Особенности основного этапа производственной практики
Производственная практика организуется как структурных подразделениях НИУ «БелГУ» (Центр медиации Юридического института, Правовой информационно-консультативный центр и др.), так и в сторонних организациях. Прохождение практики в сторонней организации допускается при условии нахождения в штате этой организации хотя бы одного работника на должности юриста с высшим юридическим образованием.
Примерные задания в период прохождения производственной практики могут включать в себя:
В суде:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус судей;
Ø ознакомление с составом суда и его структурными подразделениями;
Ø изучение порядка делопроизводства в суде;
Ø изучение функциональных обязанностей председателя суда, судей, помощника судьи и консультанта, секретаря суда, секретаря судебного заседания, судебного пристава и других должностных лиц;
Ø ознакомление с работой судьи, выполнение определенных его поручений, связанных с рассмотрением и разрешение конкретных дел;
Ø изучение поступивших заявлений и формирование своего мнения относительно правильности их оформления, а также того, что надо сделать в процессе подготовки дела к судебному разбирательству;
Ø подбор необходимого материала, относящегося к таким делам;
Ø составление проектов соответствующих процессуальных документов по итогам слушания дела (протокола судебного заседания, определений, решений и приговоров);
Ø ознакомление с порядком и особенностями рассмотрения уголовных, гражданских, административных, арбитражных дел;
Ø ознакомление с порядком ведения отчетности в архиве;
Ø ознакомление с организацией приема граждан.
Выполнение программы практики обеспечивается проведением устных бесед с практикантами, ознакомление их с материалами дел, выполнение отдельных поручений судей и сотрудников аппарата суда (канцелярии, архива). Обучающийся обязан научиться подбирать нормативный материал, необходимый для разрешения дел, назначенных к слушанию в судебном заседании.
В Белгородской областной Думе:
Ø изучение нормативно-правовой основы деятельности Белгородской областной Думы, а также стадий принятия законов Белгородской областной Думой;
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус законодательного (представительного) органа власти Белгородской области, выявление их недостатков и основных направлений совершенствования этих актов;
Ø изучение порядка проведения выборов в Белгородскую областную Думу, ее структуру, правовой статус;
Ø ознакомление с деятельностью аппарата Думы;
Ø присутствие на заседаниях комиссий и комитетов Белгородской областной Думы;
Ø обобщение практики их деятельности;
Ø оказание посильной помощи в подготовке законопроектов;
Ø ознакомление с порядком ведения делопроизводства;
Ø изучение практики законодательного процесса в Белгородской области (подготовка проектов нормативных правовых актов, порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов, их рассмотрение, регистрация).
В Управлении Судебного департамента в Белгородской области:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус и полномочия Судебного департамента;
Ø изучение основ организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;
Ø ознакомление с порядком ведения делопроизводства;
Ø изучение кадровой работы с кандидатами на должность судьи, а также работниками аппаратов районных судов и Управления;
Ø ознакомление с организацией приема граждан.
В Избирательной комиссии Белгородской области:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус Избирательной комиссии Белгородской области;
Ø ознакомление с основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Комиссии;
Ø изучение истории Комиссии, ее структуры, организации и деятельности;
Ø ознакомление с избирательным процессом (назначение выборов, составление списков избирателей, определение избирательных округов, образование избирательных участков, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, финансирование выборов, организация и порядком голосования, подсчетом голосов избирателей);
Ø ознакомление с оформлением организационно-распорядительной документации Комиссии, порядком ведения кадрового делопроизводства.
В Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области;
Ø ознакомление с системой государственного управления, особенностями взаимоотношений данного органа с другими региональными органами, ведомствами и организациями;
Ø приобретение навыков работы с правовой информацией, а также необходимыми нормативными материалами;
Ø ознакомление с методическими документами по вопросам, входящим в компетенцию департамента;
Ø изучение региональных нормативных правовых актов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
Ø ознакомление с исковой работой Департамента в защиту общественных интересов по вопросам, относящимся к его ведению (в частности, о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды при ведении хозяйственной деятельности);
Ø ознакомление с организацией приема граждан, а также их устных и письменных обращений;
Ø ознакомление с организацией работы по выявлению нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также выдачу предписаний об устранении нарушений;
Ø ознакомление с организацией работы по сбору, хранению, аналитической обработке информации для формирования региональных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и состоянии природных ресурсов;
Ø ознакомление с порядком проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.
В Прокуратуре Белгородской области:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус прокуратуры РФ, а также функциональных обязанностей прокурора, его заместителя и помощников;
Ø ознакомление с организацией работы по надзору за исполнением законов законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и т.д.
Ø ознакомление с организацией работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
Ø ознакомление с порядком ведения делопроизводства в прокуратуре;
Ø ознакомление с работой по систематизации законодательства;
Ø ознакомление с организацией приема граждан должностными лицами органов прокуратуры;
Ø изучение работы прокурора при его участии в судебных заседаниях по гражданским и уголовным делам;
Ø составление проектов отдельных процессуальных документов;
Ø присутствие с разрешения соответствующих должностных лиц прокуратуры при исполнении ими служебных обязанностей.
В адвокатуре:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус адвоката;
Ø изучение порядка оказания правовой помощи гражданам и организациям;
Ø ознакомление с организацией работы адвокатуры по приему граждан и по участию в дознании, предварительном следствии, суде по гражданским и уголовным делам;
Ø изучение порядка составления заявлений, жалоб и других документов правового характера;
Ø присутствие с разрешения адвоката при выполнении его профессиональных обязанностей;
Ø составление проектов отдельных процессуальных документов: договоров, претензий, исков и т.п.
В Следственном управлении Следственного комитета РФ по Белгородской области:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус Следственного управления Следственного комитета РФ;
Ø ознакомление с методикой и порядком производства следственных действий по расследуемым следователем уголовным делам, присутствие при производстве этих действий;
Ø составление проектов постановлений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, планов, расследования уголовных дел;
Ø составление проектов протоколов осмотра места происшествия, допроса, обыска, предъявления для опознания и других следственных действий;
Ø составление проектов постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, о производстве обыска, о назначении экспертизы и другие;
Ø изучение форм взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании уголовных дел;
Ø участие при совершении отдельных процессуальных действий (с разрешения соответствующих должностных лиц).
Практика у следователя позволяет приобрести практические навыки в работе с фактическим материалом, тактикой осуществления следственных действий, а также навыки по составлению обвинительного заключения.
При прохождении практики у следователя обучающийся должен ознакомиться с деятельностью следователя: процессуальным порядком расследования уголовных дел, планированием расследования, процессом выдвижения следственных версий, правилами составления процессуальных документов. Выполнение данной части программы обеспечивается изучением материалов уголовных дел, присутствием практиканта при производстве отдельных следственных действий, обсуждением со следователем вопросов применения материального и процессуального права в конкретных ситуациях расследуемого уголовного дела, выполнением отдельных поручений следователя, составлением проектов процессуальных документов, ведением параллельно со следователем протоколов следственных действий. Обучающийся должен научиться составлять планы расследования уголовных дел, проекты постановлений, протоколы и другие процессуальные документы предварительного следствия.
Обработка каждого следственного действия должна быть максимально насыщена применением соответствующих средств криминалистической техники. Перед непосредственным производством следственных действий руководитель практики привлекает практиканта к планированию производства отдельных следственных действий. Поэтому наряду с приобретением навыков в производстве следственных действий студент должен приобрести навыки в организационно-распорядительной деятельности следователя по расследованию преступлений.
В Белгородской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус таможенной службы России;
Ø ознакомление с системой государственного управления, особенностями взаимоотношений данного органа с другими региональными органами, ведомствами и организациями;
Ø приобретение навыков работы с правовой информацией, а также необходимыми нормативными материалами;
Ø изучение порядка проведения дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела и производство по делам об административных таможенных правонарушениях;
Ø участие в планировании мероприятий по организации работы отделов таможни по проведению таможенных расследований;
Ø производство под руководством сотрудников таможни проверки поступивших в отдел сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном таможенном правонарушении;
Ø участие в планировании и проведении профилактических и поисковых операций по выявлению правонарушений в области таможенного законодательства;
Ø ознакомление с процессом подготовки материалов, необходимых для рассмотрения поступивших в таможенные органы жалоб и заявлений;
Ø ознакомление с порядком регистрации и учета дел об административных таможенных правонарушениях;
Ø ознакомление с порядком ведения учета заявлений и сообщений, по которым законодательством предусмотрена уголовная ответственность, и материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
В Управлении Федеральной налоговой службы РФ по Белгородской области:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус Федеральной налоговой службы РФ;
Ø ознакомление со структурой Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, его правами и обязанностями, правами и обязанностями должностных лиц;
Ø ознакомление с системой государственного управления, особенностями взаимоотношений данного органа с другими региональными органами, ведомствами и организациями;
Ø приобретение навыков работы с правовой информацией, а также необходимыми нормативными материалами;
Ø изучение прав и обязанностей налогоплательщиков;
Ø ознакомление со статистическими данными работы Управления Федеральной налоговой службы РФ по Белгородской области;
Ø составление проектов служебных документов (приказов, сопроводительных писем, докладных записок, запросов и т. д.);
Ø ознакомление с порядком регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Ø участие в работе по урегулированию налоговых споров в досудебном порядке;
Ø подготовка исков и других документов, необходимых для судебного взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам.
В Управлении Федеральной миграционной службы России по Белгородской области:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность данной службы;
Ø ознакомление со структурой территориального органа Федеральной миграционной службы Российской Федерации, а также правами и обязанностями должностных лиц;
Ø ознакомление с системой государственного управления, особенностями взаимоотношений данного органа с другими региональными органами, ведомствами и организациями;
Ø приобретение навыков работы с правовой информацией, а также необходимыми нормативными материалами;
Ø участие в правовой экспертизе документов, поступающих от физических лиц;
Ø присутствие на судебных заседаниях по делам с участием территориального органа Федеральной миграционной службы Российской Федерации;
Ø освоение навыков составления служебных документов (приказов, сопроводительных писем, докладных записок, запросов и т. д.);
Ø участие в приеме граждан, подготовка письменных ответов на обращения, жалобы граждан, юридических лиц, запросы органов государственной власти;
Ø ознакомление со спецификой документооборота, делопроизводства.
В органах внутренних дел:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус органа внутренних дел, действующего на данной территории;
Ø изучение структуры полиции, а также функциональные обязанности соответствующих подразделений;
Ø ознакомление с функциональными обязанностями сотрудников подразделений дознания, предварительного следствия и спецификой деятельности этих органов;
Ø изучение порядка регистрации, рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о преступлениях;
Ø с разрешения соответствующих должностных лиц присутствие при выполнении ими служебных обязанностей.
В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области:
Ø ознакомление со структурой территориального органа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, его правами и обязанностями, правами и обязанностями должностных лиц;
Ø ознакомление с организацией работы по осуществлению контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе;
Ø ознакомление с системой государственного управления, особенностями взаимоотношений данного органа с другими региональными органами, ведомствами и организациями;
Ø приобретение навыков работы с правовой информацией, а также необходимыми нормативными материалами;
Ø участие в приеме граждан, подготовка письменных ответов на обращения, жалобы граждан, юридических лиц, запросы органов государственной власти;
Ø ознакомление с порядком регистрации и учета дел о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе;
Ø освоение навыков составления служебных документов;
Ø участие в планировании мероприятий по организации работы территориального органа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус Федеральной службы судебных приставов РФ;
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Федеральной службы судебных приставов РФ;
Ø ознакомление с системой государственного управления, особенностями взаимоотношений данного органа с другими региональными органами, ведомствами и организациями;
Ø приобретение навыков работы с правовой информацией, а также необходимыми нормативными материалами;
Ø изучение особенностей организации и деятельности отделов и управлений Федеральной службы судебных приставов;
Ø ознакомление с порядком и условиями организации принудительного исполнения исполнительных документов;
Ø изучение прав и обязанностей участников исполнительного производства;
Ø изучение порядка обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника;
Ø изучение порядка обращения взыскания на иное имущество должника;
Ø составление проектов постановлений судебного пристава и иных процессуальных документов.
В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области:
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус данной службы;
Ø изучение нормативных правовых актов, регламентирующих основные виды деятельности данной службы;
Ø ознакомление с системой государственного управления, особенностями взаимоотношений данного органа с другими региональными органами, ведомствами и организациями;
Ø приобретение навыков работы с правовой информацией, а также необходимыми нормативными материалами;
Ø изучение структуры Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, основных функций его отделов;
Ø ознакомление с должностными обязанностями специалистов данной службы;
Ø изучение перечня документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В юридической службе организации (у юрисконсульта):
Ø изучают нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус юридической службы (юрисконсульта);
Ø изучают задачи и организацию юридической службы (юрисконсульта) предприятия, организации, учреждения;
Ø участие в разработке внутренних документов организации (локальных актов), организационно распорядительных документов (приказов, распоряжений руководителя), проверке соответствия проектов этих документов требованиям действующего законодательства;
Ø изучают порядок делопроизводства в юридической службе (у юрисконсульта);
Ø изучают порядок разрешения заявлений, жалоб, иных документов претензионного характера;
Ø с разрешения должностных лиц (юрисконсульта) присутствуют при исполнении ими служебных обязанностей.
Реализация целей практики в юридической службе организации обеспечивается присутствием обучающегося при защите прав и законных интересов организации в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, при взаимодействии с органами государственной власти и управления, муниципальными образованиями, правоохранительными и налоговыми органами. Обучающийся должен присутствовать при консультировании работников организации по правовым вопросам, участвовать во внутрифирменном обучении по правовой тематике.
4. правила оформления отчетных материалов
Видом отчетности обучающихся НИУ «БелГУ» о прохождении практики является:
Ø дневник практики (включая характеристику с места прохождения практики);
Ø отчет о прохождении практики.
Дневник практики – это краткая фиксация действий, выполняемых в месте прохождения практики. Вся практика разбивается по дням, и по каждому дню пишется отчет о мероприятиях, проведенных в течение данного дня. Дневник практики является официальным документом и должен быть заполнен в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Форма дневника практики представлена в Приложении 3 настоящей программы.
Характеристика, являющаяся составной частью дневника, выдается по окончании практики и подписывается руководителем организации – базы практики (или руководителем практики от организации). Характеристика заверяется печатью данной организации.
В характеристике должно быть отражено:
Ø полные фамилия, имя и отчество обучающегося, форма обучения, курс и группа;
Ø полное наименование организации – базы практики;
Ø место и сроки прохождения практики обучающимся;
Ø перечень и (или) виды работ, к которым привлекался обучающийся в период прохождения практики;
Ø оценка умения обучающегося применять профессиональные теоретические знания на практике;
Ø оценка деловых качеств обучающегося, таких как дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность и т.п.;
Ø вывод о выполнении обучающимся программы практики.
При написании характеристики следует использовать официально-деловой язык, мысли формулировать четко и емко.
Отчет о практике – это аналитическая (практическая) работа, которая выполняется студентом и является совокупностью полученных результатов самостоятельного исследования теоретических и практических навыков в период прохождения практики в организации – базе практики.
Отчет о прохождении практики должен включать в себя:
Ø титульный лист;
Ø основная часть;
Ø заключение по практике;
Ø библиографический список;
Ø приложения.
Титульный лист является первой страницей отчета о прохождении производственной практики. Форма титульного листа отчета о производственной практике должна соответствовать типовому образцу, представленному в Приложении 2 настоящей программы.
Основная часть отчета о практике должна содержать:
Ø полное название организации, являющейся базой практики, а также общую ее характеристику (функции, задачи, компетенцию и т.п.);
Ø информацию о нормативно-правовом регулировании правового статуса и деятельности организации, являющейся базой практики;
Ø информацию об организационной структуре организации – базы практики (органы управления, структурные подразделения);
Ø общая характеристика полномочий работников подразделений, на которые в соответствующей организации возложена правовая работа;
Ø информацию о правовых актах или процессуальных документах, принимаемых (составляемых) в соответствующей организации;
Ø описание процессуальных и иных юридических документов, с которыми обучающийся ознакомился во время прохождения практики;
Ø информацию о проделанной на практике работе и ее обобщение;
Ø знания и практические навыки, полученные обучающимся в процессе прохождения практики.
В основной части отчета может содержаться и иная информация, характеризующая правовые аспекты деятельности осуществляемой в соответствующей организации. При этом данные сведения должны быть полезными в целях формирования профессиональных компетенций бакалавра, связанных с осуществлением правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Заключение должно содержать обобщение и оценку результатов практики, в том числе:
Ø вывод о приобретении профессиональных компетенций, а также знаний, умений и навыков, предусмотренных настоящим положением;
Ø анализ объема и степени решения задач практики, предусмотренных настоящим положением;
Ø вывод о достижении цели практики, предусмотренной настоящим положением.
Библиографический список (около 20 источников) должен включать в себя нормативные правовые акты, материалы правоприменительной практики, электронные ресурсы, учебные и иные источники, являющиеся основой или вспомогательным материалом при подготовке отчета о практике.
Приложения, являясь обязательным элементом отчета, могут содержать образцы документов, которые в ходе практики студент самостоятельно составлял или в оформлении которых принимал участие; бланки документов, используемые в организации – базе практики (заполненные студентом); судебные решения по наиболее интересным спорам, стороной в которых выступала организация – база практики; иные документы и материалы, характеризующие правоприменительную деятельность организации – базы практики.
Отчет о прохождении практики выполняется на компьютере на стандартных листах формата А4. Текст печатается на одной стороне листа. Межстрочный интервал – 1,5, шрифт текста – 14 (Times New Roman). Примерный объем отчета составляет 10-12 страниц (не включая библиографический список и приложения).
Отчет о прохождении практики и вместе с другими материалами практики передается руководителю практики от кафедры для подготовки отзыва. В отзыве на отчет о прохождении практики руководитель отмечает недостатки отчета, а также может сформулировать вопросы, ответы на которые обучающемуся необходимо подготовить к защите отчета о прохождении практики. В случае неполного выполнения программы практики студенту может быть предложено доработать отчет о прохождении практики с учетом замечаний и рекомендаций, отраженных в отзыве руководителя.