Степень научной разработанности темы

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ имени И. Фёдорова

Факультет издательского дела и журналистики

Кафедра истории литературы

Курсовая работа по истории отечественной литературы

Песенная традиция в лирике С. А. Есенина

Студентка

ИДиЖ, гр. ВкЖ-4-1

А.С. Цедрик

___________

Научный руководитель –

И. К. Сушилина

___________

Москва

2014 г.

Содержание

Введение………………….……………………………………………………..3

1. Глава 1. С. Есенин – народный поэт ………………………………….… 7

1.1. Тема родины в творчестве С. Есенина …………………………... 7

1.2. Фольклорные традиции в лирике поэта ……………………...… 12

2. Глава 2. Стихи С. Есенина в контексте песен ……………………..….. 20

2.1. Частушки и романсы …………………………………………….. 20

2.2. Современные музыкальные жанры …………………………….. 26

3. Заключение…………………………………………………….………… 31

Список использованных источников и литературы……….……….…… 33

Введение

Актуальность темы исследования.

В творчестве Сергея Александровича Есенина ярко выражена любовь к деревенской России, к природе, быту и устной поэзии. Фольклорное начало, которое отчётливо просматривается уже в первых стихотворениях поэта, отразилось в песнях и музыкальном творчестве русского народа.

Множество стихотворений С. А. Есенина точно отражают суть русской бытности, представляя собой форму сочинения народных мотивов, которая наделена как торжественной, мажорной интонацией, так и грустными, лирическими мотивами. Стихотворения автора мелодичны, выразительны и весьма «колоритные», «фактурные», что вызывает популярный спрос у русских людей. Его лирика с давних пор и по сей день активно «вживается» в песенное творчество народных артистов и современных музыкальных исполнителей.

Некоторые песни, текстами которых послужили стихотворения С. Есенина, исполняются учениками в школах на уроках музыки (например, «Отговорила роща золотая»).

Известные стихи поэта, в качестве песен, исполнялись как ранее, так и до сих пор исполняются известными народными артистами, хорами и ансамблями, группами и певцами. Например: «Гой, ты, Русь моя родная» (исполняет ансамбль «Радуница»), «Клён ты мой опавший, клён заледенелый» (ансамбль «Орэра», Надежда Бабкина, группа «Чайф»), «Не жалею, не зову, не плачу» (Иосиф Кобзон, ансамбль «Орэра»), «Письмо к матери» (песня звучала в кинофильме «Калина красная» Василия Шукшина), «Прощай, Баку! Тебя я не увижу» (Муслим Магомаев), «Я обманывать себя не стану» (группа «Альфа»). Из более современных: «Пой же, пой. На проклятой гитаре» (группа «Кукрыниксы»), «Покраснела рябина» (Станислав Михайлов). Немало песен, с использованием стихотворений С. Есенина, исполнили Людмила Зыкина, Надежда Кадышева и даже Никита Джигурда.

Стоит отметить и жанр исполнения. Если в период СССР стихи поэта, в качестве песен, исполнялись «на манер» романса, народных мотивов, то в современном исполнении всё чаще преобладает такое направление, как шансон. Иногда – это рэп, рок.

Таким образом, творчество великого народного поэта Сергея Есенина было и остаётся популярным среди народных и современных музыкальных исполнителей. Его лирика хранится в песнях и записана в некоторых альбомах современных групп и певцов. Не всегда его стихи остаются полностью в первозданном виде, когда внедряются в музыкальное творчество (как у Никиты Джигурды, например), но, несмотря на это, можно говорить о факте популярности и актуальности песенных мотивов и самих стихотворений С. Есенина в настоящее время.

Степень научной разработанности темы

Многие авторы, писатели, критики, анализируя творчество Сергея Есенина, говорили о красоте, олицетворённости природы в лирическом изображении её автором; писали о глубоком понимании поэта народной крестьянской жизни, русской души; отмечали сложный внутренний мир автора, его искреннюю и неподдельную любовь к своей Родине; говорили о сближённости поэзии к народным мотивам и фольклору.

М. Горький отмечал его самобытность и называл С. Есенина русским поэтом: «Какой чистый и какой русский поэт!».

А. М. Марченко в учебном пособии «Литература XX века» также пишет о народности и насыщенности фольклорными мотивами творчества поэта, замечая, что «стихи Есенин начал складывать рано, лет с восьми, подражая частушкам, вслушиваясь в народные песни».¹

¹ - Журавлёв В. П. Сергей Есенин. Литература XX века. Часть 1. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2006 г.

В хрестоматии по литературе В. И. Коровина мы можем выделить следующую ключевую фразу из материала, посвящённому С. Есенину: «Главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина – полная слитность с

народной жизнью». И далее: «Родная земля дала ему большее – народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течение столетий. Ему не надо было искать путей к душе народа – он сам по праву ощущал себя одним из её носителей».²

О первом сборнике поэта «Радуница» современник С. Есенина, профессор П. Н. Сакулин, отмечал: «…мила, бесконечно мила поэту-крестьянину деревенская хата. Он превращает в золото поэзии всё – и сажу над заслонками, и кота, который крадётся к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи».³

С. Есенин проникновенно пишет о русской жизни, обрядах, народном быте, о красоте природы, наделяя поэтические строки песенными мотивами.

Много других авторов говорили о народности поэзии Есенина, о её «фольклорности» и мелодичном звучании рифмы. (А. Марченко «Поэтический мир Есенина», Н. Солнцева «Сергей Есенин», В. С. Баранов «Сергей Есенин», С. П. Кошечкин «Есенин и его поэзия», С. Ю. Куняев «Сергей Есенин», И. Розанов «Есенин о себе и других»).

И мы, в данной работе, рассмотрим песенные традиции в лирике русского поэта С. Есенина. А также, исследуем проникновение его поэзии в современное музыкальное творчество.

² - Коровин В. И. С.А. Есенин. Хрестоматия. Учебное пособие.- М.: Просвещение, 2004 г.

³ - Первый поэтический сборник «Радуница» Есенина С.А. Биография/ Есенин С.А. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lit-helper.ru/Biografii/Esenin_S_A. 25.05.2014 г.

Наши рекомендации