Обусловленность метода и методологии правового исследования его объектом и предметом.

В качествепредметатеориигосударства и праваможноназватьследующее:

▪ наиболееобщиезакономерностивозникновения, развития и функционированиягосударства и права (даннаянаукаизучаетвозникновение, развитие и функционированиенеконкретногогосударства и права, а государственности и прававообще, т. е. ихнаиболееобщиепризнаки);

системаосновныхпонятийюриспруденции, которыепронизываютсобойвсеюридическиенауки (право, источникиправа, нормаправа, правоотношение, субъектправа, юридическийфакт, правонарушение, юридическаяответственность, правовыесредства, и т. д.).

объекттеориигосударства и нрава — этообщественныеотношения, связанные с формированием и функционированиемтакихсоциальныхинститутов, какгосударство и право

Несомненно, используемыйметод в изучении и познанииюридическойнаукидолженспособстововатьболееуспешномупознаниюобъекта и предметаданнойнауки.

Мыговорим о классификацииметодов, каждыйизнихпозволяетболееуспешноосвоитьнауку.В лучшейстепени, намойвзгляд, частно-правовыеиликак в некоторойлитературеспецефическиеметоды.К нимотносятформально-юридический и сравнительно-правовой.Такимобразом, выбранныйметодпрямозависитотисследуемогопредметаилиобъекта.

Билет № 14

1. Развитие юриспруденции в России 18-19 века (академический и университетский периоды)

2. Смена парадигм методологии в истории развития юридической науки.

1.Развитие юриспруденции в России 18-19 века (академический и университетский периоды)

- Существует абсолютная монархия.

- Государственно-правовые реформы Петра I были направлены на радикальную реорганизацию всей системы государственного устройства и управления. Петровские преобразования по своей сущности во многом были созвучны взглядам на происхождение и природу государства и права ряда западных философов (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.), в частности, «договорной теории» происхождения государства и «естественного права»

- В отличие от Франции, где идеи Просвещения способствовали революции, в России они воплотились в форме просвещенного абсолютизма, то есть исходили из идеи, разделяемой частью просветителей, что «просвещенный монарх» в состоянии преобразовать жизнь своего государства на разумных основах, ликвидировать некоторые, наиболее устаревшие, социальные институты.

Особенностью русского Просвещения было постоянное и пристальное внимание общественной мысли к крестьянскому вопросу. Оно было вызвано бесправием крепостного крестьянства, ростом движения против помещичьего произвола. Теоретическим инструментом борцов против крепостничества стала пришедшая из Западной Европы естественно-правовая теория с опорой на божественную волю (в рационально-деспотическом ее понимании). Общей для русских просветителей была характерна идея распространения образования и просвещение народа, в котором они видели путь, ведущий к улучшению состояния всего общества.

- Идеи просвещения нашли свое отражение в произведениях Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, С. Е. Десницкого и др.

Преобразования Петра 1.

Еще в конце 17 века исчезают остатки иммунитетных феодальных привилегий. + перестают собираться сословные совещания-отголоски Земскиз соборов.

Боярская дума становится контрольным органом, наблюдающим за деятельностью исполнительных органов и органов местного самоуправления. ( раньше она вершила дела вместе с царем).

Но потом и вовсе исчезает. Появляется Сенат. 1711.

Компетенция Сената – судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль. Мог временно замещать царя.

Сложились две контрольные системы- прокуратура и фискалитет. ( он затем пропадает, остается только прокуратура)

Коллегии. – как у нас сейчас министерства. ( иностранных дел, юстиции, казенных сборов)

РЕФОРМЫ.

1. Финансовая. Интенсивное преобразование всей податной и налоговой системы. ( соляной, табачные аксцизы)

2. Церковная. Был создан Святейший Правительствующий Синод. Идет процесс приведения в соответствие церковного аппарата к аппарату государственному. Начало секуляризации церковных земель, усиление государственного контроля.

3. Военная. Я думаю тут ниче не надо, просто если что то конечно петровский флот, Преображенский, Семеновский полк. Главное – увеличение численности войск и специализация.

4. Местное самоуправление. Тут мне кажется вообще ниче не надо

5. Судебная реформа. Судебные органы многообразны. Высшая инстанция –император. Далее( как апелляция)- Сенат. Судебными полномочиями обладали прикаы и коллегии. Создаются военные суды.

6. Полицейские учреждения и органы политической безопасности. Новый карательный орган – Тайная канцелярия. Полицейские органы создаются на всей территории государства. Охраняют общественный порядок, борются с преступниками, ищут беглых крестьян.

Юридическое образование в России. В 18 веке.

Острый дефицит естесственных технических, политических юридических медицинских и иных наук.

1725 г- создание Петром 1 академии наук.

Большое внимание подготовке юридических кадров. Совершенствование законодательства. Кафедры правоведения и преподавание юриспруденции. 1732 Шляхтенский корпус –теоретическая юриспруденция.

1755 открыт Московский университет, там юр фак.

Нет своих приглашали чужих – из-за рубежа. Баузе, Пургольд, Шнейдер все они внесли весомый вклад в юр образовании россии.

Приглашенные профессора не знали русского, лекции читали на латыниЕ многие не горели желанием учиться. Из-за хронического недобора 1766 универ закрылся.

Про русских. Профессора Десницкий, Козельский, Ордин-Нащекин, Фонвизин и тд.

Правовые взгляды Сперанского. Введение к Уложению государственных законов 1809. Свод законов Российской Империи. Начало отраслевого деления права.

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, "через правильные законы", жалованные императором народу. "Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года" ("О постепенности усовершенствования Российского").

В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила "правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. – Н. 3.) учредить на непременном законе". Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе". Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может "ни уничтожить законов, ни обезобразить их".

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, "коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой", утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус.

Введение к уложению государственных законов» — план всеобщего государственного преобразования в Российской империи, подготовленный М. М. Сперанским к 1809 году.

Основные положения[править | править вики-текст]

• Основой государственного устройства должен был стать принцип разделения властей, то есть вся власть в Российской империи должна была делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Но несмотря на это, абсолютная власть императора оставалась в неприкосновенности.

• Должна была быть определенная структура в законодательной, исполнительной и судебной власти. Предлагалось сделать следующую структуру: волость — округ — губерния — государство. Например, в некой волости собиралась Волостная дума, состоящая из собственников любого имущества. Некоторые депутаты Волостной думы избирались в Окружную думу. Из Окружной думы избирались в Губернскую думу, и по такому же принципу в Государственную думу. Все вышеуказанные органы должны были собираться раз в три года. На этих заседаниях выбирали председателя (кроме Государственной думы, так как его назначал император), главного секретаря, совет и суд.

• Государственная дума по положению в государстве должна была приравняться Сенату. На заседаниях должны были обсуждаться проекты императора, но дума не могла предлагать свои реформы.

• Высшей исполнительной властью обладали министры и их заместители. Причем они назначались лично императором. А высшая судебная власть принадлежала Сенату Судебному, контролируемому императором.

• Предлагалось создать три инстанции исполнительной и законодательной власти: волостные, окружные и губернские — избиравшиеся на волостных, окружных и губернских собраниях соответственно.

• Координация законодательной власти принадлежала Государственному совету. Председателем являлся сам император. Законопроекты считались недействительными без обсуждения в Государственном совете и одобрения императора.

• Населению предполагалось даровать гражданские (личная свобода для всех граждан) и политические права (участие в государственном управлении для обладателей какой-либо собственности).

Предлагалось разделить все население на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (государственные крестьяне, купцы, мещане) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, ремесленники, слуги и т. п.). Причем любой гражданин мог подняться на ступень выше при приобретении какого-либо имущества.

Свод законов Российской Империи. (рус. дореф. Сводъ Законовъ Россiйской Имперiи) — официальное издание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, подготовленное Вторым отделением под руководством М. М. Сперанского в начале николаевской эпохи и переиздававшееся полностью или частично вплоть до Октябрьской революции

ТУТ ЖЕ ПРО ДЕЛЕНИЕ ПРАВА НА ОТРАСЛИ!!!

Сперанский разработал своеобразную систему построения Свода законов, имевшую значение как для практических, так и теоретических целей. Построение Свода было основано на правовой концепции Сперанского, который в соответствии с принятым в римском праве делением права на публичное и частное разделил все законодательство на государственные и гражданские законы[90].

На основе различия в предмете правового регулирования все государственные законы подразделялись Сперанским на определительные и охранительные. Определительные законы состояли из норм, отражавших существо «государственного союза» и вытекающих из них прав. Сперанский выделил здесь несколько важных моментов: во-первых, порядок организации верховной власти; во-вторых, государственные органы, с помощью которых государственная власть осуществляет свои полномочия; в-третьих, средства и силы государственные; в-четвертых, степень участия подданных в государственной деятельности. Каждому из указанных моментов соответствовала определенная категория законов: 1) основные законы, 2) учреждения государственные и губернские, 3) законы сил государственных (уставы о рекрутской и земских повинностях, уставы казенного управления), 4) законы о состояниях. Вторая группа государственных законов состояла из законов, охраняющих «союз государственный и гражданский»: 1) предохранительные законы (уставы благочиния) и 2) уголовные законы[91].

Гражданские законы также подразделялись Сперанским на определительные и охранительные, объединяющие соответственно нормы материального и процессуального права. К первой группе относились законы, определяющие права и обязанности в области семейных отношений, общие законы об имуществах и особенные законы об имуществах. Во вторую группу входили законы о порядке взысканий по бесспорным делам, судопроизводстве и о мерах гражданских взысканий[92][93].

Разрабатывая систему Свода законов, Сперанский преследовал цель обеспечить доступность законодательства, понимая под этим не только упрощение поиска нормативного материала, но и определенную модернизацию законодательства и устранение его дефектов (упрощение стиля, языка нормативных актов, ликвидацию пробелов, противоречий, анахронизмов и т. д.). Для достижения этой цели Сперанский пошел по пути укрупнения основных подразделений систематического собрания законов, объединив весь нормативно-правовой материал в восемь крупных отделов, которые в большинстве случаев совпадали с отраслями права — государственным, административным, гражданским, уголовным и др. Вместе с тем система Свода распределяла законодательство также по отраслям управления и экономики. На основании этой системы все государственные и гражданские законы были разделены на восемь книг, в свою очередь состоявшие из 15 томов[94]:

СВОД –ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА

СЕРЕДИНА –ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА реформы АЛЕКСАДРА 2

Судебная – (состязательность, гласность, равенство, и тд)

Две судебные системы общие и местные суды присяжные

Военная реформа- ввел определенные сроки службы в зависимости от специализации

Отмена крепостного права

Наши рекомендации