Тема №6 «Система права и система законодательства»

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Система права.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей в системе права.

3. Система Российского права

4. Отрасли права.

5. Понятие и систематизация законодательства.

Задания

Общие

1. Составьте глоссарий по изучаемой теме.

2. Сделайте краткий конспект по теме «Система права и система законодательства».

3. Покажите схематично соотношение понятий институт права, отрасль права и подотрасль права; соотношение системы права и системы законодательств; предмет и метод правового регулирования; различия между системой права и системой законодательства; правовые системы ( семьи) и их характеристика.

4. Укажите, для какой отрасли права в набольшей мере характерен поощрительный метод: уголовное, трудовое, семейное право.

Индивидуальные

1. Подготовьте презентацию по данной теме.

2. Составьте тест по данной теме (15-20 вопросов.).

Вопросы для самопроверки

1. Основные черты и элементы системы права .

2. Виды отраслей права: частное и публичное, материальное и процессуальное.

3. Общая характеристика отраслей права.

4. Институт права: понятие и виды.

5. .Отраслевые и межотраслевые институты права.

6. Взаимосвязь системы права и системы законодательства.

7. Каковы отличия между понятиями «отрасль», «подотрасль», «институт» права?

8. Почему норма считается основной системой права?

9. Назовите основные отрасли российского права. Дайте краткую характеристику каждой отрасли права?

10. Взаимосвязь и различие между понятиями «система права» и «правовая система».

11. Какая задача при характеристике системы права отводится методу правового регулирования и специальным отраслевым методам?

12. Понятие мировой правовой системы. Какие подходы по типологии мировой правовой системы Вам известно?

Форма контроля преподавателя:

· проверка наличия конспекта, составленного теста по теме «Система права и система законодательства», и определений по данной теме.

· вопросы в рубежном тесте №1.

· проверка творческих заданий, выполненных студентами;

· проверка индивидуальных и общих заданий выполненных студентами.

Литература и другие информационные источники

для самостоятельного изучения

Основные учебники и учебные пособия

1. Правоведение / под ред. М.Б.Смоленского. – 3-е изд., испр. и доп.- М. : Дашков и К : Академцентр, 2008. - 480 с.

2. Правоведение : учеб. пособие / под ред. Г.Н.Комковой. - М. : Проспект, 2011. - 256 с.

Словари, справочники, энциклопедии

1. Большой юридический словарь Под ред. А.Я. Сухарева М.: ИНФРА-М, 2009.- 858 с.

2. Большая юридическая энциклопедия. – М.: «АСТ Москва, АСТ, Астрель».- 2009.-640 с.

Учебная литература ЭБС «Лань»

1. Кененова И.П., Сидорова Т.Э., Правоведение. [электронный ресурс]: конспект лекций / И.П. Кененова., Сидорова Т.Э.– М.: Юрайт, 2010.

2. Соловьев А.А. Правоведение [электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / А.А. Соловьёв – «А-Приор», 2008.

Дополнительная

1. Правоведение в схемах и определениях : учеб. пособие / Ю. А. Ежов. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 448 с.

2. Правоведение / под ред. С.Н.Попова, Н.А.Ульяновой. – Барнаул : Изд-во АГАУ, 2006. - 323 с.

3. Правоведение : учебник для вузов / под ред. О.Е.Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. - 408 с.

4. Теория государства и права : учебник для вузов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2006. - 541 с

5. Теория государства и права / А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарева. - М.: Форум-инфра-М, 2009. - 624 с.

6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 768 с

7. Электронный учебник Правоведение/ под ред. С.С. Мазляна, Н.И. Косяковой, 2011г.

Интернет-ресурсы

1. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia

Справочно-правовые системы

1.СПС «Гарант»

2.СПС «Консультант +»

3.СПС «Кодекс».

Тема №7 «Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность»

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Понятие и виды правомерного поведения.

2. Правомерное поведение: понятие содержание виды.

3. Понятие и признаки правонарушения.

4. Состав правонарушения.

5. Виды правонарушений.

6. Социальная природа и юридическая характеристика правонарушения.

7. Борьба с правонарушениями и их предупреждение органов внутренних дел в борьбе с правонарушениями.

8. Юридическая ответственность как вид социальной ответственности.

9. Цели, функции, принципы юридической ответственности.

10. Понятие, признаки юридической ответственности, ее отличие от других правонарушений государственного принуждения.

11. Виды юридической ответственности.

Задания

Общие

1. Составьте глоссарий по изучаемой теме.

2. Сделайте краткий конспект по теме «Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность».

3. Что регулирует перечисленные ниже общественные отношения: право или мораль?

1) Гражданин Плюшкин каждый день приходит домой после 00:00.

2) Рабочий день Плюшкина с 8:00 до 17:00.

3) Плюшкин не уступает место в автобусе бабушкам.

4) Плюшкин оплачивает проезд в общественном транспорте.

5) Плюшкин платит алименты на своего несовершеннолетнего сына.

6) Плюшкин не дарит подарки на день рождения своему сыну.

7) Начальник отдела кадров Ушкина рассказала своей подруге, что Плюшкин – бесчестный человек.

8) Начальник отдела кадров Ушкина так же рассказала своей подруге о семейном положении Плюшкина, его хронических заболеваниях, заработной плате и дате рождения.

4. Можно ли обвинить в совершении правонарушения лицо, лишенное свободы выбора в конкретной ситуации.

5. Сравните объективную и субъективную стороны правонарушения.

6. Определите форму вины: « лицо сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но допускает их наступление»: прямой или косвенный умысел; преступление легкомысленное как разновидность неосторожности.

7.Покажите схематично соотношение таких понятий, как « преступление» и « правонарушение».

8. Каковы различия между мерами юридической ответственности и иными мерами государственного принуждения.

9. Подчеркните, какая из названных мер принуждения выступает в форме юридической ответственности: - взыскание алиментов на содержание ребенка; лишение прав на ведение охоты; запрет выезжать из населенного пункта в связи с подпиской о невыезде.

Индивидуальные

1.Определите, какие правонарушения совершены в перечисленных ниже случаях, и какой вид ответственности за них следует:

1) Буфетчица Иванова продавала спиртные напитки несовершеннолетним;

2) Студент Булкин систематически не посещает занятия в ВУЗе;

3) Бухгалтер Ушкина рассказала о размерах и источниках прибыли своего работодателя конкурирующей фирме;

4) Слесарь Кошкин в рабочее время распивал спиртные напитки в цехе;

5) Водитель Пушкин сбил пешехода Сидорова.

6) Завод «Х» загрязняет окружающую среду (выбрасывает вредные вещества в атмосферный воздух);

7) Петя (10 лет), Коля (14 лет), Вадик (16 лет) ловят кошек и жестоко с ними обращаются.

2. Игнашин систематически добывал речную рыбу с применением взрывчатых веществ. Во время очередного «глушения» рыбы динамитом он был задержан.

Проанализировав ситуацию, решите вопрос об ответственности Игнашина. Какие дополнительные обстоятельства могут повлиять на вид ответственности в данном случае?

3. Подберите примеры правомерного поведения:

а) действия; б) бездействия; в) общественно-полезного; г) не являющегося общественно-полезным, но правомерного; д) соблюдения норм; е) исполнения норм; ж) использования прав; з) правоприменения; и) конформистского; к) основанного на страхе; л) исходящего из активного желания действовать правомерно.

4. Приведите 2-3 примера правонарушения. Покажите наличие в ваших примерах обязательных признаков правонарушения.

При наличии каких признаков причинение смерти человеку будет правонарушением? При отсутствии каких обязательных признаков правонарушения причинение смерти человеку не будет считаться правонарушением?

5. Решите следующие задачи:

Задача 1.В сентябре 1996 г. Е.Панкратов совершил разбойное нападение. Суд над Панкратовым состоялся в апреле 2001 г. В момент совершения преступления Панкратовым на территории РФ действовал Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 января 1961 г. и предусматривающий в качестве наказания за разбой лишение свободы на срок от 3 до 10 лет. С 1 января 1997 г. был введен в действие новый УК РФ, где в качестве наказания за разбой предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 8 лет. Какой максимальный срок лишения свободы может быть назначен судом Панкратову за совершенное им преступление?

Задача 2.Раскройте состав данного правонарушения. Находясь в спортивном тире, В. и Д. вели беседу, во время которой В. бесцельно размахивал пистолетом. Неожиданно произошел выстрел, в результате которого Д. получил ранение в руку.

Задача 3.Раскройте состав данного правонарушения. С. убил своего брата ударом металлического прута по голове, чтобы одному распорядиться имуществом, оставшимся в качестве наследства от отца.

Задача 4.Какое из четырех обстоятельств может оказать влияние на объем дееспособности гражданина:

1) возраст гражданина — 18 лет;

2) перелом руки;

3) психическое заболевание;

4) российское гражданство.

Задача 5.Рабочий завода «Гидропривод» Игорь Кирьянов отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины в течение двух недель.

Какое правонарушение он совершил?

Задача 6.Боков обратился в юридическую консультацию за разъяснениями по поводу возможного административного взыскания, которое он может понести за совершенное правонарушение.

Должен ли учитывать это разъяснение суд при назначении Бокову взыскания за данное правонарушение? Поясните.

1. Объясните следующие термины:

-правонарушение;

- преступление;

- проступок;

- юридическая ответственность.

Задача 7. Школьники 10 класса Игорь и Саша решили покататься на лодке. Заехав в глубокое место, Игорь предложил Саше искупаться. Тот отказался, так как не умел плавать. Однако Игорь в шутку столкнул Сашу в воду, пообещав научить плавать. Саша захлебнувшись, пошел ко дну. Найти и вытащить его Игорю не удалось.

Было ли совершено преступление? Охарактеризуйте его состав.

Задача 8. Сухотина из окна своей квартиры, находящейся на 5 этаже одного из домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку. Банка попала в лицо Афониной, проходившей по улице. В результате пострадавшая лишилась левого глаза.

Виновна ли Сухотина в наступивших последствиях? Какова форма её вины? Охарактеризуйте элементы состава преступления.

6. Заполните схему «Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность».

  Тема №6 «Система права и система законодательства» - student2.ru Тема №6 «Система права и система законодательства» - student2.ru Тема №6 «Система права и система законодательства» - student2.ru    
 
  Тема №6 «Система права и система законодательства» - student2.ru Тема №6 «Система права и система законодательства» - student2.ru Тема №6 «Система права и система законодательства» - student2.ru Тема №6 «Система права и система законодательства» - student2.ru Тема №6 «Система права и система законодательства» - student2.ru обстоятельства, исключающие юридическую ответственность Тема №6 «Система права и система законодательства» - student2.ru Тема №6 «Система права и система законодательства» - student2.ru    
   
   
 
         

Вопросы для самопроверки

1.Признаки правомерного поведения и его виды?

2. Понятие правонарушения.

3. Признаки правонарушения.

4.Состав правонарушения.

5. Понятия преступления.

6. Проступок и его виды.

7. Отличие преступления от административного проступка.

8. Какие формы вины вы знаете?

9. Перечислите обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

10. Понятие юридической ответственности и функции юридической ответственности.

11. Назовите виды юридической ответственности.

12. Какие признаки юридической ответственности Вы знаете?

Форма контроля преподавателя:

· проверка наличия конспекта по теме «Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность», и определений по данной теме

· вопросы в рубежном тесте №1.

· проверка творческих заданий, выполненных студентами.

· проверка выполненных индивидуальных и общих заданий.

Литература и другие информационные источники

для самостоятельного изучения

Наши рекомендации