ТЕОРИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ДОКАЗЫВАНИЕ в уголовном процессе
ТЕОРИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ДОКАЗЫВАНИЕ в уголовном процессе
Сборник задач и упражнений
для студентов всех форм обучения
по направлению 40.03.01–Юриспруденция.
НОВОСИБИРСК 2016
Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибИУ
Рецензенты:
Дорожинская Е.А. - декан юридического факультета СИУ РАНХиГС при Президенте РФ, к.ю.н., доцент.
Розумань И.В. - доцент кафедры уголовного права и процесса СИУ РАНХиГС при Президенте РФ, к.ю.н., доцент.
Крупницкая В.И.
Теория доказательств и доказывание: сборник задач и упражнений. — Новосибирск: изд-во СибАГС, 2016. —
Сборник задач и упражнений «Теория доказательств и доказывание в уголовном процессе» составлен на основе рабочей программы, охватывает основные разделы и темы курса.
Сборник содержит материалы, необходимые для проведения практических занятий по дисциплине «Теория доказательств и доказывание в уголовном процессе», предназначен для обучающихся всех форм обучения. Данная дисциплина является дисциплиной вариативной части программы бакалавриата направления «Юриспруденция».
Сборник снабжен методическими указаниями, вопросами для обсуждения тем, предусмотренных программами учебной дисциплины, практическими ситуациями (задачами), списками источников, необходимых для изучения и подготовки к практическим занятиям.
©СИУ – филдиал РАНХиГС, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4
Список основных рекомендуемых источников. 8
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.. 10
1.1. Основные понятия теории доказательств и доказывания в уголовном процессе 10
1.2 . Процессуальные гарантии установления истины по уголовному делу. Презумпции и преюдиции в доказывании. 14
1.3. Развитие представлений о доказательствах в теории и законодательстве. Понятие доказательств по уголовному делу. 17
1.4. Свойства доказательств. Обеспечение допустимости доказательств. 20
1.5. Источники доказательств и их характеристика. 26
Список дополнительных рекомендуемых источников. 35
2. СУБЪЕКТЫ И ПРОЦЕСС ДОКАЗЫВАНИЯ.. 40
2.1 Классификация доказательств и ее значение. 40
2.2. Предмет и пределы доказывания. 46
2.3. Субъекты доказательственного права. Собирание доказательств 55
2.4. Проверка и оценка доказательств. 60
2.5. Особенности доказывания на отдельных стадиях уголовного процесса 65
2.6. Основы доказательственного права зарубежных стран (на примерах Великобритании, США, Франции и Германии) 74
Список рекомендуемых дополнительных источников. 78
ПРЕДИСЛОВИЕ
Представленный сборник практических задач и упражнений содержит материалы для проведения практических (семинарских) занятий по дисциплине «Теория доказательств и доказывание в уголовном процессе», предусмотренной учебными планами направления «Юриспруденция» (бакалавриат).
Основной целью создания данного сборника является формирование комплекса заданий, выполнение которых способствует приобретению студентами практических профессиональных компетенций в сфере уголовно-процессуального доказывания.
По каждой теме изначально представлен перечень основных вопросов, на которые необходимо ориентироваться при самостоятельной подготовке изучаемого материала. Данные вопросы требуют глубокого юридического анализа, основой которого является более качественное усвоение пройденного материала, изучение рекомендуемой литературы, нормативных и правоприменительных актов, добросовестное отношение к самостоятельной работе над темой.
Также подготовка включает формирование умения выполнять конкретные практические задания, связанные с анализом действующего законодательства и судебной практики, а также проявлять свои творческие и аналитические способности по самостоятельному формированию проблемных ситуаций.
Кроме выполнения практических заданий, предлагается особая письменная форма работы студента – реферат, который является формализованным и кратким изложением изученного и проанализированного материала, отличающимся от конспекта необходимостью автора сформировать собственный вывод по теме. Объем – не более 15 страниц. Его структура – титульный лист, основной текст, заключение, список источников. Далее необходимо выступить в с докладом по теме реферата и уметь аргументированного изложить свою точку зрения в процессе обсуждения доклада.
Написание а и его последующее обсуждение развивает способность выражения мыслей не только в письменной, но и в устной речи, что, важно для юриста.
Решение задач, представленных в данном Сборнике, позволит изучить уголовно-процессуальное законодательство в тесной связи с практикой, на основе анализа конкретных правовых ситуаций и решения практических проблем в соответствии с требованиями закона.
Перед тем, как приступить к решению задач, следует изучить Уголовно-процессуальный кодекс РФ, другие источники уголовно-процессуального права, необходимые главы учебников, курса лекций, другие источники. Ценную помощь в решении задач может оказать ознакомление с опубликованными данными судебной и следственной практики.
Приступая к решению задачи, необходимо внимательно изучить ее условия, понять, в чем заключается вопрос. Затем следует правильно подобрать источник права, нормы которого регулируют соответствующие уголовно-процессуальные отношения. Существенным звеном в решении задачи является анализ правовых норм и сопоставление их с обстоятельствами, изложенными в задаче. Решение задачи должно быть мотивированным, то есть содержащим аргументы в пользу конкретного вывода.
Используемые в настоящем Сборнике задач и упражнений имена, фамилии, названия населенных пунктов вымышлены или изменены.
Необходимый для решения задач и выполнения заданий нормативный материал указан как в рабочей программе дисциплины «Теория доказательств и доказывание в уголовном процессе», так и в одноименном курсе лекций Крупницкой В.И. Указанное не исключает самостоятельного поиска дополнительных источников, тем более что правовая база и практика периодически обновляется.
Выявлению иных источников и ознакомлению с судебной практикой поможет обращение к следующим официальным изданиям — Собрание законодательства РФ, Бюллетень Верховного Суда РФ, и др. Судебно-следственную практику рекомендуется использовать с помощью справочно-правовых систем по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ - ГАС «Правосудие»[1] и Росправосудие[2].
Использование компьютерных баз данных по действующему законодательству («Гарант», «Консультант», «Кодекс»), безусловно, облегчит поиск необходимого документа, особенно это касается актов судебной практики. Большинство публикаций, указанных в списках источников к каждой теме, можно легко найти в электронной версии в справочной системе «Консультант – Плюс».
Выполнение заданий из данного сборника позволит освоить необходимый объем знаний, умений и навыков для дальнейшей профессиональной деятельности в сфере доказывания по уголовным делам.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Основные понятия теории доказательств и доказывания в уголовном процессе
Темы для обсуждения
Понятие и содержание доказательственного права.
Понятие и содержание теории доказательств.
Соотношение понятий: доказательственное право, теория доказательств, доказательства и доказывание.
Особенности уголовно-процессуального доказывания.
Содержание общей и особенной частей доказательственного права и теории доказательств.
Методы теории доказательств.
Значение постановлений и определений Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и инструкций Генерального прокурора РФ в доказывании по уголовным делам.
ЗАДАНИЯ
Задание 1.1.1.
Заполните таблицу стадий уголовного процесса по предлагаемой форме.
Этапы уголовного судопроизводства | Стадии уголовного процесса |
Досудебное производства | |
Судебное производства | |
Задание 1.1.2.
Изучив литературные источники, составьте перечень этапов формирования в России доказательственного права (системы доказательств), начиная с периода Русской Правды.
Задание 1.1.3.
Сформулируйте суждение: является ли уголовно-процессуальное доказывание разновидностью познания или это обычный познавательный акт, осуществляемый в специфической области деятельности.
Задание 1.1.4.
Сотрудниками полиции был задержан 16-летний Иванов, который ночью проник в магазин и пытался похитить продукты питания. Было установлено, что Иванов сирота, определенного места жительства и источника дохода не имеет. Со слов несовершеннолетнего на кражу продуктов он решился в связи с отсутствием у него материальных средств на их приобретение.
Уголовное дело с обвинительным заключением направлено в суд. По результатам рассмотрения в отношении Иванова вынесен обвинительный приговор.
Достигнута ли в рассмотренной ситуации цель доказывания? Что следует понимать под целью доказывания?
Задание 1.1.5.
Найдите в тексте УПК РФ этические категории, относящиеся к доказыванию. В каких нормах они содержатся? Выпишите и раскройте содержание каждой из обнаруженных категорий этики в аспекте нормы, в которой они используются.
Задание 1.1.6.
Проведите сравнительный анализ понятий «доказательственное право», «теория доказывания», «доказывание», «задача доказывания». В чем они соотносятся, где, какое место эти понятия занимают в механизме доказательственной деятельности;
Задание 1.1.7.
Изучив специальные источники, заполните таблицу
Обыденное доказывание | Уголовно-процессуальное доказывание | |
Сходства | ||
Различия |
Задание 1.1.8.
Изучив источники последних трех лет опубликования, письменно опишите специфику, уголовно-процессуального доказывания, отличающую его от других видов познания:
Задание 1.1.9.
Изучив литературные источники, напишите реферат на тему «Гносеологические основы доказывания».
Задание 1.1.10.
Изучив литературные источники, определите, обязан ли адвокат обнародовать информацию о готовящемся преступлении, ставшую известной ему в процессе оказания юридической помощи, которую впоследствии можно использовать в доказывании по уголовному делу.
Задание 1.1.11.
Изучив литературные источники, напишите реферат на тему: «Единство мыслительной и практической деятельности в процессе доказывания при производстве по уголовному делу».
Задание 1.1.12.
Составьте таблицу: содержательная и удостоверительная стороны уголовно-процессуального доказывания
Содержание | |
Содержательная сторона доказывания | |
Удостоверительная сторона доказывания |
ЗАДАНИЯ
Задание 1.2.1
Изучив литературные источники сформулируйте собственное мнение относительно цели доказывания по уголовным делам.
Выделите основные временные этапы, в пределах которых применялись разные подходы к правовому регулированию цели доказывания.
Задание 1.2.2
Изучив действующее российское законодательство, и актуальную судебную практику:
- сформулируйте определения истины в доказывании;
- опишите общий подход к определению истины как цели доказывания;
- дайте характеристику разных видов истин;
- приведите примеры закрепления в Уголовно-процессуальном кодексе РФ гарантий установления истины как цели доказывания
Задание 1.2.3
Изучив положения действующего УПК РФ и специальную литературу, сформулируйте суждение: насколько оправдано перенесение в уголовный процесс философских определений истины и рассмотрения ее как цели доказывания;
Задание 1.2.4
Изучив действующее уголовно-процессуальное законодательство приведите примеры презумпций в доказывании (не менее 5).
Задание 1.2.5
В ходе судебного разбирательства по уголовному делу в отношении Иванова было установлено, что обыск в его квартире, по результатам которого у Иванова было изъято наркотическое средство) произведен с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства. Протокол обыска признан судом недопустимым доказательством, а в отношении Иванова вынесен оправдательный приговор.
Достигнуты ли в данном случае цели доказывания?
Задание 1.2.6
Изучив действующее уголовно-процессуальное законодательство, приведите примеры использования фикций в доказывании.
Задание 1.2.7
Изучив действующее уголовно-процессуальное законодательство, приведите примеры использования преюдиций в доказывании.
Задание 1.2.8
Изучив действующее уголовно-процессуальное законодательство, приведите примеры использования аксиом в доказывании.
Задание 1.2.9.
Весной после таяния снега в лесу около дороги был обнаружен труп неизвестного мужчины. На теле погибшего имелись множественные повреждения, причиненные колюще-режущим орудием. Было возбуждено уголовное дело. Однако, в ходе расследования не удалось установить, что имело место в действительности, поэтому следователь прекратил уголовное дело по п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Достигнута ли в рассмотренной ситуации цель доказывания? Какие следственные и иные процессуальные действия необходимо провести для достижения цели доказывания в данном случае при отработке разных версий?
ЗАДАНИЯ
Задание 1.3.1
Изучив работу Л.Е. Владимирова[3], сформулируйте, как понимались доказательства в период действия Уставов Уголовного судопроизводства (1864г) и определите основные правила доказывания в то время.
Задание 1.3.2
Изучив работу Ю.К. Орлова[4] заполните таблицу:
Виды концепций доказательств | Содержание концепций доказательств |
… | |
Задание 1.3.3
На основе анализа норм УПК РФ и литературных источников, составьте таблицу, в которой опишите соотношение доказательственного права, теории доказательств и доказывания.
Задание 1.3.4
Изучив действующее законодательство и литературные источники, сформулируйте суть философской теории отражения применительно к доказательствам.
Задание 1.3.5
Изучив действующее законодательство и литературные источники, проанализируйте, систему доказательств в розыскном типе уголовного процесса.
Задание 1.3.6
Изучив действующее законодательство и литературные источники, проанализируйте, систему доказательств в состязательном типе уголовного процесса.
Задание 1.3.7
Изучив действующее законодательство и литературные источники, проанализируйте, систему доказательств в обвинительном типе уголовного процесса.
Задание 1.3.8
Составьте и заполните сравнительную таблицу типов уголовного процесса по предлагаемой форме
Тип процесса | Обвинительный | Инквизиционный | Состязательный | Смешанный |
Роль суда | ||||
Система доказательств |
Задание 1.3.9.
Доказательства делились на полные и неполные. Полным доказательством признавалось показания двух свидетелей и признание обвиняемым своей вины. Какому типу уголовного процесса соответствует такие правила доказывания?
Задание 1.3.10.
Стороны обвинения и защиты обладают равными возможностями в собирании и представлении доказательств. Процессуальные функции отделены друг от друга. Какому типу уголовного процесса соответствует такие правила доказывания?
ЗАДАНИЯ
Задание 1.4.1.
Заполните таблицу.
Свойства доказательства | Понятие (определение) свойства |
Задание 1.4.2.
Изучив действующее законодательство и специальную литературу, укажите правовые последствия нарушения правил о допустимости доказательств в уголовном судопроизводстве.
Задание 1.4.3.
Адвокат Ильина, стала свидетелем разбойного нападения, совершенного в отношении ее знакомой Трифоновой, когда они вместе шли по улице.
Трифонова попросила Ильину об оказании ей юридической помощи как потерпевшей в уголовном деле. Между Трифоновой и Ильиной было заключено соглашение. Однако, когда Ильина явилась к следователю, в производстве которого находилось данное уголовное дело, следователь отказал Ильиной в допуске к участию в деле, мотивируя свое решение тем, что Ильина должен быть допрошена в качестве свидетеля по данному делу.
Можно ли допросить адвоката Ильину в качестве свидетеля по делу? Если следователь допросит Ильину в качестве свидетеля, будет ли ее показания допустимым доказательством?
Задание 1.4.4.
Изучив законодательство и литературные источники, опишите правила проверки допустимости доказательств в виде схемы.
Задание 1.4.5.
Изучив законодательство и литературные источники, сформулируйте правило «Об асимметрии использования доказательств» и приведите не менее трех примеров следственно-судебной практики, выключающие указанную ситуацию.
Задание 1.4.6.
Изучив законодательство и литературные источники, сформулируйте правило «О несправедливом предубеждении» и приведите не менее трех примеров следственно-судебной практики, выключающие указанную ситуацию.
Задание 1.4.7.
Изучив законодательство и литературные источники, сформулируйте правило «о плодах отравленного дерева» и приведите не менее трех примеров следственно-судебной практики, выключающие указанную ситуацию.
Задание 1.4.8.
Изучив законодательство и литературные источники, сформулируйте правило о негодном субъекте (недопустимости по субъекту) и приведите не менее трех примеров следственно-судебной практики, выключающие указанную ситуацию.
Задание 1.4.9.
Изучив законодательство и литературные источники, сформулируйте правило о негодном источнике (недопустимости по источнику) и приведите не менее трех примеров следственно-судебной практики, выключающие указанную ситуацию.
Задание 1.4.10
Изучив законодательство и литературные источники, сформулируйте правило о нарушении процедуры собирания доказательств и приведите не менее трех примеров следственно-судебной практики, выключающие указанную ситуацию.
Задание 1.4.11
Изучив законодательство и литературные источники,
Сформируйте и напишите реферат на тему: «Понятие и критерии оценки относимости доказательств».
Задание 1.4.12
Составьте схему признания доказательств недопустимыми по ходатайству со стороны защиты и по личной инициативе следователя на стадии предварительного расследования.
Задание 1.4.13
Изучив законодательство и литературные источники, сформулируйте понятия главного факта, а также, промежуточного и вспомогательного фактов на примере конкретного уголовного дела.
Задание 1.4.14
Изучив работу Юридические основания достоверности доказательств: учебное пособие / под ред. В. А. Томинова; сост. Н. А. Терновский[5] сформулируйте юридические основания достоверности доказательств.
Задание 1.4.15
Несовершеннолетний Львов, обвиняемый в совершении кражи из магазина, был вызван на допрос. Вместе с ним на допрос явились педагог из школы и его мать, признанная законным представителем. В их присутствии Львов отказался от защитника, мотивировав это тем, что не нуждается в защите со стороны адвоката, его интересы будут защищать мать и педагог. Последние против этого не возражали. Отказ от защитника был принят следователем.
В судебном заседании Львов отказался от данных на этом допросе показаний, ничем не мотивировав отказ.
Будут ли показания Львова, данные им в ходе этого допроса, доказательством по уголовному делу? Какие доказательства в уголовном процессе признаются недопустимыми?
Задание 1.4.16
Изучив действующее законодательство, составьте проект ходатайства о признании доказательства недопустимым и постановления о признании доказательства недопустимым.
Задание 1.4.17
В качестве свидетеля по уголовному делу в суде выступал 8-летний Карягин. Защитник обвиняемого заявил, что его показания не могут считаться достоверными, поскольку ребенок не в состоянии правильно воспринять и оценить все происходящее и, кроме того, обладает пониженным зрением.
Верно ли заявление защитника? Что такое достоверность доказательств?
Задание 1.4.18
На основании постановления о проведении проверочной закупки, утвержденного начальником Кировского РУВД г. Новосибирска, было организовано и проведено оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка наркотических средств» в отношении В. В рамках названного мероприятия в тот же день в присутствии понятых П. и Х. был досмотрен покупатель К. Р.А., которому в присутствии тех же понятых для проверочной закупки были переданы денежные купюры не установленного достоинства, с не установленными номерами и сериями. После этого в рамках оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка» закупщик К. Р.А. в сопровождении оперативника Кузнецова С.А. приехали к школе №64 по ул.Чемская,38 в Кировском районе г.Новосибирска, где оперативным работником К.С.А. была задержана и доставлена в Кировское РУВД Вакуленко. В тот же день покупатель К.Р.А., находясь в Кировском РУВД, в отсутствии понятых выдал вещество, являющееся наркотическим средством – героином массой 0,195 грамма, а при досмотре В., проведенного сотрудником Кировского РУВД К. без понятых, были обнаружены и изъяты денежные средства в сумме 2000 рублей.
Были ли в данном случае результаты оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка» получены с нарушением требований закона, и могут ли они быть положены в основу приговоре. Определите допустимость таких доказательств.
Задание 1.4.19.
По уголовному делу о хищении предметов, имеющих особую историческую и культурную ценность, была проведена судебная искусствоведческая экспертиза.
В вопросах, сформулированных в постановлении следователя о назначении судебной экспертизы, так и в итоговой части заключении эксперта (выводах) говорится об исторической и культурной ценности представленных для экспертного исследования картин. В ходе допроса эксперта выяснилось, что он может добавить к выводу о ценности исследованных предметов слово «особая» и считает, что картины имеют особую историческую и культурную ценность.
Обладает ли данное заключение эксперта качеством относимости доказательства? Если нет, то достаточно ли указанных в условии задачи показаний эксперта для исправления процессуальной ошибки?
ЗАДАНИЯ
Задание 1.5.1
Изучив действующее законодательство и ведомственные нормативные акты[6], составьте схему легализации сведений, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности в процесс доказывания по уголовным делам».
Задание 1.5.2
Изучив действующее законодательство и литературные источники, напишите реферат на тему «Правовая природа вещественных доказательств»
Задание 1.5.3
Петрова написала заявление в полицию об ее изнасиловании Ивановым при следующих обстоятельствах. Они познакомились на сайте знакомств в интернете. Иванов представился неженатым полковником полиции. После встречи, Иванов предложил Петровой пойти к нему домой, она согласилась. В доме у Иванова она узнала, что последний женат и работает сантехником. Петрова заявила, что между ними не может быть близких отношений и намеривалась уйти. Однако, Иванов, применил насилие.
Петрова заявила следующие ходатайства:
1) о допросе жены подозреваемого по поводу их взаимоотношений;
2) об истребовании документов, подтверждающих, что подозреваемый неоднократно доставлялся в полицию и привлекался к административной ответственности;
3) об истребовании документов, которые бы подтвердили судимость отца подозреваемого;
4) об освидетельствовании подозреваемого для обнаружения на его теле царапин, полученных в результате сопротивления потерпевшей.
Подлежат ли данные ходатайства удовлетворению? Какие обстоятельства в данном случае составляют предмет доказывания? Будут ли полученные таким образом доказательства относимыми?
Задание 1.5.4
В ходе предварительного расследования обвиняемый отказался от защитника и давал показания в его отсутствии. В судебном разбирательстве он подтвердил показания, данные на предварительном следствии.
Являются ли доказательством сведения, сообщенные обвиняемым?
Вариант 2. В судебном разбирательстве обвиняемый отказался давать показания.
Вариант 3. Судебное разбирательство на основании ч. 5 ст. 247 УПК РФ проводилось в отсутствие подсудимого.
Можно ли в такой ситуации допросить следователя о содержании показаний обвиняемого, данных в ходе расследования дела?
Задание 1.5.5
Расследуя дело о нарушении правил дорожного движения, повлекшем смерть потерпевшего, следователь усомнился в правильности показаний свидетеля, который с большого расстояния в сумерках видел детали происшествия и номер автомашины, сбившей потерпевшего. На запрос следователя отделение гидрометеослужбы предоставило справку, где содержались сведения о времени захода солнца, температуре воздуха, облачности, осадках во время происшествия.
Будет ли такая справка доказательством по данному делу?
Задание 1.5.6
По делу об убийстве Шапрана требовалось допросить лечащего врача обвиняемого. Однако врач отказался явиться для дачи показаний, сославшись на врачебную тайну.
Дайте определение свидетельского иммунитета. Может ли врач отказаться давать показания в отношении своего пациента? Где содержится норма о врачебной тайне?
Задание 1.5.7
Американская полиция использовала в расследовании слова говорящего попугая, который стал свидетелем убийства хозяина. Об этом сообщает Detroit Free Press. По информации издания, Мартина Дурама (Martin Duram) застрелили в его доме в 2015 году. Известно, что житель штата Мичиган перед смертью ссорился со своей женой, 48-летней Гленной. При этом свидетелем их конфликта стал говорящий попугай пары, который воспроизвел следователям слова, предположительно сказанные потерпевшим: «Не стреляй в меня, Гленна», — цитирует птицу Detroit Free Press.
По словам родственников, которые присматривали за попугаем после убийства, он повторял голос владельца и использовал точную интонацию. Гленну задержали, и ей предъявлены обвинения в убийстве мужа.[7]
Являются ли звуки, произнесенные попугаем, доказательством в отечественном уголовном процессе? Если являются, то каким источником доказательств будет являться? Каков рациональный способ фиксации и дальнейшего использования информации, полученной от попугая?
Задание 1.5.8
Козлов был осужден за разбой и убийство из корыстных побуждений. Согласно приговору преступления совершены при следующих обстоятельствах.
Козлов явился на квартиру к жене его знакомого и с целью завладения ценностями убил ее. Затем он обыскал дом и взял обнаруженные им 500000 рублей. Органами следствия и судом в обоснование вывода о виновности Козлова положены его показания на предварительном следствии, в которых он признавал себя виновным в совершении преступлений. Эти его показания, по мнению следствия и суда, объективно подтверждаются протоколом осмотра места происшествия, проверки показаний на месте, показаниями ряда свидетелей, заключениями экспертов.
В судебном заседании Козлов отказался от ранее данных показаний и стал утверждать, что дал их вынужденно, в результате применения к нему насилия. В день происшествия доме у знакомого не был, а находился в доме у своего брата Шапран, где они вместе употребляли спиртные напитки. Шапран подтвердил слова Козлова и утверждал, что он заснул и проснулся в доме вместе с Козловым.
При осмотре места происшествия были обнаружены отпечатки пальцев Козлова. Однако Козлов утверждал в судебном заседании, что был в доме приятеля незадолго до убийства и мог там оставить свои отпечатки пальцев. Муж погибшей подтвердил, что действительно Козлов был ранее в их доме незадолго до убийства.
При проверке показаний на месте Козлов описал механизм преступления, что совпало с иными доказательствами по делу. В суде Козлов сказал, что следователь ему изначально на допросе рассказал, как произошло убийство и он, опасаясь применения к нему насилия, во время проверки показаний все повторил.
Свидетели показали, что Козлов неоднократно высказывался, что погибшая и ее муж «хорошо живут, буржуи и надо бы экспроприировать незаконно ими нажитое».
Каково значение показаний обвиняемого, который признает свою вину? Может ли суд ссылаться в приговоре на показания обвиняемого, данные на предварительном следствии, если в суде он от них отказался? Достаточно ли собранных доказательств по делу для принятия решения? Какое решение примет суд?
Задание 1.5.9
Эксперту Щукину было поручено проведение химической экспертизы. Являясь экспертом в данной области знаний, Щукин, не в полной мере овладел методикой, необходимой для проведения данного исследования. Однако отказаться от дачи заключения он опасался в силу следующих обстоятельств: I) чтобы не проявить свою некомпетентность; 2) чтобы не быть привлеченным к уголовной ответственности за отказ отдачи заключения.
Будет ли считаться допустимым данное доказательство? Может ли эксперт отказаться от дачи заключения? Подлежит ли он ответственности за отказ от дачи заключения?
Задание 1.5.10
Защитник подсудимого адвокат заявил ходатайство о признании недопустимыми результатов взятия образцов для сравнительного исследования, поскольку в качестве понятых были приглашены проходящие практику студенты юридического факультета. По мнению защитника, студенты не должны быть понятыми, поскольку они являются заинтересованными лицами и зависят от следователя.
Подлежит ли удовлетворению данное ходатайство? Какие доказательства признаются недопустимыми?
Задание 1.5.11
Умаров, имея умысел на убийство своего партнера по бизнесу Рогова из корыстных побуждений, в принадлежащем Умарову автомобиле ударил Рогова ножом, а труп закопал в лесу. Органами предварительного следствия автомобиль был признан орудием преступления.
Является ли в данной ситуации автомобиль орудием преступления? Если он является орудием преступления, то подлежит ли он признанию вещественным доказательством по данному уголовному делу? Каков порядок признания вещественного доказательства по уголовным делам?
Задание 1.5.12
На территории городского пляжа был обнаружен труп мужчины с огнестрельными ранениями. На место совершения преступления выехала оперативная группа ОВД. Производя осмотр местности, не входящей в пределы места преступления, сотрудник полиции обнаружил пистолет и принес его следователю.
Будет ли пистолет являться доказательством по уголовному делу? Каким образом он может быть приобщен к уголовному делу?
Задание 1.5.13
Пучков подозревался в злоупотреблении должностными полномочиями. В качестве свидетеля по данному делу была вызвана гражданка Духова, которая явилась на допрос с адвокатом. На вопрос следователя о взаимоотношениях с Пучковым Духова отвечать отказалась, мотивируя это тем, что эти сведения составляют тайну личной жизни. Пучков и Духова оба женаты, поэтому о характере взаимоотношений с Пучковым она не может распространяться. Ее адвокат, сославшись на ч. 2 ст. 79 УПК РФ указал, что свидетель может быть допрошен только о своих взаимоотношениях с обвиняемым, а Пучков является подозреваемым.
Что составляет предмет показаний свидетеля? В данном случае свидетель должен ли давать показания?
Задание 1.5.14
Обвиняемый по уголовному делу признал свою вину в грабеже и раскаялся, однако описать фактические данные, характеризующие время, способ совершения преступления, потерпевшего и похищенные ценности он не смог.
Имеют ли его показания доказательственное значение? Можно ли положить в основу обвинения признание обвиняемым своей вины?
Задание 1.5.15
В качестве доказательства по уголовному делу в суде был представлен протокол обыска в квартире обвиняемого. Обыск осуществлялся без решения суда, однако суд в порядке ч.5 ст.165 УПК РФ признал данное действие не терпящим отлагательство и законным.
Защитник обвиняемого заявил ходатайство об исключении данного протокола обыска недопустимым доказательством, так как в нем отсутствуют время окончания обыска и подпись одного из понятых.
Будет ли этот протокол являться допустимым доказательством по данному уголовному делу?
Задание 1.5.16
В суде рассматривался вопрос о законности задержания гражданина по подозрению в совершении преступления. Для решения данного вопроса в суд были приглашены два оперативных сотрудника, участвовавших в задержании.
Могут ли оперативные работники быть допрошены в качестве свидетелей по уголовному делу?
Задание 1.5.17
Составьте таблицу: чем документ – вещественное доказательство (п. 5 ч. 3 ст. 81 УПК РФ) отличается от иного документа (ст. 84 УПК РФ).
Понятие | Сходства | Различия | Примеры практики | |
Документ -вещественное доказательство | ||||
Иные документы |
Задание 1.5.18
По факту исчезновения известного общественного деятеля следователь, исчерпав все возможные меры к установлению местонахождения исчезнувшего, обратился к экстрасенсу Лилит. Она обрисовала предполагаемое место нахождения его и описала состояние трупа: "Место нахождения трупа расположено в неглубокой речке. Труп мужчины расчленен по линии шеи и нижних конечностей. Части трупа находятся в нескольких мешках. Повреждения есть на груди". Кроме того, было получено сообщение о том, что рыбаки на реке N. какие-то видели мешки. Впоследствии из данной речки были извлечены указанные рыбаками мешки с частями тела, по результатам экспертизы являющиеся частями тела исчезнувшего.
Имеет ли доказательственное значение информа