Понятие административного права, его предмет, источники,субъекты и принципы. Система административного права

Административное право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления.Слово "администрация" в переводе с латинского означает "управление", поэтому административное право называют управленческим.В широком смысле государственное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя в более узком (строгом) смысле правительство является высшим органом государственного управления.Органы государственного управления характеризуются тремя основными признаками:

1)наличием управленческого (административного) аппарата;
2)исполнительно-распорядительной деятельностью этого аппарата;
3)используемой при этом властью.


Роль органов государственного управления заключается в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной работы, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизни общества
в целом.
Функции органов государственного управления:

1)управление различными сферами экономики;
2)выполнение задач по социокультурному строительству;
3)обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;
4)реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.


Предмет административного права:

1)отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации;
2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления;
3) отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур
и т. д.).

.
Источники административного права:

1.Конституция Российской Федерации.
2.Федеральные конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ
записано: "Порядок деятельности Правительства Российской Федерации
определяется федеральным конституционным законом").
3.Федеральные законы, содержащие нормы административного права.
4.Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования.
5.Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам
государственного управления.
6.Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года) - КоАП).
7. Приказы и постановления министерств и ведомств.
8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов Российской Федерации.
9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т. е. городских и районных администраций).
10. Приказы руководителей государственных и негосударственных
предприятий (учреждений).
11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной)
руководителей подразделений предприятия (учреждения).


Субъекты административного права:

1.Федеральные органы исполнительной власти.
2.Органы местного самоуправления.
3.Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные).
4.Общественные объединения (организации).
5.Государственные служащие (должностные лица).
6.Граждане.


Принципы административного управления:

1.Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности нижестоящих органов управления вышестоящим.
2.Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в управлении государством через свободные демократические выборы своих представителей в органы власти. Участие граждан в управлении может осуществляться через общественные организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и другие массовые мероприятия, не запрещенные законом.
3.Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона.
4.Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между центральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства.


Система административного права.Административное право делится
на общую и особенную части.

Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие:
1) административно-правовой статус граждан (статус - это наличие
определенных прав и обязанностей);
2) правовые основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
3) административно-правовой статус негосударственных организаций;
4) порядок применения норм административного права (какие государственные органы или должностные лица могут применять нормы административного права, какова компетенция этих органов и т. д.).


Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления.Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие:


1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административных правонарушениях);
2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и других подзаконных актах);
3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.);
4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с другими странами.

§ 2. Понятие и виды административного принуждения

Административное принуждение является вспомогательным мето­дом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточ­но для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом.

Административное принуждение призвано обеспечивать исполне­ние правил поведения, изложенных в административно-правовых нор­мах. Для их применения характерен внесудебный порядок, т. е. их при­менение возложено на те исполнительные органы (должностных лиц), которые наделены специальными на то полномочиями (например, ор­ганы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).

Все меры административного принуждения делятся обычно на три группы (вида): административно-предупредительные; административ­ного пресечения; административные взыскания. Соответственно эти меры имеют различное юридическое значение.

Административно-предупредительные меры не являются мерами наказания. Они применяются в случаях, когда еще нет правонарушения, и осуществляются в целях охраны общественных и государственных интересов и безопасности граждан как средство предотвращения, предупреждения возможных нежелательных, вредных последствий либо правонарушений.

К числу административно-предупредительных мер относятся: вве­дение карантина при эпидемиях и эпизоотиях; закрытие участков гра­ницы (например, при возникновении эпидемий); обязательное меди­цинское освидетельствование лиц и санитарного состояния предпри­ятий общественного питания; закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта при возникновении угрозы без­опасности движения (например, угрозы горных обвалов и оползней, обвалов домов); административный надзор милиции за лицами, осво­божденными из мест лишения свободы; досмотр вещей и личный до­смотр пассажиров гражданских воздушных судов; проверка докумен­тов, удостоверяющих личность; технический осмотр транспортных средств.

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения уже совершающихся правонарушений и предотвращения их вредных последствий. К числу таких мер отно­сятся, например, административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении или установлении его личности; привод; доставление в медицинское учреждение либо в дежурную часть милиции; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; требование прекратить противоправные действия; непосредственное физические воздейст­вие; применение специальных средств (резиновые палки, слезоточи­вый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспо­рядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; применение оружия в особых случаях; вре­менное отстранение инфекционных больных от работы; запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям, и др.

Административные взыскания применяются в случае совершения ад­министративного правонарушения (анализируются в следующей теме).

Всякое государственное принуждение является весьма острым ору­дием, поскольку так или иначе ограничивает свободу тех, к кому при­меняется, существенно затрагивает их права и интересы. Чтобы исклю­чить его неправильное использование, государство строго регламенти­рует порядок его применения, предоставляет тем, на кого оно распро­страняется, необходимые гарантии. Разного рода меры административ­ного принуждения применяются к весьма значительному числу граж­дан и организаций. Строгая регламентация и прочные гарантии важны при использовании всех мер принуждения, но особенно таких, как задержание, принудительное лечение, применение оружия и др. Из этого исходит Закон «О милиции»*, Таможенный кодекс РФ и другие нормативные правовые акты. Деятельность всех органов исполнитель­ной власти по применению административного принуждения находит­ся под постоянным контролем государства.

 
  Понятие административного права, его предмет, источники,субъекты и принципы. Система административного права - student2.ru

Наши рекомендации