах оценить качество предложенного инновационного педагогического проекта. Составить рекомендации по распространению педагогического опыта (прил. 3).

Литература

Основная

1. Краевский В.В. Методология педагогической науки: Учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

Семинар № 6

УЗЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Вопросы для обсуждения:

1. Мониторинг в образовании как научная и практическая проблема

(Основные понятия мониторинга образования. Виды и функции мониторинга. Соотношение понятий мониторинг, контроль, изучение, обследование, наблюдение, диагностика, экспертиза, педагогическая диагностика, обратная связь и т.д. Принципы осуществления мониторинга. Этапы мониторинга. Достоинства и недостатки мониторинга. Модели проведения мониторинга)

2. Качество образования. Его параметры. Международные системы оценки качества.

3. Индивидуальные траектории в образовании.

Практическое задание. Групповая работа. Установить соотношение понятий мониторинг, контроль, оценка, изучение, обследование, наблюдение, диагностика, экспертиза, обратная связь и др. Представить работу группы на обсуждение.

Литература

Основная

Гаязов А.С. Семь проблем современного образования. – Уфа: Вагант, 2008. – 246 с.

Дополнительная

Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общей редакцией А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.

Семинар № 7

УЗЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Вопросы для обсуждения:

1. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством. (Создание общеевропейского пространства.Болонский процесс. Образовательная политика российской федерации в условиях вхождения в болонский процесс. Общеевропейская идентичность образования и современное высшее образование. Идеи непрерывного образования: зарубежный и отечественный опыт. Проблемы и некоторые социально-экономические последствия интеграции российской системы образования в общеевропейскую)

2. Компетентностный подход в образовании.

3. Подушевое финансирование.

4. Воспитание в образовании.

5. Трансформация высшего педагогического образования.

Практическое задание. Учебная дискуссия по статье «Российское образование по «Закону Кольта» (прил.4)

Литература

Основная

Гаязов А.С. Семь проблем современного образования. – Уфа: Вагант, 2008. – 246 с.

Дополнительная

Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общей редакцией А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.

Семинар № 8

Наши рекомендации