Процессуальное право. Классификация отраслей права. Система права и система законодательства, их соотношение. Система права и правовая система

Система права включает в себя следующие элементы:

— нормы права;

— субинституты права;

— правовые институты;

— подотрасли права;

— отрасли права;

— крупные структурные образования (общности), объединяющие группы отраслей, — материальное и процессуальное право, частное и публичное право и др.

Группировка отраслей права в две категории отрасли публичного и частного права восходит к эпохе Древнего Рима. Римский юрист Ульпиан (II—III вв.) считал, что публичное право охраняет общие интересы государства, а частное — интересы отдельных лиц. Каждое из этих подразделений системы права объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права. Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права, а частное право обслуживает потребности людей, возникающие на основе имущественных и личных неимущественных отношений, гражданское, семейное, международное частное право. Они сформировались как относительно самостоятельные сферы регулирования и отражают особенности предмета и метода регулирования.

Однако деление отраслей права по критерию — чьи интересы охраняют и защищают данные отрасли права — весьма условно, поскольку даже в таких, сугубо частных сферах, какими являются семейное и трудовое право, допускается вмешательство государства. Так, дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению государственных или общественных организаций, а также по иску прокурора (ст. 59 СК РФ). При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства, т.е. государственный орган (ст. 65 СК РФ). Решения комиссии по трудовым спорам исполняются судебными приставами в принудительном порядке, если оно не было исполнено в установленный срок (ст. 389 ТК РФ).

В настоящее время для членения права на частное и публичное используется критерий, разработанный еще Ульпианом, и одновременно указывается, что для публичного права характерны следующие черты:

1) императивность норм;

2) ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов;

3) иерархические отношения субъектов публичных отношений;

4) одностороннее волеизъявление субъектов;

5) широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц;

6) санкции преимущественно штрафного (карательного) характера;

7) большая степень централизованного урегулирования.

Частному праву присущи следующие особенности:

1) равенство субъектов правоотношений;

2) диспозитивное содержание правового регулирования;

3) свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов;

5) самоответственность по своим обязательствам и действиям;

6) правовосстановительные санкции;

7) децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в гражданском праве, условия авторского договора и т. д.).

Иногда в качестве особенностей частного права называют широкое использование договорной формы регулирования отношений. Однако в последнее время договор достаточно широко используется и в сфере оформления публичных отношений.

Надо отметить, что не все национальные системы права знают деление права на частное и публичное, например, английское право выделяет в системе права общее право, право справедливости и статутное право.

В системе права различают две группы правовых общностей — материальное и процессуальное право.

Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальное отношения, а процессуальное право порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений.

Материальное право представлено большинством отраслей — гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей — например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое — в составе гражданского права, космическое и атомное право — в составе международного права.

Процессуальное право, имея много общего с материальным правом, в то же время отличается от него. Главные отличия состоят в следующем.

Процессуальное право представляет собой обслуживающую отрасль, организационную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права. Юридический процесс есть форма реализации деятельности всех трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной, выражаемая в последовательных стадиях прохождения отдельных видов этой деятельности;

— придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивается государственным принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь признание юридического акта недействительным;

— направлено на достижение конкретного юридического результата — защиту субъективного права, создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта, выборы депутатов и т. д.;

— регулирует правовые общественные отношения, которые уже являются правовыми под воздействием норм материального права. Материальное право, регулируя общественные отношения, придает им юридическую форму.

Процессуальное право, несмотря на его обслуживающий характер, принято относить к фундаментальным, базовым юридическим категориям, поскольку без этого права невозможно обеспечить законность в деятельности отдельных органов и лиц, порядок осуществления ими норм материального права.

Выделение тех или иных отраслей права тоже относится к дискуссионным проблемам. Например, С. С. Алексеев выделяет три звена отраслей: профилирующие, базовые отрасли. К ним относят конституционное право, три материальные отрасли — гражданское, административное, уголовное право и соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административное процессуальное и уголовно-процессуальное. Специальные отрасли, где юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества, — трудовое, земельное, финансовое право, право социального обеспечения, семейное, уголовно-исполнительное. Комплексные отрасли, которые соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей, например экологическое, информационное, предпринимательское право.

С этой классификацией можно соглашаться или нет. Но она недостаточно обоснована.

Иногда выделяют первичные отрасли, к которым относят так называемые традиционные отрасли и производные, выделившиеся из традиционных отраслей (вторичные). К первичным относят государственное, уголовное, гражданское право и две процессуальные отрасли — уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное. Из государственного права выделились в самостоятельные отрасли административное, финансовое право, из гражданского — семейное, трудовое. Но появился и третий ряд — отрасли, выделившиеся из «вторичных», например право социального обеспечения, выделившееся из трудового права.

Наибольшее распространение получило выделение следующих отраслей: конституционное право; административное право; финансовое право; гражданское право; семейное право; трудовое право; право социального обеспечения; земельное право; экологическое право, которое состоит из двух частей — природоохранного и природоресурсного права; уголовное право; уголовно-исполнительное право; уголовно-процессуальное право; гражданское процессуальное право.

В последние годы наблюдаются процессы как дифференциации, так и интеграции в системе права. В частности, помимо традиционных процессуальных отраслей — уголовно-процессуального и гражданского процессуального права, выделяются арбитражный процесс, административный процесс, конституционный; выделяется коллизионное право, из финансового права выделяются в качестве подотрасли — налоговое, бюджетное, банковское право. Интеграционные процессы объясняются усложнением общественных отношений, возникновением, изменением и прекращением ряда правоотношений, изменением правового мышления и другими факторами.

Новым является расширение правовой системы государства за счет включения в нее международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Наблюдается также интеграция правовых систем государств — членов СНГ, а также европейского права в правовые системы стран — членов Совета Европы. При этом успешно сосуществуют идеи и нормы континентального и общего (прецедентного) права, принципы суверенитета и наднациональности.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой выражения права.

Авторы данного определения исходят из широкого понимания законодательства, но в узком смысле оно предполагает только совокупность законов.

Независимо от понимания законодательства система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. И то и другое определяются социальными факторами — экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Вместе с тем они различаются между собой.

Обычно называются следующие различия между системой права и системой законодательства.

Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате целенаправленной деятельности.

Система права, представляя собой внутреннюю его структуру, является структурой содержания права, в то время как система законодательства выражает структуру формы права.

Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативный правовой акт.

Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства. Последняя должна в максимальной степени соответствовать системе права: процессы, происходящие в системе права, в том числе интеграция, дифференциация, расширение или сужение сферы правового регулирования, неизменно отражаются и на законодательстве. Иначе говоря, система права служит важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов. Одним словом, система права строится строже, чем система законодательства.

В отличие от системы права, построенной главным образом на горизонтальных связях между входящими в нее элементами, т. е. на отраслевых различиях, система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также федеративную систему законодательства, которая включает акты федерального законодательства и акты субъектов Федерации.

В литературе в систему законодательства включают комплексные образования, построенные по признаку функционального назначения или по признаку сферы государственного управления. К таким образованиям относятся законодательство хозяйственное, таможенное, аграрное и др. Следовательно, возможно существование отрасли законодательства без соответствующей отрасли права, когда законодательный акт состоит из сочетания норм различной отраслевой принадлежности — административного, гражданского, трудового права, например Федеральные законы от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. 1996 г.), от 17 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (в ред. 1995 г.), транспортное законодательство.

Идеальным вариантом является совпадение системы законодательства и системы права.

Нередко сравнивают категории «система права» и «правовая система». Последняя шире первой и охватывает весь спектр правовых явлений в обществе. В структуре правовой системы принято выделять три главных компонента: действующее право (в том числе систему права), юридическую практику, правовую идеологию, господствующую в данном обществе.

В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Наши рекомендации