Глава v. развитие истории и методологии юридической науки в период революции ( начало xxв.)

Двадцатый век для России начался с экономических кризисов и поражения в войне с Японией. В стране нарастала революцион­ная ситуация: три революционных отечественных потока — ли­берально-буржуазный, организационной формой которого стало земское движение, сформировал свою первую легальную полити­ческую партию (Партию народной свободы, или конституцион­ных демократов); две другие еще нелегализованные политические партии (социал-демократов исоциалистов-революционеров) вы­ражали политические позиции известной части рабочего класса и части крестьянства, соответственно. Политическая борьба, развер­нувшаяся в стране и к 1905 г. вылившаяся в первую революцию, существенным образом повлияла на изменение основ российской государственно-правовой культуры.

В ходе революции и под ее воздействием в стране стала скла­дываться конституционная монархия. Уже в феврале 1905 г. царь направил на имя министра внутренних дел рескрипт, предписы­вающий привлекать народных представителей к участию в пред­варительном обсуждении и разработке законодательных предпо­ложений. В разработанном проекте новый законосовещательный орган был назван Государственной думой (тем самым была осу­ществлена старая идея М. М. Сперанского). Были утверждены акты об учреждении Государственной думы и положение о вы­борах в нее, однако ограниченная компетенция органа (только обсуждение, но не принятие и утверждение законов) и суженный круг избирателей (от выборов устранялись «лица, работающие по найму», т. е. рабочие) показались радикализированному об­щественному мнению явно недостаточными для преобразования государственно-политической системы, и законопроект в данной редакции так и не стал законом (так называемый Булыгинский законопроект 6 августа 1905 г.). Общественное мнение в лице сво­их либеральных представителей требовало более значительных ограничений

самодержавной власти, а политические радикалы планировали переход к республиканской форме правления. Рево­люция продолжалась.

Либеральные силы, сгруппировавшиеся вокруг земских учреж­дений и кадетской партии в Думе, настаивали на создании парла­ментского правления с широкими правомочиями. Кадетские идеологи говорили о необходимости создания правового государства, расширении прав человека и политических свобод.

Представители консервативных кругов, защищая существую­щий порядок, выступалис резкой критикой либерально-демокра­тических преобразований (всеобщее избирательное право, демок­ратические свободы и т. п.), видя в них угрозу для стабильности государственного строя России. Революционные действия и про­паганда оценивались ими как начало политического хаоса и граж­данской войны.

Аграрный вопрос не утратил своей остроты и после реформы. Привилегированное положение поместных хозяйств и крестьян­ское малоземелье создавали напряженность, которая требовала политического и правового урегулирования. Уже в 1902 г. было издано Высочайшее повеление о пересмотре касающихся крес­тьянства законов.Созданная для этой работы комиссия подчер­кнула особый статус надельных земель, которые не могут состав­лятьпредмет свободного договора и не подлежат действию других гражданских законов. Говорилось об особом крестьянском праве, делались предупреждения об опасности развития капитализма и кулачества в крестьянской среде. Сельская община явно предпочиталась частной собственности,приветствовалась деятельность волостных судов и земских начальников,В противовес этой кон­сервативной концепции комиссии (Министерства внутренних дел) была выдвинута концепция аграрного переустройства, предложен­ная С. Ю. Витте (тогда министр финансов).

В этом проекте предлагалось отменить систему особых сослов­ных судов (волостных) и административных органов (сельские сходы), особую систему наказаний, установленных для крестьян (сохранились телесные наказания), и подчинить частноправовые отношения крестьян общим гражданским законам. Должны быть отменены все ограничения свободы передвижения и выбора мес­тожительства для крестьян, предлагалось также разрешить свободный выход из общины при сохранении за крестьянином части земельного надела в качестве личной собственности, а земельную собственность крестьянского двора следовало преобразовать в час­тную собственность индивидуальных хозяев. (Многие из выска­занных С. Ю. Витте положений легли в основу будущих аграрных преобразований П. А. Столыпина.) Консервативная и либеральная тенденции вес еще продолжали свою борьбу в самом преддверии надвигающейся эпохи войн и революций.

Итогом правительственной политики лавирования стало при­нятие Манифеста «Об усовершенствовании государственного по­рядка» 17 октября 1905 г., который положил начало новому кон­ституционному строю в стране. Провозглашалось введение граж­данских свобод и легализация профсоюзов, была провозглашена свобода собраний, союзов. Государственная дума превращалась в орган с законодательными правами (избирательный закон в Думу значительно расширил круг лиц, участвующих в выборах, в том числе и рабочих).

В апреле 190(S г. были утверждены Основные законы, закре­пившие двухпалатную систему российского парламента и содер­жавшие в себе ряд серьезных ограничений монархического режима (в области бюджетных прав, в сфере законодательной инициативы и принятия законов). Вместе с тем, право формировать правительс­тво оставалось за верховной властью, ряд важнейших вопросов мог быть урегулирован посредством принятия царских или правитель­ственных указов в обход Государственной думы (ст. 87 Основных законов). Правительственная власть сохраняла за собой все еще достаточно важные прерогативы.

Политическая позиция либеральной буржуазии выражалась вотходе от революционного движения с его крайностями и в одно­временной критике в адрес самодержавной монархии. Такая поли­тическая двойственность обосновывалась необходимостью созда­ния устойчивого правового порядка в стране и установления пра­вовых критериев свободы и демократии. Однако в ходе революции значительная часть демократических и либеральных требований была выполнена (создан парламент, предоставлены политические

свободы), и это побудило представителей либерально-демократи­ческих сил (партии кадетов,октябристов и др.) перейти к сотруд­ничеству с властью.

Хотя думы первогои второго созыва в своих требованиях к правительству заходили достаточно далеко (в обсуждении аграр­ного вопроса), правительству, особенно после того как его гла­вой стал П. А. Столыпин, все же удалось наладить совместную работу с парламентом. В процессе интенсивной законотворчес­кой деятельности были решены многие важные вопросы: была проведена радикально-буржуазная по своему характеру аграр­ная реформа, окончательно разрушившая общину и открывшая в деревне широкий путь капиталистическим отношениям. Широ­кое развитие получила потребительская, сельскохозяйственная и кредитная кооперация. Был ликвидирован институт земских участковых начальников и восстановлена система мировых су­дов. Были приняты законы о социальном страховании рабочих («больничных кассах»), целый ряд актов, регулирующих поря­док крестьянского землепользования. Успешное сотрудничество Думы с властями отчасти объяснялось тем фактом, что в 1907 г. был принят первый избирательный закон, существенно огра­ничивший участие в Думе для наиболее радикальных полити­ческих элементов и давший большинство в парламенте умеренным партиям. Однако деятельность четвертой Государственной думы (1912—1917), протекавшая также в условиях тяжелой для России воины (1914—1917), неоднократно выливалась в оппо­зиционные правительству и верховной власти акты: сформиро­вавшийся в ней так называемый прогрессивный блок станет в 1917 г. «штабом» революции.

Правовая культура России в целом в первые десятилетия XX в. приобретает все более сложные очертания. Высочайший уровень развития юридической техники и языка нрава придавали ей самые современные черты. Уровень теоретических правовых разработок русской правовой школы (в лице таких выдающихся правоведов, как Н. С. Таганцев, Н. Д. Сергиевский, Н. В. Муравьев и др.) оказал влияние не только на становление и быстрое развитие отечествен­ной правовой науки, но и на ход работ по кодификации действу­ющего законодательства. Законодательную работу проводил ряд учреждений: Особое отделение государственной канцелярии (по изданию Свода законов в новой редакции), департамент Сената, Государственный Совет и Государственная дума, Совет министров и отдельные министерства и ведомства. Руководил этой работой Сенат, наряду с ним было создано также Юридическое совещание, занимавшееся всей кодификационной деятельностью (в 1917 г. при Временном правительстве это совещание будет занято разработкой новой республиканской конституции России). Естественно, что ос­новным источником права в рассматриваемый период стал призна­ваться закон, выражавший волю сразу трех субъектов — Государс­твенной думы, Государственного Совета и императора.

Вопрос о статусе и характере самодержавной власти оставался одним из наиболее важных. Ее роль должна была быть существен­ной даже в условиях конституционализма, и на этом настаивали влиятельные идеологи консервативного толка. Идею поддержи­вали политические течения правого и право-центристского толка. Результатом стало определение термина «самодержавие», данное в основных законах.

Существенные преобразования производилиськак в теории, так и в законотворческой практике. Основы гражданского и уго­ловного права, заложенные в Своде законов, подверглись измене­ниям применительно к требованиям современной политической ситуации. Новая редакция Уголовного уложения (1903) предус­матривала значительное усиление уголовнойрепрессии в области политической антигосударственной преступности. Система граж­данского права должна была приспосабливаться к новым экономи­ческим условиям.

В конце XIX — начале XX вв, экономико-политическое разви­тие России вступило в стадию так называемого империализма, т. е. высшую стадию капиталистического развития. Быстрый рост чис­ла крупных монополий, господство финансового капитала, слия­ние промышленного и торгового, а также государственного и част­ного капиталов, борьба за рынки сбыта и инвестиции, наращивание темпов роста экономики — все это не могло не отразиться в пра­вовой сфере, где перед законодателем вставали все новые области и объекты регулирования. Ситуация усложнялась тем обстоятельством, что в социально-экономической структуре страны все еще оставался целый ряд элементов, заимствованных из прошлого: по­мещичье землевладение, особый статус крестьянского землеполь­зования, недостаточная урегулированность трудовых отношений в промышленном производстве и т. п. Россия была чревата рядом се­рьезных противоречий социального («противоречие между трудом и капиталом»), национального (оппозиционные настроения наци­ональных окраин империи), аграрного (противоречие между поме­щиками и крестьянами по земельному вопросу) и политического (деятельность революционных партий и давление внешнеполити­ческих сил и блоков) характера. Набор этих противоречий готовил почву для следующей революции.

Первая революция завершилась к 1907 г. Россия встала на путь быстрого индустриального развития, преодолевая мешающие рос­ту социально-экономические пережитки. Аграрное и промышлен­ное законодательство действовало в том же направлении. Торго­во-промышленное законодательство заключало в себе, однако, две характерные тенденции и особенности: 1) нормативноерегулиро­вание коммерческой деятельности переплеталось с администра­тивным вмешательством властных структур в гражданский обо­рот; 2) происходила демократизация и коммерциализация старых организационно-хозяйственных форм, а именно введение в состав торгово-промышленных органов различного рода групп, обще­ственных организаций, советов, кооперативов и т. д. Вместе с тем, аграрный вопрос оставался наиболее острой проблемой (даже пос­ле проведения столыпинской реформы), сохранение помещичьего землевладения и крестьянское малоземелье играли роль факторов, препятствующих стабилизации экономики и ведущих к социаль­ным конфликтам в стране. Ситуацию использовали политические силы, настаивающие на продолжении и углублении революцион­ных процессов.

Россия вступала на этап развития конституционализма. Кон­ституционная монархия здесь имела существенные особенности: монархическая власть сохраняла за собой важные прерогативы, система избирательного права учитывала особенности социаль­ной структуры страны, отдавая предпочтение имущим сословиям, разделение властей осуществлялось со множеством ограниченийи сдержек. Значительную власть получила государственная бюрок­ратия, в основе своей состоявшая из представителей дворянства.

Сильная исполнительная власть была в состоянии контроли­ровать работу Государственной думы. Дискуссии по аграрному вопросу выявили резкое противоречие между различными ветвя­ми власти. Программа преобразований, с которой правительство П. А. Столыпина выступило перед парламентом, была им отвергнута.Третьего июля 1907 г. Вторая дума была распущена, был введен в действие новый избирательный закон, позволивший сформировать новый состав Думы, с которым правительствууда­лось наладить рабочие отношения и провести ряд необходимых законов (в том числе и об аграрной реформе). С этого времени политическая роль государственных институтов заметно возрас­тает. Усиливается также вмешательство государства и в экономи­ческую жизнь страны.

Уже в октябре 1905 г. было создано Министерство торговли и промышленности, управлявшее казенной промышленностью и осуществлявшее контроль за частной промышленностью и тор­говлей. В сфере контроля министерства находились различные отечественные предпринимательские организации, биржевые комитеты, советы и бюро съездов представителей профессий, различные союзы и общества. В годы Первой мировой войны чрезвычайные меры стали применяться и в торгово-промыш­ленной сфере: военно-промышленные комитеты использовали административные методы регулирования, особые совещания (полугосударственные - полуобщественные организации) подменяли и контролировали деятельность государственных хозяйственно-управленческих структур. Формирование цен, их таксировка, продовольственная разверстка и реквизиции стали чрезвычайными мерами в период войны. Используя старые правовые акты (Свод законов), законодатель активно дополнял и толковал иx, вводя в оборот все новые подзаконные нормы. Элементы государственного вмешательства и государственного капитализма стали проявляться в плане правового регулирования экономики задолго до революции. В 1915 г. был создан Главный продовольственный комитет, собиравший сведения о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, устанавливавший планы перевозокпродовольствия и порядок заготовительной работы, ноябре 1916 г. было принято постановление о введении продовольственной разверстки, нормы которой устанавливались властями,была введена карточная система, особые совещания устанавливали твердые цены законодательным путем и во все­российском масштабе.

Правовые механизмы, сложившиеся в чрезвычайных услови­ях войны, позже будут использованы революционными властями как постоянно действующие факторы. Война выработала методы регулирования, которые затем будут определены как «революци­онные», зародыши социалистической экономики обнаруживались уже в военной экономике и законодательстве все еще монархичес­кого режима:парадоксальным образом здесь выявилась определен­ная культурно-правовая преемственность.

С конца XIX в. самым интенсивным образом начинает разви­ваться отечественная правовая наука. Впитав в себя основные идеи западноевропейской философии права, российская юриспруден­ция сумела сочетать их с правовыми традициями своей страны. Ре­формы середины XIX в. и активная кодификационная работа пос­ледующего периода стимулировали формирование продуманных и закопченных правовых концепций. Имена выдающихся правоведов (В. М. Гессена, Н. И. Лазаревского, А. С. Ященко, Л. И. Петражицкого, Б. А. Кистяковского, П. Г. Виноградова и др.) ознаменовали эпоху возрождения отечественной правовой культуры. В их трудах неизменно подчеркивались принципы законности, идея «правово­го государства», предлагались варианты создания демократичес­кой России.

Февральская революция 1917 г. положила начало коренным преобразованиям в государственно-правовой системе России. Отречение императора и переход верховной власти к Временно­му правительству (сформированномучленами Государственной думы) превратили страну в республику (хотя официально таковой Россия будет провозглашена только в сентябре 1917 г.). Демокра­тические принципы и права были провозглашены высшими цен­ностями. Разрушение старого государственного аппарата и старой правовой системы (хотя многие положения Свода законов еще про­должали действовать, также как и часть старой судебной системы) повели к полной дезинтеграции общества. Ряд действий (роспуск органов охраны порядка, большей части судебных учреждений, широкая амнистия, «демократизация» в армии и т. п.) был совер­шен под давлением левых сил и группировок, рассчитывающих на дальнейшее углубление революции. Фактически установивше­еся в стране двоевластие (Временное правительство и советы) не позволяло установить сколько-нибудь устойчивый правопорядок. Законность уступила место реальному соотношению борющихся политических сил.

Такая ситуация обусловила нестабильность правительствен­ной власти, вела к частым правительственнымкризисам. Надежды демократических сил возлагались па предстоящее Учредительное собрание, которое должно было решить вопрос о власти и форме правления для России, радикалы (большевики, левые эсеры и др.) рассчитывали на дальнейшее развитие революции и превращение ее из демократической в социалистическую.

Революция уравнивала в правах всех граждан России, сфор­мировала систему демократических институтов, реализовала ряд политических свобод (печати, слова, собраний, союзов и пр.). открыла для России путь парламентского демократичес­кого развития. Вместе с тем, постоянная необходимость вести борьбу с политическими противниками, попытки восстановить разрушенный анархией порядок, а также продолжающаяся вой­на с Германией заставляли правительство прибегать к чрезвы­чайным мерам (восстановлению смертной казни, разгонам де­монстраций).

Социалистическая идеология реформистского и умеренно­го типа (выработанная еще теоретиками легального марксизма П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановским, С. Н. Булгаковым и др.) заметным образом повлияла на политическую и законотворческую деятельность Временного правительства.

Социалистическое по своему партийному составу Временное правительство (после первого кризиса в его состав стало входить все большее число членов партий меньшевиков и эсеров) в ситу­ации кризиса должно было обратиться к широкому государствен­ному вмешательствув экономику. Были созданы специальные органы экономического регулирования — Экономический совет, Главный экономический комитет, земельные комитеты и др., це­лью которых была стабилизация хозяйственной ситуации. Прави­тельство пыталось регулировать все секторы народного хозяйства (промышленность, торговлю,финансы и сельское хозяйство), для чего и издавались общие и специальные правовые акты. Военно-административные методы регулирования, введенные еще до рево­люции, использовались и после ее свершения: централизованная организация снабжения продовольствием и сырьем, продовольс­твенная разверстка, централизованное ценообразование,секвестр и реквизиция применялись вшироких масштабах. Программа регулирования предусматривала два параллельных пути: создание хозяйственных конъюнктурных органов,ориентированных на ра­боту с рыночной экономикой, и создание исполнительных органов, осуществляющих планомерное (централизованное) регулирование хозяйственной жизни. В состав этих органов должны были входить представители политических партий, советов и научных организа­ций. Государственное регулирование должно было охватить сферы финансов, кредита и труда. При Министерстве промышленности и торговли создавался Совет по вопросам развития продовольствен­ных сил страны, в задачи которого входило обсуждение основных начал экономической политики, в его работе участвовали предста­вители всех основных хозяйственных ведомств. Продолжали свою регулятивную деятельность значительная часть особых совещаний и военно-промышленных комитетов, учрежденных еще до револю­ции. Политические свободы сочетались в рамках нового режима с достаточно сильным административным вмешательством в хозяйс­твенную деятельность, государственный капитализм имел тенден­цию превратиться в «государственный социализм».

Для законотворческой деятельности Временного правительс­тва важное значение имело постановление «О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановле­ниями», определившее критерии для использованияв новых усло­виях законодательства, изданного в период империи. Этот акт под­черкивал преемственность между двумя правопорядками, старым и новым. После революции продолжали действие вполне демокра­тические, на взгляд правительства, судебные уставы 1864 г. и Уго­ловное уложение 1903 г. Стремясь к легитимности, правительство сохраняло основные положения предыдущего правового порядка, корректируя его введением новых законоположений, Еще в марте 1917 г. было создано (или воссоздано) Юридическое совещание, на которое возлагались задачи по «обсуждению вопросов публичного права, возникающих в связи с установлением нового государствен­ного строя», подготовки заключений по законопроектам. В частнос­ти, Совещание рекомендовало правительству оставить в силе акты, принятые до революции императором в порядке ст. 87 Основных законов (т. е. помимо Государственной думы), подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд дру­гих предложений, направленных на сохранение правовой тради­ции и дореволюционной юридической практики. К началу октяб­ря 1917 г. Совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение Учре­дительного собрания (где предполагалось учреждение для России должности президента, наделенного законодательной инициати­вой). Проект создания сильной исполнительной власти не был ре­ализован. Октябрьский переворот разрушил как все эти проекты, так и уже действующую систему власти, управления и суда.

Наши рекомендации