Степень научной разработанности темы

Творчество Владимира Маяковского в контексте ранней советской рекламы и политического плаката

Фролова Полина Михайловна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

По направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью»

Квалификация (степень) «бакалавр»

(очная форма обучения)

Научный руководитель: Василенко

Кандидат философских наук, ( )Сергей Александрович
доцент

Рецензент : Палеолог

Кандидат исторических наук, ( ) Максим Владимирович
доцент

Зав. Кафедрой: Исаков

Доктор исторических наук, ( )Владимир Алексеевич
профессор

Москва 2015

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….СТР.3

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСЛОВИЯ И РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ РЕКЛАМЫ И АГИТАЦИОННОГО ПЛАКАТА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА…………………………………………... СТР 8

1.1.Специфика советской рекламы и политического плаката 1920-1930х годов…………………………………………………………………….............СТР.8

1.2. «Окна РОСТА» как новый эффективный метод политической агитации в начале XX века………………………………………………………………. СТР.14

ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРА МАЯКОВ- СКОГО КАК РЕКЛАМИСТА…………………………………......................СТР.25

2.1. Концепция рекламной деятельности Владимира Маяковского как отражение требований времени……………………………………...............СТР.25

2.1.1 Новые рекламные жанры Владимира Маяковского............................СТР.26

2.1.2. Государственно- управленческая реклама……………………………СТР.28

2.2 Рекламист полного цикла и творческий союз В. Маяковского и А. Родченко как разделение труда…………………………….……………………............СТР.30

ГЛАВА III. РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО В СОЗДА-

НИИ СОВРЕМЕННЫХ АГИТАЦИОННЫХ И РЕКЛАМНЫХ

МАТЕРИАЛОВ ………………………………………………..……….........СТР.34

3.1 . Анализ «Хозяйственных агиток» как нового жанра торгово-промышленной рекламы. Прямая и скрытая реклама …………………………………….....СТР.34

3.2 Исследование образов в политических плакатах «Окна РОСТА» …....СТР.44

3.3.Заимствование стиля Владимира Маяковского в современном мире...СТР.49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...........СТР.59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....СТР.63

ПРИЛОЖЕНИЕ.…………………………………………………………......СТР 68

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Владимир Маяковский являлся олицетворением нового типа поэта – ак -тивного борца за новое, светлое будущee нaродa. Он вошёл в литературу как участник группы поэтов – футуристов, любящих и пропагандирующих новизну, устремлённость в «завтра». Все свое поэтическое мaстерство он отдaл на служ- бу революции – «чтоб выволочь республику из грязи».

Начало ХХ столетия в отечественной истории знаменуется временем социальных трансформаций. Реальность стремительно менялась, и новый темп жизни, череда грандиозных общественных событий, таких как революции, вос-стания, начало НЭПа - всё это потребовало новых форм выражения: агитация, плакаты, лозунги, реклама. Деятельность Маяковского в этом направлении и стала олицетворением советской идеи.

На протяжении ХХ века именно реклама выполняла функции пропаган- ды, агитации и современного PR. Русские конструктивисты, разработавшие ос- новные языковые приемы и коммуникативные приемы новой, современной рек- ламы заявляли: « Рекламировать - значит вербовать. Цель рекламы- довести до сведения и пропагандировать. Отсюда ее близость ко всякой агитации и пропа- ганде». (О.Брик)[1]

Да, творчество Владимира Маяковского как футуриста, «певца револю-ции» широко известно далеко за пределами нашей страны. Но в его биографии существует еще одна яркая страница. Его работа в области агитации и рекламы – не менее значимая и интересная часть жизни самого поэта. Это и особый этап, определивший становление советской рекламы.

Так, недостаточная исследованность творчества советского поэта Вла- димира Маяковского как рекламиста, занимающегося рекламой патриотической направленности, рекламой как искусством для масс; рекламой, которую можно назвать летописью своей эпохи, – обусловила актуальность темы данной работы.

Сегодня, в эпоху информационных технологий, в условиях жесткой кон-

куренции, монополии и олигополии, государственные предприятия, частные коммерческие фирмы, а также коллективы и отдельно взятые субъекты активно используют рекламу. Для достижения наиболее эффективного коммуникацион-ного воздействия на свою целевую аудиторию рекламисты всё чаще прибегают к рекламному опыту предыдущих поколений. Интерес к истории рекламы, к истокам российской практики рекламирования также определили актуальность темы исследования.

Объект исследования- советская реклама и политический плакат 20-30х годов XX века.

Предмет исследования -роль Владимира Маяковского в советской рекламе и политическом плакате.

Степень научной разработанности темы.

Творчество великого поэта Владимира Маяковского является достаточно популярной темой для изучения. Общие принципы рекламы рассматриваются в работах Алена Т.К.[2], Дюпона Л.[3], Колокольцевой Т.Н. [4] Характеристике советс-

кой рекламы в 1920-1930 годах уделяются главы в работах Ученовой В.В, тру-дах Соколовой О.В., Матросовой Е.С.,Савельевой О.О., а также Грицука А.П.[5]

Поскольку творчество Владимира Маяковского неразрывно связано с ра-

дикальным художественным течением XX века- авангардизмом, то наиболее любопытными в этой сфере показались работы Харджиева Н.И. «Статьи об авангарде»[6] в двух томах, Бюргера П., а также публикация Бобринской Е.А.[7]

Наиболее интересными работами в изучении деятельности Владимира Маяковского как рекламиста являются труды Козленкова В.А.[8],Соколова М.А., Эвентова И.С, статья Сафроновой Е.Ю. «Маяковский как «отец» русского копи райтинга». Разобраться в вопросах изучения биографии, а также особенностей поэзии Владимира Маяковского помогли труды таких авторов как Сарнова Б.М,[9] Кациса Л.Ф.[10],Лавута П.И.,Чернышевой О.В.,монография Катаняна В.А.[11]

Также в основу бакалаврской работы вошло первое полное собрание сочинений Владимира Маяковского в 12 томах 1934 года, где даны научно выверенные тексты произведений поэта, собрание сочинений Маяковского 1978 года, выпуски журналов Левого Фронта искусств (ЛЕФ), издававшиеся в Москве в 1923-1925 годах под редакцией Владимира Маяковского, а также отдельные статьи поэта и его современников, посвященные «Окнам РОСТА», агитации и рекламе.

Цель исследования – выявление наиболее существенных характеристик агитационной и рекламной деятельности Маяковского в контексте мирового опыта и их влияние на современную рекламу

Основные задачи исследования:

1) Рассмотреть специфику советской рекламы 1920-1930х годов;

2) Выявить основные приемы, методы, техники, жанры, принципы, разработанные и используемые Владимиром Маяковским в его рекламной деятельности, а также в политическом плакате

3) Изучить копирайтерскую деятельность Владимира Маяковского пос-редством анализа его рекламных работ;

4) Исследовать стилистическую особенность политических плакатов «Окна РОСТА»;

5) Определить особенности социокультурной и политической направлен ности агитационного творчества В. Маяковского, показать её патриотическую составляющую с помощью наглядных примеров;

6) Оценить вклад В. Маяковского в развитие рекламного дела в России и использование заимствования результатов его работ в современном мире.

При написании дипломной работы автором были использованы следующие методы научного исследования:

–сравнительный метод;

–классификация;

–изучение монографических публикаций и статей;

–аналитический метод;

– обобщение.

Краткое описание структуры:

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследова-ния. Работа состоит из введения, трех глав глав и заключения.

Введение характеризует актуальность и социальную значимость рассмат риваемой темы,особенности дипломной работы и основное смысловое содержа- ние ее разделов.

В первой и второй главе обобщаются теоретические сведения из разных литературных источников по данной теме, анализируются точки зрения отечес- твенных и зарубежных авторов к рассмотренным пунктам.Проводится оценка и обоснование позиции автора дипломной работы.

Третья глава содержит практическое исследование автора по поставлен-ной проблеме. Приводятся различные методы и техники конкретного авторско- го исследования, рассматривается прогноз и развитие исследуемого предмета.

Заключение содержит логическое изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сфор-мулированными во введении работы. Описываются результаты исследования автора, краткое изложение выводов по поставленной теме.

Наши рекомендации