Степень научной разработанности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…2

Глава 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ…………..7

1.1 Сущность эмоций……………………………………………………….….7

1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков……………………….11

1.3 Эмоциогенные ситуации………………………………………………….13

Выводы……………………………………………………………………..….14

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ……………….……...16

2.1 Музыкальное восприятие…………………………………………...……16

2.2 Музыка, настроение и химические процессы в организме человека….18

2.3 Эмоции в процессе музыкального восприятия…………………………21

2.4 Восприятие музыки и музыкальное переживание……………………...24

2.5 Роль жизненного опыта в восприятии музыки………………………….25

Выводы……………………………………………………………………..….26

Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ.

1.1 Описание организации и методик исследования.

1.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования.

Выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Изучение вопросов воздействия музыки на человека уходит глубоко корнями в античную эпоху.

Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Музыка, звучащая в одних ладах делает человека жалостливым и размягченным; звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так дорийский, фригийский, лидийский оказывают положительное воздействие на психику и здоровье человека, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения не допускать.

У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека: в эпосе об Одиссее, когда от музыки и пения его рана перестала кровоточить, в деятельности сурового царя Спарты Ликурга, который сам сочинял музыку для своего войска, в работах Демокрита, Платона и др. [13,с.8-9]

Не остаются без внимания проблемы воздействия музыки на человека и в наши дни. Их исследует «Музыкальная психология».

Пытаясь понять влияние музыки, мы не можем ожидать обнаружить очевидный причинно-следственный механизм, который мы наблюдаем, к примеру, в действии различных ядовитых веществ на организм человека (“прослушивание рок музыки не заставляет меня желать немедленно срывать с себя одежду”). Не имея возможности наблюдать подобный эффект в себе или в окружающих, многие утверждают, что музыка не имеет вообще никакого влияния. Если, действительно ответная реакция на музыку была бы полностью непредсказуемой, если бы музыка не имела совершенно никакого видимого влияния, тогда должно было бы быть предложено некое логическое объяснение ее широкого использования в ситуациях, в которых от нее ожидается какой-то конкретный эффект.

Автор книги «Музыка в больницах», Вильям Ван де Волл, формулирует это следующим образом: “Динамическое воздействие музыки признается применительно ко многим видам жизнедеятельности человека. Почему так часто мы слышим музыку в церквях, на политических митингах, в театрах и при просмотре художественных фильмов? Дело в том, что использование музыки в различных жизненных ситуациях увеличивает восприимчивость людей к соответствующим внешним раздражителям и косвенно усиливает интенсивность общего посыла.” [ Цит. по:9 ]

Музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д. Недостаточно глубоко изученное современной психологической наукой направление музыкотерапии и музыкосуггестии приносит, в том числе, неожиданные результаты использования музыки для воздействия на состояние сознания, особенно в массовом масштабе.

Самым значительным событием в изучении феномена музыки было открытие, что музыка воспринимается той частью мозга человека, которая ответственна за эмоции и чувства и не проходит через мозговые центры, контролирующие рассудочное мышление. Это открытие, подтвержденное рядом ученых, дало большой стимул развитию области музыкальной терапии, что следует из нижеприведенного высказывания: “Музыка, не зависящая от мозга в проникновении в организм, тем не менее способна вызывать состояние возбуждения посредством таламуса - релейной станции всех эмоций и чувств. Как только раздражитель достигает таламуса мозг, осуществляющий функции контроля и руководства, автоматически становится объектом вторжения, и если действие раздражителя продолжается в течение некоторого периода времени, между мозгом и реальностью окружающего мира может устанавливаться более тесный контакт.” [9]

Так как влияние музыки на эмоциональное состояние человека - научно доказанный факт, а подростковый возраст является периодом повышенной эмоциональности, то необходимы исследования в направлении влияния музыки на подростков, чтобы использовать эти знания в качестве социальной и терапевтической силы.

В данной работе предлагается разобраться во влиянии музыки различных жанров на развитие эмоциональной сферы подростков.

Актуальность.

Одной из актуальных задач для науки на сегодняшний день можно назвать вопрос о влиянии музыки на подростков, так как музыка является неотъемлемой частью их жизни. Именно они — основные потребители музыкальной продукции.

В наше время подростки активно слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, на занятиях и т.д. Кто-то с помощью музыки расслабляется, кому-то наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме. В мире существует множество разновидностей стилей музыки: классика, поп, реп, металл и т.д. И вся эта музыка, так или иначе, влияет на становление личности подростков.

Из исследования Исхаковой Надии Рофхидовны (кандидат социологических наук, доцент Набережно-челнинского филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета) видно, что одним из факторов, воздействующих на духовную жизнь общества, является музыка. "Изучение музыкальных вкусов молодежи имеет прогностическое значение. Сегодняшние предпочтения молодого поколения становятся завтра массовыми и общепринятыми. Молодежный досуг в значительной степени связан с музыкой (прослушивание записей, посещение концертов, дискотек и т.п.). Посредством музыки молодежь очерчивает свое жизненное пространство. Зачастую "стены" из звуков используются молодежью как способ отгораживания от окружающих - семьи, учителей, сверстников. Выявляя музыкальные предпочтения молодежи, характеризуются социально-культурный облик, настроения молодых людей". [7, c.35-37]

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. И так как известно, что музыка воспринимается той частью мозга человека, которая ответственна за эмоции и чувства и не проходит через мозговые центры, контролирующие рассудочное мышление, поэтому так важно изучение особенностей влияния музыки на развитие эмоциональной сферы подростков, чтобы в дальнейшем использовать эти данные для продуктивности воспитательного процесса.

Степень научной разработанности

Наиболее разрабатываемой темой в музыкальной психологии на современном этапе является регистрация эмоционального ответа субъекта на музыкальный стимул. Таковы направления исследований Г. С. Тарасова, Г. Х. Шингаровой, В. В. Медушевского, В. К. Белбородовой, Л. Я. Дорфмана, В. И. Петрушина, А. Х. Пашиной, Т. С. Князевой, А. В. Тороповой, Г. О. Самсоновой, Ю. Л. Веневцевой, Ю. С. Клюевой, А. Ю. Щербаковой, А. А. Саулина. [1, с.338]

В искусстве жизненное содержание невозможно выразить внеэмоциональным путем, как невозможно таким путем воспринять заключенное в художественном произведении жизненное богатство

Вопросом о влиянии музыки на эмоциональную сферу человека занимались такие ученые как Б.М.Теплов, Н. Мясищев, А. Л. Готсдинер, Ю. А. Цагарелли,

Видный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, сделал следующие выводы:

1)Внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки;

2)Восприятие музыки идет через эмоцию, но эмоцией не кончается. В музыке мы через эмоцию познаём мир. Музыка есть эмоциональное познание. [16, с.23]

Учёный имел в виду, что конечным результатом восприятия художественного произведения должно быть осознание его идей.

Нужно признать особую роль эмоционального начала, которое является непременной стороной содержания музыкального произведения и непременной стороной его воздействия.

Цель. Выявить процентный показатель поляризованной направленности тенденций развития эмоциональной сферы подростков, обусловленных прослушиванием музыкальных произведений различных жанров.

Объект. Процесс влияния музыки на развитие эмоциональной сферы подростков.

Предмет. Эмоциональное состояние подростков, вызванное прослушиванием музыкальных произведений различных жанров.

Гипотеза.Прослушивание музыки подростками влияет на их эмоциональную сферу.

Задачи.

1. Рассмотреть теоретические основы сущности эмоций и возрастные особенности эмоциональной сферы подростков.

2. Проанализировать исследования в области влияния музыки на человека и разобраться в особенностях психологии восприятия музыки.

3. Исследовать процесс влияния музыки на развитие эмоциональной сферы подростков.

Методы исследования.

1) Методы сбора фактического материала: изучение литературы.

2) Эмпирические методы: метод эксперимента (подбор музыкальных произведений различных жанров, методика «Шкала дифференцированных эмоций К.Изарда»).

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения.

Введение содержит актуальность, научную разработанность, цель, задачи, гипотезу, объект и предмет данной работы.

Первые глава раскрывает теоретические основы сущности эмоций, возрастные особенности эмоциональной сферы подростков и особенности возникновения эмоционального реагирования. Следующая глава направлена на анализ психологии восприятия музыки, в которой освещаются стадии развития музыкального восприятия, влияние музыки на химические процессы в организме, эмоции в процессе музыкального восприятия, роль жизненного опыта в восприятии музыки. И заключительная глава содержит описание эмпирического исследования процесса влияния музыки различных жанров на развитие эмоциональной сферы подростков.

В заключении даются общие выводы по проделанной работе и указывается их практическая значимость.

В раздел «Приложение» вошли материалы опытно-эксперементальной работы: диск с мелодиями и анкеты участников.

Наши рекомендации