Степень научной разработанности темы.
Задача 1.
Вернувшись с работы домой, Зыряев обнаружил, что входная дверь в квартиру открыта, общий порядок вещей нарушен, причем, некоторые из них отсутствуют на своих местах. Он сразу же сообщил об этом в полицию и стал ждать приезда следственной группы. Через некоторое время домой вернулась жена Зыряева и их шестнадцатилетняя дочь. Вскоре приехал следователь. Выслушав хозяев, он предположил, что в их квартире имела место кража, поэтому ему нужно все внимательно осмотреть. Супруги Зыряевы согласились на осмотр своей квартиры, а их дочь ответила следователю отказом, сказав, что не желает, чтобы посторонние трогали и разглядывали ее вещи.
Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения норм уголовно-процессуального закона. Как должен поступить следователь?
Задача 2.
Водитель легкового автомобиля, будучи в нетрезвом состоянии совершил наезд на пешехода, который от полученных травм скончался. На место происшествия прибыл следователь, врач и сотрудники дорожно-патрульной службы. Перед началом осмотра, следователь раздал очевидцам происшествия бланки протокола допроса и попросил их собственноручно написать все, что они видели, предупредив их о том, что показания следует писать разборчиво, но, не проставляя при этом дату и время следственного действия. Вернувшись в служебный кабинет, следователь вынес постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа. На следующий день он вынес постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. Далее он ознакомился с содержанием составленных накануне протоколов допроса свидетелей, проставил в них текущую дату и время, после чего приступил к допросу водителя легкового автомобиля.
Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения норм уголовно-процессуального закона. Была ли соблюдена законность при производстве по данному уголовному делу?
Задача 3.
Посельский привлекается к уголовной ответственности по ст.110 УК РФ (Доведение до самоубийства). Во время расследования уголовного дела следователю стало известно, что в течение последних 7-ми лет, обвиняемый нигде не работал, но несмотря на это, приобрел в собственность новый автомобиль иностранного производства и большую квартиру в центре города. Посельский отказался отвечать на вопрос о том, где он взял деньги на покупку этих вещей. Посчитав, что имущество Посельского не могло быть нажито честным путем, следователь, предварительно посоветовавшись с прокурором, признал его машину и квартиру вещественными доказательствами. Суд, рассмотревший данное уголовное дело по существу, согласился с позицией стороны обвинения, признал Посельского виновным в совершении инкриминированного ему преступления и вынес решение о конфискации его машины и квартиры как нажитых преступным путем.
Соответствует ли данное решение суда принципам уголовного судопроизводства?
Задача 4. В судебном разбирательстве по уголовному делу в отношении Иванцова по обвинению по п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ государственный обвинитель Голунин завил отвод судье Сеськину в связи с тем, что до назначения его судьёй он был адвокатом и оказывал юридическую помощь Иванцову – составлял ему жалобы, давал устные и письменные консультации. Суд, рассмотрев заявленный отвод, отказал в его удовлетворении на том основании, что официальным защитником Иванцова Сеськин, будучи адвокатом до назначения на должность судьи, в уголовном процессе не выступал, а характер оказанных им Иванцову единичных юридических услуг никоим образом не может повлиять на беспристрастность судьи.
Проанализируйте данную ситуацию с позиции уголовно-процессуального закона. Нарушены ли какие-либо нормы УПК РФ, регламентирующие порядок отвода суду?
Законный ли был данный состав суда? В каких случаях суду или судье может быть заявлен отвод и каков порядок его разрешения?
Задача 5. Следователь Черёмушкинского следственного отдела Идуркин поручил помощнику следователя Симанякину при осмотре места происшествия по краже из квартиры Слепнёвой изъять и упаковать вещественные доказательства, произвести видеосъёмку места происшествия, составить схему места происшествия. Впоследствии, допрашивая Слепнёву в качестве потерпевшей, следователь Идуркин поручил помощнику Симанякину написать протокол её допроса.
Законны ли действия следователя в данном случае?
Является ли помощник следователя участником уголовного судопроизводства по действующему УПК РФ?
Задача 6. Подсудимый Страдкин при даче показаний в суде заявил, что показания в ходе предварительного следствия он дал под физическим воздействием – его избивали, вследствие чего на его теле были синяки, которые он показывал предыдущему защитнику, появившемуся у него после допроса. В связи с данным фактом он заявил ходатайство о вызове и допросе в судебном заседании в качестве свидетеля этого защитника в этой части.
Какое решение должен принять суд в связи с заявленным ходатайством?
Могут ли быть допрошены в качестве свидетеля защитники обвиняемого по уголовному делу?
Кто не подлежит допросу в качестве свидетеля по уголовному делу по действующему УПК РФ?
Задача 7. По уголовному делу в отношении Гаева по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ, стороной обвинения в числе других обвинительных доказательств в ходе судебного следствия была представлены аудиокассета с записью разговора Гаева со свидетелем Разжениным. Данная запись была получена в ходе оперативного эксперимента.
Защитник Гаева – адвокат Петенькина заявила ходатайство о признании данной аудиокассеты недопустимым доказательством. В обоснование заявленного ходатайства защитник указала на следующие нарушения закона. Применение аудиозаписи в ходе оперативного эксперимента не документировалось. Акт передачи аудиокассеты Разженину для оперативной записи и акт изъятия её у него не составлялись. Природа появления данной аудиокассеты в материалах уголовного дела неизвестна. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Основанием для оперативного эксперимента в отношении Гаева явилось преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 290 УК РФ, относящееся к разряду преступлений средней тяжести. В материалах уголовного дела нет постановления руководителя органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность о представлении её результатов следователю или в суд. В деле нет данных о времени, месте и обстоятельствах вручения и изъятия у Разженина аудиокассеты.
Оцените доводы защитника с позиции закона. Является ли данная кассета недопустимым доказательством по делу, как утверждает это защитник?
Могут ли результаты оперативно-розыскной деятельности использоваться в доказывании по уголовному делу?
Задача 8. В ходе незаконной ловли рыбы браконьеры фотографировали её, а незаконная охота была снята ими видеокамерой. Внезапное появление сотрудников органов рыбнадзора заставило тех бежать с места преступления, забыв про видеокамеру и фотоаппарат. Изъятые с места совершения преступления видеокамера и фотоаппарат с видеозаписью и фотоплёнками были приобщены к протоколу осмотра места происшествия в качестве вещественных доказательств.
Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения норм уголовно-процессуального закона. Какие источники доказательств предусмотрены уголовно-процессуальным законом? Являются ли фотоснимки, звукозапись, видеозапись, данные ЭВМ самостоятельными источниками доказательств?
Задача 9.
При производстве по уголовному делу в отношении Петрова по его обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, жена его брата отказалась давать какие-либо показания в качестве свидетеля. Она мотивировала это близкими родственными отношениями между обвиняемым и её мужем. «Не буду свидетельствовать против родственника, любое неосторожно сказанное мною слово может быть истолковано против него», - заявила она.
Оцените данный факт отказа с точки зрения его соответствия нормам действующего уголовно-процессуального закона.
Кто не может быть допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу?
В чём особенности оценки показаний свидетеля?
Задача 10.
Курочкина была вызвана на допрос в качестве потерпевшей. Перед допросом была установлена её личность, и она была ознакомлена с постановлением следователя о признании её потерпевшей по уголовному делу, возбуждённому по факту насильственной смерти её мужа – Курочкина. После этого следователь предупредил её об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний. От подписи Курочкина отказалась. Факт отказа от подписи следователь удостоверил собственной подписью. От свободного рассказа об обстоятельствах смерти мужа потерпевшая также отказалась. Тогда следователь построил допрос в форме вопросов – ответов.
Каков процессуальный порядок допроса потерпевшего?
В чём его особенности?
Соблюдён ли он был в данном случае?
Задача 11.
Следователем Пронушкиным было решено провести очную ставку между ранее допрошенным свидетелем Зоркиным и обвиняемым Тронькиным по уголовному делу, возбуждённому по факту грабежа гражданки Родакиной. Очная ставка была начата с установления личности свидетеля и обвиняемого, после чего у свидетеля была отобрана подписка о предупреждении его об уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ. Затем следователь обратился к свидетелю Зоркиным с вопросом: «Узнаёте ли вы сидящего перед вами мужчину?» На него был получен ответ: «Да, узнаю, этот мужчина 5 января 2012 г. в 13.00 сорвал с головы неизвестной мне женщины, ранее мною опознанной, норковую шапку и попытался скрыться, но мною и ещё одним прохожим, мужчиной лет 30, был задержан и доставлен в полицию». На этом очная ставка была закончена.
Соответствует ли закону такой порядок проведения очной ставки?
В каких случаях возможно проведение очной ставки?
Задача 12.
При обыске в квартире у одного из обвиняемых были найдены патроны к пистолету ПМ под ковриком в прихожей. Мать обвиняемого обратилась с заявлением на имя прокурора района, указав, что эти патроны были подкинуты работником полиции на глазах у её мужа. После такого их «обнаружения», по её утверждению, сотрудники полиции ничего и нигде не искали. Отрицая свою причастность к незаконному приобретению и хранению боеприпасов, подсудимый в суде заявил, что при производстве данного обыска при обнаружении и изъятии патронов не принимали участия понятые.
Подлежат ли проверке в суде данные доводы?
Какие требования закон предъявляет к лицам, привлекаемым в качестве понятых?
Обязательно ли участие обвиняемого при обыске в его жилище?
Задача 13.
Потерпевшая Кузина обратилась в Энский РОВД с заявлением об изнасиловании её Бредихиным. Она указала, что, преодолевая её сопротивление, насильник бил её кулаками, пинал ногами, кусал, царапал, в результате чего был причинён вред её здоровью, а на теле остались многочисленные следы побоев и насилия. Следователь принял решение о немедленном освидетельствовании потерпевшей, для производства которого им был приглашён главный врач районной больницы Иванова. Ею в отсутствие следователя, единолично и была освидетельствована потерпевшая, а в составленном следователем протоколе отражены обнаруженные ею ссадины, синяки и кровоподтёки на теле Кузиной.
Соответствуют ли действия следователя нормам уголовно-процессуального закона?
Охарактеризуйте виды освидетельствования и процессуальный порядок их производства.
Чем отличается освидетельствование от осмотра?
Задача 14.
По уголовному делу, возбуждённому по факту насильственной смерти Юродкиной, 24 лет, оперативно-розыскным путём было установлено, что Сытяева видела, как в день исчезновения Юродкиной на привокзальной площади города Энска водитель «скорой помощи» увёз незнакомую ей девушку. Приметы водителя и девушки Сытяева запомнила так чётко, что могла бы их опознать. В связи с данной информацией она была вызвана на допрос в качестве свидетеля. Явившись на допрос, Сытяева категорически отказалась давать какие-либо показания, опасаясь за свою жизнь и жизнь своих детей.
Правомерен ли отказ свидетеля от дачи показаний?
На ком лежит обязанность по обеспечению безопасности свидетелей?
Какие меры могут быть предприняты в целях обеспечения безопасности свидетеля?
Задача 15.
28 января 2012 года при допросе после предъявления обвинения обвиняемый Дородькин признался в совершении убийства Наркина. По его показаниям, 22 января 2012 года в 11.00 он пришёл к Наркину домой и попросил опохмелиться. Наркин дома был один, пригласил его на кухню, где они вместе распили две бутылки водки. Изрядно захмелев, Наркин начал его оскорблять и унижать, задевая его мужское достоинство. Пьяный Наркин в циничной форме признался, что сожительствует с его женой, после чего Дородькин крикнул ему, чтобы он заткнулся. В ответ Наркин стал ещё более циничен в рассказах о подробностях интимных отношений с женой Дородькина. Находясь в состоянии сильного душевного волнения, он схватил лежащий на столе нож и ударил Наркина в живот. Из раны брызнула кровь, испачкав его рубашку. Уйдя домой и выспавшись после произошедшего, вечером того же дня Дородькин пришёл к своей родственнице Елозиной, проживающей по ул. Вишнёвая. Встретив его у крыльца, она сразу же отправила его в баню, где он под скамейкой оставил грязную, с кровавыми пятнами рубашки в надежде, что впоследствии тётка её выкинет.
Исходя из того, что промедление грозит уничтожением вещественного доказательства, следователь Юрокин без санкции суда провёл обыск в доме и помещении бани Елозиной, изъяв в ходе его производства мужскую сорочку с бурыми пятнами. На действия следователя Елозина подала жалобу в Энский районный суд, в которой указала на нарушение её конституционного права на неприкосновенность жилища. Предъявив удостоверение следователя, Юрокин с двумя оперативниками ворвался к ней в дом, перевернув в нём всё вверх дном, без какого-либо объяснения своих действий.
Законны ли действия следователя в данной ситуации?
Возможно ли по уголовно-процессуальному законодательству производства обыска без санкции суда?
В каких случаях и в каком порядке проводится обыск?
Чем обыск отличается от выемки?
Задача 16.
В судебном заседании по уголовному делу в отношении Сиваева, обвинявшегося в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ, адвокат-защитник подсудимого заявил ходатайство об исключении из числа доказательств фактических данных, содержащихся в протоколах осмотра места происшествия, проверки показаний обвиняемого на месте, предъявления обвиняемого для опознания свидетелю, как полученных с нарушением норм уголовно-процессуального закона. Осмотр места происшествия был произведён без участия понятых; проверка показаний на месте – до возбуждения уголовного дела; обвиняемый Сиваев был предъявлен для опознания свидетелю один.
Какое решение должен принять суд по заявленному ходатайству? Ответ обоснуйте, используя ссылки на нормы УПК РФ.
Задача 17.
В ходе судебного следствия защитниками подсудимого Сарадуева были заявлены ходатайства о признании доказательств недопустимыми и исключении из числа доказательств, в удовлетворении которых судом было отказано. В выдаче надлежаще заверенных копий судебных решений по данным ходатайствам защитникам судом было отказано, в связи с тем, что по утверждению председательствующего, по делу такого рода судебные решения не подлежат обжалованию в кассационном порядке.
Соответствует ли закону отказ судьи выдать защитникам копии указанных решений? Ответ обоснуйте, используя ссылки на нормы УПК РФ.
Задача 18.
В судебное заседание по уголовному делу в отношении бывших сотрудников охранной фирмы «Орион» Круткина, Наглина, Смердякова, Пропина по обвинению в вымогательстве не явился ни один из вызванных по повестке потерпевших. Каждый из них отказался являться в суд в связи с тем, что был обеспокоен за свою жизнь и здоровье, за жизнь и здоровье своих детей, близких им людей. Трое обвиняемых перед судом не предстали, они находятся в бегах, периодически угрожая через своих посредников расправиться с потерпевшими за их показания на стадии предварительного следствия. Их безопасность по факту никто не обеспечивает. Рассмотрев вопрос о причинах неявки потерпевших в судебное заседание, суд признал причину их неявки уважительной и принял решение рассмотреть уголовное дело в отсутствие потерпевших, огласив в суде показания, данные ими в ходе предварительного следствия.
Законно ли данное судебное решение? Ответ обоснуйте, используя ссылки на нормы УПК РФ.
Задача 19.
При произнесении последнего слова подсудимый Трошкин просил суд возвратить уголовное дело в отношении него прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в связи с тем, что обвинительное заключение по уголовному делу составлено с нарушением требований ст. 220 УПК РФ – в нём не установлено место совершения преступления.
Допускает ли УПК РФ возможность заявления указанного ходатайства при произнесении последнего слова? Какое решение по данному ходатайству по закону должно быть принято?
Задача 20.
Сыркину П.М. и Уразкину О.О. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 160 УК РФ. При ознакомлении с материалами уголовного дела Сыркин П.М. заявил ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства – виновным себя по предъявленному обвинению он признаёт в полном объёме, ущерб возместил. Уразкин О.О. возражал против применения особого порядка судебного разбирательства. По его мнению, судебное следствие по делу необходимо, виновным себя по предъявленному обвинению он не признаёт. В этой связи Сыркин П.М. заявил ходатайство о выделении уголовного дела в отношении него в отдельное производство и о его рассмотрении с применением особого порядка судебного разбирательства.
Возможно ли в данном случае применение особого порядка судебного разбирательства?
Допустимо ли согласно УПК РФ применение особого порядка судебного разбирательства в случае привлечения по уголовному делу в качестве обвиняемых нескольких лиц, если кто-либо из них возражает против применения особого порядка судебного разбирательства?
Типовые тесты:
Тест 1. Предмет криминалистики:
а) теоретические и методологические основы криминалистики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика и криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений;
б) система средств, приемов и методов по раскрытию, расследованию и профилактике преступлений;
в) закономерности механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, собирания, исследования и использования доказательств и основанные на познании этих закономерностей средства, приемы и методы расследования и предотвращения преступлений;
г) закономерности расследования и профилактики преступлений.
Тест 2. Термин «криминалистика» для указания на область знаний, связанную с расследованием преступлений, впервые использовал:
а) Альфонс Бертильон;
б) Ганс Гросс;
в) Вильям Гершель;
г) Генри Фолдс;
д) Френсис Гальтон.
Тест 3. Целью криминалистической идентификации является:
а) установление тождества конкретного объекта;
б) дифференциация объектов;
в) классификация объектов;
г) установление природы объекта.
Тест 4. Общие положения криминалистической техники включают:
а) рекомендации по работе со следами рук;
б) технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений;
в) организацию криминалистических учетов;
г) разработку методик экспертных исследований;
д) рекомендации по техническому сопровождению проведения следственных действий.
Тест 5. Методами запечатлевающей фотографии являются:
а) контрастирующая фотосъемка;
б) масштабная фотосъемка;
в) цветоделительная фотосъемка;
г) фотосъемка в невидимых лучах спектра;
д) микрофотосъемка.
Тест 6. Метод словесного портрета разработал:
а) Ганс Гросс;
б) Альфонс Бертильон;
в) Михаил Герасимов;
г) Евгений Буринский;
д) Сергей Потапов.
Тест 7. Классификация следов в трасологии в зависимости от вида объекта включает:
а) следы человека;
б) идеальные следы
в) следы орудий взлома;
г) следы инструментов и производственных механизмов;
д) следы транспортных средств;
е) следы животных.
Тест 8. Задачами судебной баллистики являются:
а) разработка рекомендаций по использованию служебного огнестрельного оружия;
б) разработка методов, средств, приемов собирания и исследования следов выстрела, огнестрельного оружия и боеприпасов;
в) разработка средств индивидуальной защиты от огнестрельного оружия;
г) установление физического состояния стрелявшего.
Тест 9. Признаки преступного взрыва, выясняемые при допросе очевидцев…
а) не предшествовало ли взрыву появление дыма или пламени;
б) каковы были цвет и запах дыма;
в) один был взрыв или более;
г) есть ли изменения в обстановке, если есть, то с какой целью были внесены эти изменения;
д) на каком транспорте прибыл к месту взрыва свидетель.
Тест 10. В рамках криминалистического исследования веществ и материалов решают задачи по…
а) установлению факта контактного взаимодействия объектов;
б) установлению свойств и состояния объекта;
в) установлению групповой принадлежности объекта;
г) установлению природы объекта;
д) отождествлению объекта по его отображению.
Тест 11. Основой одного из способов изъятия запаховых следов признается явление…
а) адгезии;
б) диффузии;
в) адсорбции;
г) люминесценции;
д) дифракции.
Тест 12. Задача, не решаемая почерковедческой экспертизой…
а) выполнен текст мужчиной или женщиной;
б) составлен ли данный документ лицом, обладающим навыками делового стиля письменной речи;
в) каков образовательный уровень исполнителя текста;
г) возраст исполнителя текста.
Тест 13. Объектами технико-криминалистического исследования документов являются:
а) документы – вещественные доказательства;
б) денежные купюры;
в) печати и штампы;
г) рукописные тексты;
д) тексты, выполненные с помощью средств множительной техники;
е) принтеры;
ж) полиграф.
Тест 14. Объектами криминалистической фоноскопии считаются:
а) звуковые следы на звуконосителях;
б) носители звуковых сигналов;
в) фотограммы;
г) источники звуковых сигналов, запечатленных на звуконосителях;
д) средства записи и воспроизведения звуковых сигналов;
е) фотопластины.
Тест 15. Регламентирующим дактилоскопические учеты правовым актом признается:
а) Уголовный кодекс РФ;
б) Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
в) Закон о полиции;
г) Закон об оперативно-розыскной деятельности;
д) Закон о государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации.
2.3. Критерии оценки
Ответы обучаемых на все поставленные вопросы заслушиваются членами государственной экзаменационной комиссии, каждый из которых выставляет частные оценки по отдельным вопросам экзамена и итоговую оценку, являющуюся результирующей по всем вопросам по пятибалльной системе в соответствии с Положением о балльно-ретинговой системе оценки успеваемости студентов в Российском государственном социальном университете, утвержденном приказом РГСУ от 26.03.2015 №313.
Знания обучаемых на экзамене, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Формирование оценки осуществляется с использованием системы оценки знаний обучающихся:
Оценка «отлично»ставится обучающемуся, который глубоко, осмысленно, в полном объеме усвоил программный материал, излагает его на высоком научном уровне, способен к самостоятельному анализу и оценке проблемных ситуаций. Усвоил методологические основы (свободно владеет понятиями, определениями, терминами) в сфере профессиональной деятельности, умеет анализировать и выявлять его взаимосвязь с другими областями знаний. Умеет творчески применять теоретические знания при решении практических ситуаций. Показывает способность самостоятельно пополнять и обновлять знания в процессе повышения квалификации и профессиональной деятельности.
Оценка «хорошо»ставится обучающемуся, который полно раскрыл материал, предусмотренный программой, изучил обязательную литературу. Владеет понятиями, определениями, терминами, методами исследования в сфере профессиональной деятельности, умеет установить взаимосвязь изученной дисциплины с другими областями знаний. Применяет теоретические знания на практике. Допустил незначительные неточности при изложении материала, не искажающие содержание ответа по существу вопроса.
Оценка «удовлетворительно»ставится обучающемуся, который владеет материалом в пределах программы, знает основные понятия и определения в сфере профессиональной деятельности, обладает достаточными знаниями для профессиональной деятельности, способен разобраться в конкретной практической ситуации.
Оценка «неудовлетворительно»ставится обучающемуся, который показал пробелы в знании основного учебного материала, не может дать четких определений, понятий в сфере профессиональной деятельности, не может разобраться в конкретной практической ситуации, не обладает достаточными знаниями и практическими навыками для профессиональной деятельности.
Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» означают успешное прохождение государственного аттестационного испытания.Оценки за итоговый (государственный) экзамен объявляются в день сдачи экзамена после их утверждения председателем ГЭК.
2.4. Перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену
Основная литература
1. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебн. для студ. Вузов / В.Ю. Малахова (и др.) / под ред. В.Ю. Малаховой. М.: Эксмо, 2015.
2. Кадников Н.Г. Квалификация преступлений и вопросы судебного толкования. М.: Юриспруденция, 2011.
3. Савельева В.С. Основы квалификации преступлений: учеб. Пособие. М.: Проспект, 2015.
4. Актуальные проблемы уголовно-процессуального права. Учебное пособие для студентов вузов. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" // под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. М., 2014.
5. Ищенко Е.И. Криминалистика: учеб., М., Изд.: Юридическая фирма "Контракт", ВолтерсКлувер, 2011г.
6. Международный трибунал по бывшей Югославии: деятельность, результаты, эффективность. / Отв. ред..Е.Ю. Гуськова. М. 2012.
7. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, рук-ль авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012.
Дополнительная литература
1. Гельдибаев, М. Х. Уголовный процесс : учебник / М. Х. Гельдибаев, В. В. Вандышев — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2014.
2. Никифоров, В. Г. Процессуальный и криминалистический аспекты производства судебного следствия : монография / В. Г. Никифоров. — М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2014.
3. Орлова, А. А. Реабилитация и возмещение вреда пострадавшим от действий должностных лиц в ходе уголовного судопроизводства. Проблемы теории, права и правоприменения : монография / А. А. Орлова. — М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2014.
4. Левченко, О. В. Правовые основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних : монография / О. В. Левченко, Е. В. Мищенко. — М. : Инфра-М, 2013.
5. Предварительное следствие : учебник / под ред. М. В. Мешкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2012.
6. Никитина, А. В. Разумный срок судебного разбирательства и исполнения судебных актов : практика получения справедливой компенсации : монография / А. В. Никитина. — М. : Норма : Инфра-М, 2012.
7. Судебный контроль в уголовном процессе : учеб. пособие / под ред. Н. А. Колоколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2013.
3. Требования к выпускной квалификационной работе
3.1. Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. ВКР выполняются в форме магистерской диссертации.
Требования к содержанию структурных элементов
Структура ВКР подразумевает последовательность расположения ее основных составляющих частей и элементов, к которым относятся:
- титульный лист;
- задание на выполнение ВКР;
- содержание (план ВКР);
- введение;
- основная часть (главы, разбитые на параграфы);
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при наличии).
Титульный лист является первой страницей ВКР и имеет строго определенную форму. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы приведен в приложении 2.
Задание на выполнение ВКР оформляет научный руководитель, на основе которого вместе с обучающимся составляется график подготовки и оформления выпускной квалификационной работы (приложение 3,4).
Руководители ВКР и заведующие выпускающими кафедрами должны систематически контролировать ход выполнения ВКР в соответствии с графиком.
Содержаниеразмещают после титульного листа и задания на ВКР, начиная со следующей страницы, и продолжают на последующих листах (при необходимости).
Содержание ВКР включает в себя введение, наименование всех разделов (при необходимости – подразделов, пунктов), заключение, список использованных источников, обозначения приложений и их наименований с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР.
Введениеявляется обязательным элементом выпускной квалификационной работы. Во введенииобосновывается выбор темы работы, ее актуальность и практическая значимость, дается анализ выбранной литературы, определяются цель, объект, предмет, формулируются задачи, раскрывается структура исследования.
Актуальность исследования определяется необходимостью, потребностью изучения выбранной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. Обосновывая актуальность темы работы, следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной проблемы. Для этого во введении нужно рассмотреть степень разработанности проблемы. Источники, указываемые в этом пункте (параграфе) обязательно разделяются и группируются(расписываются) по типам, научным направлениям (школам), объектам исследования и т.п..
Структура работы
Основная часть ВКР должна состоять из глав, разбитых на параграфы. Оптимальное число глав – от 2-х до 4-х, число параграфов в каждой главе – не менее 2-х.
Названия (заголовки) глав не должны дублировать название работы, а названия (заголовки) параграфов, в свою очередь, не должны совпадать с названиями глав (в этом случае все остальные главы и параграфы становятся излишними). Каждый из разделов имеет самостоятельное название, которое отражает содержание помещенного в них текста. Содержание глав и параграфов должно соответствовать теме дипломной работы и в совокупности полностью ее раскрывать. Изложение материала должно логически переходить из одного раздела в другой; все главы и параграфы работы должны последовательно решать поставленные во введении задачи. Поэтому названия(заголовки) глав и параграфов должны соответствовать по своей сути формулировкам этих задач. Каждая глава должна заключаться конкретными выводами - обобщениями. Их количество также примерно должно соответствовать количеству поставленных в работе задач. Все главы выпускной квалификационной работы должны заканчиваться выводами.
Первая глававыпускной квалификационной работы является, как правило, теоретико-методологическим. Здесь рассматриваются ключевые теоретические (по теме выпускной квалификационной работы) и их связь с конкретными вопросами выпускной квалификационной работы. Содержание первой главы сводится к рассмотрению сущности рассматриваемой проблемы, описанию состояния ее решения на современном этапе, кроме этого, в ней же приводятся изложенные в научной литературе теоретические концепции, научные положения и важнейшие понятия по избранной теме, а также методика проведения исследования, при этом используются работы тех авторов, которые были перечислены в пункте «Степень разработанности проблемы» во Введении.
Вторая глава выпускной квалификационной работы носит аналитический, условно-прикладной характер. Здесь приводятся результаты логических выводов, подкрепляющих и доказывающих правильность подходов автора к решению поставленных задач, раскрывается новизна.
В тексте (приложениях) могут располагаться таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д., иллюстрирующие или подтверждающие основные выводы и мысли автора. Как правило, вторая глава – это анализ предмета исследования. Если в исследовании присутствуют три главы, то они строятся по принципу последовательного плавного перехода от объекта к предмету.
Основной текст работы печатается через 1,5 интервал (27-30 строк на странице) и через 1 интервал (ссылки и сноски) шрифтом TimesNewRoman, размером 14 (основной текст), 12 – текст в ссылках, сносках и таблицах. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. Текст работы выравнивается по ширине.
Текст печатается в строго последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа.
Сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся.
Все страницы нумеруются, начиная с третьей страницы (титульный лист и содержание не нумеруется, но считаются первой и второй страницами).
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.
Разделы (подразделы, пункты и подпункты) должны иметь порядковые номера и записываться с абзацного отступа.
Заголовки глав располагаются посередине страницы (выравнивание по центру). Расстояние между заголовком раздела (подраздела) и последующим текстомдолжно быть равно двум междустрочным интервалам, то есть одной пропущенной строке; расстояние между заголовками раздела и подраздела должно быть равно одному межстроч<