Виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации
Как указывалось выше, по критерию принадлежности к одной из указанных подсистем налоги и сборы Российской Федерации делятся на три вида:
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы.
Основное различие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоги вводятся и взимаются.
Так, федеральные налоги и сборы должны устанавливаться Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории страны. Перечень данных видов налогов установлен статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации, однако указанная статья (а также ст. 14 и 15, устанавливающие региональные и местные налоги и сборы) еще не вступила в силу, поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ) указанные статьи войдут в действие после окончательного принятия всех глав части второй Налогового кодекса и полной отмены положений Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». До этого момента правоприменители руководствуются перечнями налогов и сборов, установленными в действующих статьях 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
В статье 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержится следующий перечень федеральных налогов и сборов:
1)налог на добавленную стоимость;
2)акцизы;
3)налог на прибыль организаций;
4)налог на операции с ценными бумагами;
5)таможенная пошлина;
6)платежи за пользование природными ресурсами;
7)отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
8)плата за пользование водными объектами;
9)плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
10)налог на доходы физических лиц;
11)государственная пошлина;
12)налог с имущества, переходящего в порядке наследования
и дарения;
13)сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
14)лицензионные сборы за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
15)единый социальный налог;
16)налог на операции с ценными бумагами;
17) налог на добычу полезных ископаемых.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые
федеральными законами (Налоговым кодексом Российской Федерации, а до вступления в действие его соответствующих положений — иными принятыми ранее федеральными законами) и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Устанавливая региональный налог или сбор, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:
а) налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами;
б) порядок и сроки уплаты налога;
в) формы отчетности;
г) порядок и основания получения льгот по налогу.
Другие элементы налогообложения устанавливаются федеральным законодательством.
Не могут устанавливаться региональные налоги и (или) сборы, не предусмотренные федеральным законом. В статье 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержится следующий перечень налогов и сборов субъектов Российской Федерации (региональных налогов):
1) налог на имущество предприятий;
2) лесной доход;
3) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с
юридических лиц;
4) налог с продаж;
5) транспортный налог.
С введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж сбор на нужды образовательных учреждений не взимается.
Местные налоги и сборы устанавливаются федеральными законами (Налоговым кодексом Российской Федерации) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая местный налог или сбор, представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения:
а) налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;
6) порядок и сроки уплаты налога;
в) формы отчетности по данному местному налогу.
Кроме того, они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения.
Другие элементы налогообложения устанавливаются федеральными законами. (Элементы налогообложения более подробно будут рассмотрены в главе 8.)
В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотренных федеральным законом.
В статье 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержится следующий перечень местных налогов и сборов:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью;
4) курортный сбор;
5) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на
содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды
образования и другие цели;
6) налог на рекламу.
С введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимаются:
1) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
2) сбор на право торговли;
3) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
4) сбор с владельцев собак;
5) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными
изделиями;
6) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
7) сбор за выдачу ордера на квартиру;
8) сбор за парковку автотранспорта;
9) сбор за право использования местной символики;
10)сбор за участие в бегах на ипподромах;
11)сбор за выигрыш на бегах;
12)сбор с физических лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
13)сбор со сделок, совершаемых на биржах;
14)сбор за право проведения кино- и телесъемок;
15)сбор за уборку территорий населенных пунктов;
16)сбор за открытие игорного бизнеса.
В основе функционирования налоговой системы Российской Федерации лежит принцип гласности, который имеет конституционное закрепление. Исходя из этого, информация о законе и иных нормативно-правовых актах об установлении или отмене региональных и местных налогов и сборов направляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации, а также в соответствующие налоговые органы и финансовые органы.
Сведения о действующих региональных налогах и сборах и разъяснения их основных положений ежеквартально публикуются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в журнале «Российский налоговый курьер».
В свою очередь, сведения о действующих местных налогах и сборах, а также их основных положениях не реже одного раза в год публикуются и соответствующими региональными налоговыми органами. Для этого активно используются местные региональные средства массовой информации, в том числе газеты и радио. Также необходимая информация размещается на веб-сайтах региональных и местных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет.
Контрольные вопросы и задания
1.Раскройте смысл понятия «налоговая система».
2.Из каких элементов состоит налоговая система Российской Феде
рации?
3.Что представляет собой система налогов и сборов Российской Федерации?
4.Какие виды налогов и сборов взимаются на территории Российской
Федерации?
5.Какие федеральные налоги действуют в настоящее время?
6.Как устанавливаются региональные налоги и сборы?
7.Каков порядок установления местных налогов и сборов?
8.Где публикуется информация о вводимых и отмененных налогах и
сборах?
Глава 5 НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
§ 1. Понятие налогового планирования
В своей деятельности налогоплательщики стараются использовать всевозможные средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Разумеется, все эти способы должны соответствовать законодательству.
Налоговое планирование представляет собой организацию деятельности налогоплательщика по минимизации его налоговых обязательств на определенный период без нарушения законодательства. Иными словами, оно означает выбор между различными вариантами деятельности лица для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.
В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. То есть налогоплательщики вправе организовать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию.
Однако это не означает, что имеют место случаи, когда допускается уклонение от налогов или уменьшение суммы уплаты. Дело в том, что налоговое законодательство прямо предусматривает, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми не запрещенными законом способами. Поскольку налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией облагаемости», что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использоваться практически без ограничений. Это не всегда получается на практике. Иногда на просьбу разъяснить какое-либо положение налогового законодательства, с тем чтобы получить возможность правомерно воспользоваться какой-либо льготой по уплате налогов, сотрудники налогового органа отвечали отказом, мотивируя свои действия «нежеланием способствовать уклонению от уплаты налогов». Однако стремление налогоплательщика воспользоваться льготой на законных основаниях не может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов. Более того, налогоплательщики имеют законное право предъявлять подобные требования на основании статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указывалось выше, налоговое планирование, в отличие от уклонения от уплаты налогов, подразумевает активное поведение налогоплательщика, которое не предполагает отказа от ведения определенных видов предпринимательской деятельности, а направлено на их рационализацию с налоговой точки зрения. Однако не всякая деятельность, направленная на уменьшение налоговых обязательств в рамках закона, может называться налоговым планированием. Если налогоплательщик совершает действия или сделки без хозяйственной цели, а исключительно для получения налоговых льгот или иных налоговых преимуществ, такие действия или сделки могут быть признаны недействительными.
В то же время отсутствие четко разработанных принципов разграничения понятий уклонения от уплаты налогов и налогового планирования может привести на практике к подмене одного понятия другим и, как следствие, к необоснованному применению финансовых санкций. В иностранной литературе, например, понятие «уклонение от уплаты налогов без нарушения закона» иногда приравнивают к понятию «налоговое планирование».
§ 2. Этапы налогового планирования
Процесс налогового планирования можно разделить на несколько этапов, которые не следует рассматривать как четкую и неизменную последовательность действий, позволяющих добиться минимизации налоговых обязательств. Большинство вопросов в планировании на любом этапе могут решаться одновременно. К основным этапам налогового планирования относятся:
1) выбор месторасположения предприятия;
2) выбор места ведения хозяйственной деятельности;
3) выбор организационно-правовой формы;
4) выбор форм и методов ведения предпринимательской деятельности;
5) выбор форм и методов распределения активов и прибыли;
6) выбор форм системы налогообложения.
На первом этапе, как правило, принимается решение о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места нахождения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов, представительств и дочерних компаний. При этом в первую очередь учитывается налоговый режим, предоставляемый местным законодательством.
Под налоговым режимом понимается совокупность налоговых обязательств плательщика, возникающих в связи с его местоположением либо особенностями налогообложения получаемых доходов. Также учитываются возможности безналогового перевода доходов (например, из одной страны в другую), условия предоставления налоговых кредитов, льгот и др. Так, целесообразно открыть предприятие в местности, где не установлены некоторые виды региональных налогов и сборов, где значительно ниже налоговые ставки и различные виды платежей (например, плата за потребляемую электроэнергию, водоснабжение и др.).
На втором этапе выбирается оптимальное место ведения хозяйственной деятельности. Дело в том, что предприятие или организация может находиться в одном регионе (местности), а осуществлять деятельность в другом, где предоставляются более широкие возможности, в том числе и получение более высоких доходов (прибыли). Так, многие предприятия с местом расположения в Московской области в основном осуществляют свою предпринимательскую деятельность в г. Москве, а предприятия нефтяного и газового комплекса реализуют свою продукцию в различных регионах страны и за рубежом.
Основная задача третьего этапа налогового планирования состоит в выборе оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица. Понятно, что налоговые обязательства предприятия определяются не только тем, в какой налоговой юрисдикции оно расположено или ведет предпринимательскую деятельность, но и налоговым режимом распределения получаемой им прибыли.
При этом можно выделить одну общую тенденцию: предприятие, несущее неограниченную имущественную ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, как правило, связано незначительными налоговыми обязательствами. Так, полное товарищество, созданное физическими лицами, имеет право на ряд льгот по местным налогам, налогообложению имущества. Напротив, предприятие, учрежденное в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, несет ограниченную ответственность по обязательствам перед кредиторами, которую путем применения системы участий можно свести до минимума. По действующему российскому законодательству о налогообложении прибыли предприятий такое юридическое лицо подвержено высокому налогообложению.
Сущность четвертого этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. К числу наиболее важных вопросов, решаемых на данном этапе, следует отнести планирование сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия; правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и др.
Пятый этап налогового планирования — размещение наиболее рациональным способом активов и прибыли предприятия. Во многих случаях правильное размещение прибыли и капиталов предприятия и выбор инвестиционной политики могут обеспечить налоговые льготы или даже возврат части уплаченных налогов. Например, в соответствии с действующим российским законодательством освобождаются от налогообложения дивиденды, реинвестируемые на техническое перевооружение предприятия, ре-
конструкцию, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Как правило, освобождаются от налогообложения средства, вложенные в государственные ценные бумаги, а также доходы, полученные от них.
Шестой этап представляет собой выбор системы налогообложения. Этот этап присущ очень узкому кругу налогоплательщиков. Им предоставляется право выбора деятельности с переходом на упрощенную систему налогообложения или уплаты налогов и сборов в соответствии с общей системой налогообложения. Так, упрощенная система дает возможность замены ряда налогов (например, для организаций — налог на прибыль, налог с продаж, налог на имущество и др.) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
§ 3. Виды налоговых планов
Основной задачей налогового планирования в государстве (или прогнозирования, как иногда употребляют этот термин в экономической науке) является определение на заданный период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием-налогоплательщиком. Таким образом, налоговое планирование следует рассматривать как с позиций государства, так и с позиций налогоплательщиков.
Налоговое планирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год.
В то же время налоговое планирование строится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей, таких, как прирост (снижение) валового внутреннего продукта, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и др., а также показателями развития экономики субъектов Российской Федерации. Эти показатели разрабатываются центральными экономическими ведомствами: Министерством экономического развития и торговли, Министерством финансов, Центральным банком, Государственным комитетом по статистике1, а также уполномоченными
1 Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (СЗ РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945) Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики.
органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При осуществлении налогового планирования необходимо учитывать тот факт, что возможности экономического роста должны увязываться с уровнем налоговых отчислений, за пределами которого налоги могут не только оказывать негативное влияние на развитие экономики, но и при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской деятельности.
Различают следующие виды налоговых планов: текущие и перспективные.
Текущее планирование включает в себя две основные составляющие данного плана — оперативное и краткосрочное.
Оперативное налоговое планирование призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержденного бюджета). Одновременно оно решает задачу подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного (на год) налогового прогнозирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий. Именно в процессе оперативного прогнозирования налогов обеспечивается и закладывается фундамент будущих предложений по совершенствованию налогового законодательства.
Краткосрочное налоговое планирование служит основой для составления проектов федерального, регионального и местного бюджетов на очередной год. Основой для него служат показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, а также анализ налоговых поступлений в текущем году как в целом, так и по отдельным налогам. Краткосрочное планирование осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами (по региональным и местным бюджетам) при непосредственном участии налоговой службы и других экономических органов, в частности соответствующих департаментов и управлений экономики в регионах.
В процессе текущего планирования решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для разработки стратегии налогового планирования, которая определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования. Указанные виды налогового планирования составляют перспективное планирование.
Перспективное планирование, в отличие от текущего, охватывает совокупность всех налогов, а не конкретного их вида, и используется как метод экономического предвидения.
В ходе перспективного налогового планирования определяется налоговая составляющая финансовых ресурсов государства на ближайшую и длительную перспективу для составления сводного финансового баланса.
Тенденция движения сумм налоговых платежей на перспективу характеризует позитивные и негативные моменты проводимой экономической политики государства. Тем самым перспективное налоговое планирование не только сигнализирует о необходимости внесения изменений в экономическую, финансовую и налоговую политику, но и позволяет выработать направление этих изменений.
Существенное значение имеет перспективное налоговое планирование для выработки долгосрочной программы развития экономики страны. Это связано с тем, что по результатам планирования определяются финансовые возможности государства, основные направления распределения ресурсов и т.д.
В связи с неустойчивостью экономических процессов в России перспективное налоговое планирование не получило достаточно полного развития и является в основном составной частью социально-экономического прогноза, разрабатываемого в основном на федеральном уровне.
Налоговое планирование должно играть и фактически играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства.
Налоговое планирование предприятий-налогоплательщиков является частью финансового прогнозирования их деятельности и означает использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу и законных вычетов из налогооблагаемой базы для оптимизации налоговых платежей. Данный процесс планирования представляет собой важнейшую процедуру, поскольку отсутствие предвидения в этой области может иметь непредсказуемые последствия для текущей или перспективной деятельности предприятия, оно важно для принятия решений в области его инвестиционной и научно-технической политики, изменения ассортимента выпускаемой продукции, замены рынков сбыта и др.
Особенно важно это в современных российских условиях, когда налоговые платежи являются серьезным грузом для финансов налогоплательщика, когда пока еще недостаточно предсказуема налоговая политика государства и местных законодательных органов. Поэтому для предприятия необходимо не только знать размер предстоящих налоговых обязательств, но и сделать все от него зависящее, чтобы на законных основаниях правильно определить по срокам свои обязательные взносы в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
Контрольные вопросы и задания
1.Раскройте содержание налогового планирования.
2.Что составляет основу налогового планирования?
3.В чем состоит отличие налогового планирования от уклонения от
уплаты налогов?
4.Назовите этапы налогового планирования.
5.Раскройте понятие «налоговый режим».
6.Каковы основные виды налоговых планов?
7.Что включает в себя перспективное налоговое планирование?
Глава 6