Тема. Система права и система законодательства
Систематизация нормативных правовых актов
Задание 1.
Изучите структуру Семейного кодекса Российской Федерации. Выпишите из него наименования подотраслей и входящих в них правовых институтов семейного права.
Задание 2.
Используя информационно-справочную систему Консультант Плюс, выберите действующие в Российской Федерации кодексы.
Осуществите их классификацию по отраслям права.
Определите, какие из них содержат нормы материального права, какие - процессуального, а также являются актами, содержащими оба вида ном (смешанные).
Тема. Правоотношение
Задание 1.
Определите, какие из нижеперечисленных отношений регулируются нормами права, а какие возникают вне сферы правового регулирования?
1.Гражданин Косарев приобретает в магазине телевизор.
2.Студент вуза сдаёт экзамен преподавателю.
3.Сотрудник полиции делает замечание гражданину Власову, переходящему улицу в неустановленном месте.
4.Мать даёт сыну поручение сходить в магазин за продуктами.
5.Гражданин Борисов требует от соседа по лестничной площадке не курить в подъезде дома и не бросать окурки на пол.
6.Члены гаражного кооператива на общем собрании требуют от участника этого кооператива Сухомлина внести установленный уставом кооператива паевой взнос.
7.Директор предприятия даёт указания по работе подчинённому сотруднику.
8.Гражданин Носков отправляет почтой письмо гражданину Крутикову.
9.Студент Шустов по просьбе студента Смирнова помогает ему в подготовке к экзамену.
Задание 2.
Определите объекты и участников правовых отношений, возникающих при совершении следующих действий:
1. Заключение договора купли-продажи вещи между гражданами Налимовым и Пичугиным.
2. Подача гражданином Красновым искового заявления в суд о расторжении брака с гражданкой Красновой.
3. Заключение договора на пошив костюма между гражданином и швейным ателье.
4. Задержание работниками полиции гражданина Иванова, совершившего кражу имущества у гражданина Петрова.
5. Государственная регистрация брака между гражданином Павловым и гражданкой Мухиной в районном органе ЗАГС.
6. Заключение договора между Кировской областью и Республикой Коми о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды.
Задание 3.
Определите, какие из нижеперечисленных граждан обладают помимо общей также и специальной правоспособностью и почему?
1. министр Российской Федерации
2. рабочий предприятия
3. пенсионер
4. сотрудник полиции
5. актер театра
6. посол США в России
7. бухгалтер предприятия
8. прокурор района
9. несовершеннолетний гражданин
10. журналист радио и телевидения
Задание 4.
Классифицируйте по волевому признаку следующие юридические факты. Объясните, какие юридические последствия они могут повлечь?
1. рождение гражданина
2. достижение гражданином совершеннолетия (18 лет)
3. вынесение судом решения об установлении отцовства ребенка
4. совершение гражданином преступления
5. насильственная смерть гражданина
6. самоубийство гражданина
7. смерть гражданина вследствие болезни
8. заключение гражданином трудового договора с предприятием
9. лесной пожар
10. вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении гражданина, совершившего преступление.
11. вынесение судом решения о расторжении брака между супругами
12. признание судом сделки купли-продажи квартиры, заключенной между гражданами, недействительной.
Задание 5.
Установите юридические факты, их совокупность (юридический состав), наличие которых необходимо для возникновения следующих правоотношений.
1. Вступление мужчины и женщины в брак.
2. Поступление гражданина в высшее учебное заведение.
3. Начисление гражданину пенсии.
4. Рассмотрение в суде спора между предприятием и гражданином о восстановлении последнего на работе в связи с незаконным увольнением.
5. Предъявление гражданину обвинения в совершении преступления.
6. Приобретение гражданином имущества по наследству.
7. Помещение гражданина в исправительное учреждение.
8. Выплата страховой компанией страхового возмещения владельцу имущества, утраченного в результате стихийного пожара (вариант - кражи).
Тема. Реализация норм права
Задание 1.
В каких из нижеперечисленных жизненных случаях для достижения необходимого правового результата требуется применение соответствующих правовых норм компетентными органами?
Объясните - почему?
1. Приобретение гражданином в собственность квартиры.
2. Создание группой граждан ООО.
3. Вступление гражданина в брак.
4. Покупка гражданином мебели в магазине.
5. Ремонт автомобиля на станции технического обслуживания.
6. Поступление гражданина в высшее учебное заведение.
7. Поступление гражданина на работу в акционерное общество.
8. Расторжение супругами брака.
9. Приобретение муниципальным медицинским учреждением оборудования для операционной.
10. Создание общественной организации.
11. Покупка охотничьего оружия в магазине.
12. Взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
13. Установление родовой фамилии.
Задание 2.
Определите, какие из нижеперечисленных официальных документов являются правоприменительными актами, объясните почему?
К какому виду юридических документов следует отнести прочие документы?
1. Протокол о совершении гражданином административного правонарушения.
2. Постановление начальника РОВД (полиции) о наложении административного взыскания на гражданина.
3. Протокол судебного заседания.
4. Постановление следователя о возбуждении уголовного дела по факту совершения кражи.
5. Предписание инспектора государственного пожарного надзора об устранении нарушения правил пожарной безопасности.
6. Указ Президента Российской Федерации о приеме в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина.
7. Приказ руководителя государственного органа о наложении на подчиненного ему государственного служащего дисциплинарного взыскания.
8. Постановление Конституционного суда Российской Федерации о признании не соответствующим Конституции постановления Правительства Российской Федерации.
9. Определение районного суда о принудительном приводе в судебное заседание свидетеля.
10. Исковое заявление о расторжении брака, поданное гражданином в суд.
Тема. Толкование норм права
Задание 1.
Дайте грамматическое, логическое и специально-юридическое толкование следующих правовых норм.
1. Часть 1 статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Часть 1 статьи 12 Семейного кодекса Российской Федерации
3. Статья 62 Трудового кодекса Российской Федерации.
Задание 2.
Какой вид толкования по объему (буквальное, расширительное или ограничительное) может быть применен при уяснении содержания следующих правовых норм.
1.Часть 1 статьи 22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Часть 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Часть 1 статьи 484 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4. Часть 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации
5. Статья 69 Трудового кодекса Российской Федерации.
ЗАДАЧИ
по дисциплине «Теория государства и права»
На основании знаний по дисциплине «Теория государства и права» решите следующие задачи.
№ 1.
Учащиеся 5 класса средней школы № 67 города Иванова Селиванов Илья и Верхорубов Денис, около 20.00 19 июля 2002 года находясь на городском пляже увидели кроссовки и спортивный костюм, оставленные без присмотра учеником 6 класса этой же школы Мухачевым Михаилом, и решили их похить. Селиванов И. взял себе кроссовки, а Верхорубов Д. – костюм.
Следователем Заречного РОВД гор. Иванова Митяшиным П.А. в возбуждении уголовного дела было отказано.
Почему следователь отказал в возбуждении уголовного дела? Обоснуйте свой ответ.
№ 2.
Житель села Троицкого Кировской области Промошев Семен Анатольевич, 47 лет, 12 февраля 2013 года обратился в отделение полиции с заявлением о привлечении к уголовной ответственности соседа Зотова Марка Прокопьевича, 42 лет, за то, что она в апреле 2012 года взял у него в долг на два месяца 30.000 рублей и не вернул.
Содержит ли данная жизненная ситуация признаки правонарушения? Если да, то в какой сфере общественных отношений оно совершено? Охарактеризуйте его объективную сторону.
№ 3.
В судебном заседании по рассмотрению жалобы Васильева О.Д. на действия инспектора ГИБДД Сафронова И.В., который 23 марта 2002 года составил в отношении Васильева О.Д. протокол о нарушении правил дорожного движения – проезд перекрестка на красный сигнал светофора - Васильев О.Д. в обоснование своих доводов сослался на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 16 от 21 ноября 2001 года, по рассмотрению аналогичного дела, которое была опубликовано в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации № 12 за 2001 год.
Судья Карнавин Н.А. не принял во внимание доводы Васильева О.Д. при вынесении решения по делу.
Правильно ли поступил судья ? Обоснуйте свой ответ.
№ 4.
Грибова М.П. 1947 года рождения обратилась в отдел социального обеспечения с заявлением о назначении ей пенсии по возрасту. При проверке документов инспектор Аверкина В.С. обнаружила, расхождения в написании имени Грибовой М.П. в паспорте и трудовой книжке: в паспорте указано Мария, а в трудовой книжке Марья.
Аверкина В.С. попросила Грибову М.П. предоставить ей свидетельство о рождении Грибовой М.П.
Однако, Грибова М.П. отказалась это сделать, мотивируя свой отказ тем, что свидетельство о рождении ею утеряно, и написала жалобу на Аверкину В.С, которая по ее мнению требовала предоставления ненужного для начисления пенсии документа.
Права ли Аверкина В.С.? Обоснуйте свой ответ.
№ 5.
Студенты 5 курса юридического факультета ВГГУ Пономарев Т.Ю. и Светлов Ф.А. в процессе работы над статьей «Компьютерное право России – право будущего» изучили значительное количество нормативных правовых актов различной юридической силы. Используя имеющиеся материалы, они подготовили книгу «Компьютерное право Российской Федерации. Сборник нормативных правовых актов». В нем они разместили акты в хронологическом порядке в соответствии с их юридической силой. Однако, директор ООО «Печатное дело», куда Светлов Ф.А. и Пономарев Т.Ю. обратились для того чтобы напечатать книгу, отказал им, мотивируя отказ тем, что студенты не имеют права на составление такого сборника.
Прав ли директор ООО ? Мотивируйте свой ответ.
№ 6.
Ведущий специалист отдела кадров департамента здравоохранения Лебедева О.Ф. при подготовке проекта должностной инструкции специалиста 1 категории Цыбиной П.Л. использовала текст научно-практического комментария к Трудовому кодексу Российской Федерации имеющийся в базе данных системы «Гарант». При подписании документа начальник департамента Шавров Н.Д. спросил у Лебедевой О.Ф. о том, каким источником права она пользовалась. Лебедева О.Ф. ответила, что официальным.
Согласны ли Вы с Лебедевой О.Ф.? Почему?
№ 7.
3 мая 2013 года в 18.00 на территории садоводческого общества «Строитель – 2», расположенного в Кирово-Чепецком районе Кировской области произошел пожар, в результате которого сгорел сарай, расположенный на участке Блинова Т.В.
В результате дознания было установлено, что причиной пожара был поджег, совершенный Крапивиным Владимиром и Блиновой Ольгой, учащимися 2 класса, которые решили опытным путем добыть огонь с помощью лупы и сухой травы, растущей у стены сарая.
Проанализируйте данную жизненную ситуацию.
Содержит ли данная жизненная ситуация признаки правонарушения? Если да – охарактеризуйте объективную сторону правонарушения.
№ 8.
Тарасов П.Я. 14 июня 2002 года заключил договор подряда с Дрошевым Л.М. по которому Дрошев Л.М. должен был до 20 июня 2002 года застеклить лоджию в квартире Тарасова П.Я., расположенную на 6 этаже девятиэтажного кирпичного дома. При этом Тарасов П.Я. обязался выплатить Дрошеву Л.М. вознаграждение в размере 4.000 рублей.
Дрошев Л.М. получил предоплату в размере 1.500 рублей и 15 июня 2002 года приступил к работе.
17 июня 2002 года, возвращаясь домой, Дрошев Л.М. при переходе проезжей части на зеленый сигнал светофора был сбит автомобилем ГАЗ-69 и получил перелом руки, в связи с этим не смог выполнить обязательство перед Тарасовым П.Я.
Виновен ли Дрошев Л.М. в неисполнении обязательств? Мотивируйте свой ответ.
№ 9.
Несовершеннолетние Васильев Максим, Охапкин Геннадий, Сараев Андрей и Петров Сергей, 29 июля 2002 года, в 23.25, выломав две доски в заборе, проникли на территорию плодово-ягодного совхоза «Урожай», и похитили два мешка груш, общим весом 30 килограмм, причинив совхозу ущерб на общую сумму 90 рублей.
Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения. Выделите отдельно основные и факультативные элементы.
№ 10.
Несовершеннолетние Васильев Максим и Охапкин Геннадий, зная что 29 октября 2002 года на третьем уроке, в 9 классах будет проводиться контрольная работа по русскому языку к которой они не были готовы, попросили своего знакомого Ершова Владимира, учащегося СПТУ № 12 в 9.30 утра позвонить в школу и сообщить о заложенном в здании школы взрывном устройстве. Ершов выполнил просьбу Васильева и Охапкина. В результате занятия в школе были отменены.
Как в данном случае выражена субъективная сторона правонарушения? Выделите факультативные элементы.
№ 11.
Житель села Лекомского, Слободского района Кировской области Прохоров Сергей Игнатьевич, 67 лет 10 апреля 2013 года обратился в отделение полиции с заявлением о привлечении к уголовной ответственности соседки Зоновой Марии Петровны, 12 лет, за то, что она с начала апреля 2013 года каждый день с 8 часов утра до 9 часов вечера включает на своем участке магнитофон с музыкальными записями, не давая ему отдыхать.
Содержит ли данная жизненная ситуация признаки правонарушения? Если да – определите в какой сфере общественных отношений оно совершено. Охарактеризуйте его субъективную сторону.
№ 12.
Перевалов Иван после окончания средней школы подал свои документы для поступления в сельскохозяйственную академию, т.к. решил стать охотоведом. Успешно сдав экзамены, он поступил на 1 курс. Его одноклассник Савин Николай подал документы в медицинскую академию, потому что его родители работали врачами и очень хотели, чтобы Николай тоже стал врачом. Николай же хотел, как и Иван быть охотоведом, поэтому подал документы и в сельхозакадемию. Экзамены в медицинскую академию Николай сдавать не стал, но при этом поступил на факультет охотоведения в сельхозакадемию.
Родители Николая были недовольны. Но сын убедил их, что поступил правильно, так как воспользовался имеющимся у него правом.
О каком праве говорил Николай? Дайте его определение.
№ 13.
Знаменитый средневековый юрист Шасене, президент Прованского парламента, приобрел свою известность, защищая крыс, которых призвал к суду Отенский епископ за распространение заразных болезней. Шасене свою речь начал с того, что не все крысы получили повестки в суд по причине распространенности их места жительства. Помимо этого, крысы боятся кошек, а в здании суда жило два кота. И наконец, Шасене потребовал, чтобы крыс судили каждую в отдельности, персонально.
Возможен ли подобный процесс в настоящее время, почему?
№ 14.
Студент юридического факультета Матвеев Евгений рассказал своему другу, студенту строительного факультета Прохорову Роману о том, что в мире есть страны, где право создается судами. Там суды могут разбирать разные категории дел, однажды вынесенное судом решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. А также есть страны, где судья наоборот не обязан следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного суда и (или) конституционного суда. При этом высшие судебные органы не имеют права создавать новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативных правовых актах.
К каким правовым семьям относятся государства о которых рассказывал Евгений? Имеют ли эти семьи сходство и в чем?
Задания для самопроверки