Понятие, система, источники и субъекты финансового права

Финансовое право как отрасль российского права представляет собой сово­купность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, склады­вающиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Предметом финансового праваявляются общественные отношения, которые воз­никают в процессе осуществления финансовой деятельности государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию денеж­ных фондов государства. Характерной особенностью общественных отношений, состав­ляющих предмет финансового права, является то, что одной из сторон всегда выступает государство или его орган.

В предмет финансового права входят общественные отношения, складывающиеся между:

1) государством, и административно-территориальными единицами в связи с распределением средств государственного бюджета;

2) финансовыми органами и юридическими лицами по уплате налогов и расходу бюджетных средств;

3) финансово-кредитными органами по поводу образования и распределения централизованных бюджетных фондов;

4) юридическими лицами и вышестоящими органами в связи с распределением и использованием бюджетных, кредитных и собственных накоплений;

5) финансово-кредитными органами и различными организациями по поводу образования
и распределения кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

6) финансово-кредитными органами и гражданами в связи с уплатой налогов.

Основным методомфинансово-правового регулирования является метод власт­ных предписании.Его суть состоит в том. что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания (законы, подзаконные акты, управленческие решения и т.д.), обязательные для другой стороны правоотношения. При этом другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен.

Система финансового права- совокупность объективных и обусловленных фи­нансовых общественных отношений, в которых в определенной последовательности по­строены, объединены и расположены финансово-правовые нормы. Система финансового права состоит из двух частей: Общей и Особенной.

В Общую частьфинансового права входят нормы, закрепляющие общие принци­пы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, право­вое положение субъектов финансовых правоотношений, порядок осуществления финан­сового контроля в государстве.

Особенная частьвключает в себя расположенные в определенном порядке и ло­гической последовательности подотрасли и институты финансового права. В Особенной части финансового права особое место занимают группы финансово-правовых норм, объ­единенных в подотрасли: бюджетное право и налоговое право.

Основными правовыми институтами финансового права являются: правовое регулирование доходов; правовое регулирование государственных расходов и бюджетного финансирования; правовое регулирование государственного долга и кредита, валютное регулирование и валютный контроль и др.

Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права.

Основным источником финансового права в Российской Федерации является норматив­ный правовой акт,

К нормативным правовым актам как источникам финансового права относятся:

1. Конституция РФ. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это, например, норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого пла­тить законно установленные налоги и сборы, а также положение о том, что законы, уста­навливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют; норма ч, 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; нормы п, «ж» и «з» ст. 71, закрепляющие в веде­нии Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирова­ние, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические служ­бы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, фе­деральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что госу­дарственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и раз­мещаются на добровольной основе и др.

2. Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего, в некоторых федеральных конституци­онных законах (т.е. тех. которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ). В их числе - Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», опре­деляющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.

Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодек­сы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующих определенный круг общественных отношений. К ним относятся Бюджетный кодекс РФ и Налоговый ко­декс РФ. К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные за­коны, содержащие финансово-правовые нормы. Примерами могут служить Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», со­держащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципаль­ного бюджета, организацию муниципальных займов, принимаемый каждый год федераль­ный закон о бюджете на предстоящий финансовый год и др.

Источником финансового права являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции данного субъекта в области финансов. Среди них - закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процес­се в том или ином субъекте РФ, многие законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

3. Среди нормативных правовых актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют по­ рядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы «О мерах по обеспечению государственного финансо­вого контроля», «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стра­не», «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного зако­нодательства Российской Федерации».

4. Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

5. Часто источником финансового права являются ведомственные нормативные правовые акты. Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов.

6. Источником финансового права являются и локальные нормативные правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений, уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий, утвержденные компетентными ор­ганами, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соот­ветственно, финансово-правовые нормы.

7. Помимо нормативного правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать нормативный договор, В качестве источника финансового права выступают международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения, например. Соглашение между Правительст­вом РФ и Правительством Республики Узбекистан «Об Избежании двойного нало­гообложения доходов и имущества». Соглашение между Правительством РФ и Прави­тельством Республики Болгария «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» и др.

Помимо международных договоров в качестве нормативного договора как источ­ника финансового права выступают договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налого­вым, вопросам.

8. Особое значение в качестве источника финансового права имеют решения Конституционного Суда РФ.

Субъекты финансового права подразделяются на три группы; а) общественно-территориальные образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованиям относятся Российская Федерация в целом и ее субъекты, (государство), а также муниципальные образования. К коллектив­ным субъектам - органы государственной власти и организации. Индивидуальными субъ­ектами финансового права являются физические лица и должностные лица органов госу­дарственной власти.

Наши рекомендации