Система финансового права: понятие, структура, краткая характеристика её элементов. Источники финансового права: понятие, классификация, краткая характеристика

ФП – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.

В системе ФП отражена существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы ФП. Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются в правовые институты (взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права).

ФП состоит из двух частей – Общей и Особенной.

В Общей части ФП закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов, рассматриваются ФП как наука, финансовый контроль, дается сравнительная характеристика финансово-правовых институтов других государств.

К Общей части ФП относятся:

1) нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

2) нормы, регулирующие систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение;

3) нормы, регулирующие правовое положение всех субъектов-участников финансовых правоотношений;

4) вопросы регулирования финансового контроля в государстве;

5) принципы зарубежных институтов ФП.

В Особенной части ФП характеризуются финансово-правовые институты. Особенная часть ФП включает в себя:

· институт бюджетного права (основной институт ФП) – в бюджетной системе аккумулируются основные гос. финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ;

· институт государственных доходов – основные нормы регулируют налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении юридических и физических лиц; к доходам государства относятся институты, объединяющие фин-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования;

· институт государственных расходов – бюджетное финансирование, бюджетные закупки, банковское кредитование, выплаты по гос. долгу и страхованию; банковский кредит и страхование могут рассматриваться одновременно как институт доходов, и как институт расходов;

· институт денег и денежного обращения – финансовая деятельность основана на деньгах и денежном обращении;

· институт валютного регулирования – для финансовой деятельности государства большое значение имеет присутствие на финансовом рынке иностранной валюты;

· институт, включающий нормы, регулирующие расчеты – для банковской деятельности важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве.

Вся практическая финансовая деятельность в государстве, а также финансовый контроль и расчеты осуществляются на основании работы бухгалтерии.

Б/у – основа всей бюджетной деятельности государства, финансового контроля (самая действенная форма контроля за всеми сферами деятельности государства (контроль рублем)).

Б/у и аудит – основа финансового мониторинга, основа получения информации обо всех сторонах жизни общества и государства.

ФП – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.

Источники ФП (финансово-правовые акты) – НПА, содержащие финансово-правовые нормы, без которых не могут возникнуть финансовые правоотношения.

Источники ФП классифицируются в зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы.

Нормативные акты федеральных органов:

1) Конституция РФ (в КРФ содержатся основополагающие принципы финансовой деятельности государства): 57 регулирует отношения гражданина и юридического лица с государством по налогам; 71, 72 – вопросы компетенции РФ по основным вопросам финансовой деятельности; 101, 102, 103 – вопросы Счетной палаты; 104 – взаимоотношения между представительными и исполнительными ветвями власти; 106 закрепляет порядок принятия законов о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 114 – основы деятельности Правительства РФ в области финансов; 132 – бюджетную и налоговую компетенцию органов МСУ;

2) Законы, принимаемые представительными органами власти (ежегодно принимаемый ФЗ о федеральном бюджете, предусматривающий особенности налогового регулирования на текущий год), а также постановления СФ и ГД по вопросам, не требующим законодательного решения (кадровые вопросы, вопросы по обсуждению проектов законов);

Бюджетный кодекс (БК РФ) и Налоговый кодекс (НК РФ) – основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства. Каждый финансово-правовой институт регулируется также специальными законами.

Закон РСФСР О налоговых органах РФ» от 21.03.1991

Закон РФ «О Счетной палате РФ» от 11.01.1995

ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25.09.1997

ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 02.12.1990

Наши рекомендации