Тема «Система права и система законодательства».

1. Система права.

2. Система законодательства.

1. Система права.

Система права – это совокупность норм, институтов, отраслей права, объединенных и дифференцированных в определенную систему (единую целостность).

Система предполагает свойства согласованности, упорядоченности, противоположность разрозненному и хаотичному. Система – это целое, включающее определенные элементы между собой.

Первичным элементом системы права является норма права. Каждая норма устанавливает конкретное правило поведения, определяющее права и обязанности сторон. Общественные отношения носят сложный по своей природе характер. Различные социальные связи меняются, пересекаются, перетекают одна в другую. Для того, чтобы право выполняло функцию универсального регулятора, чтобы правовое регулирование могло достичь поставленных целей, нормы права должны быть взаимосвязаны, объединяться в группы и при этом соответствовать реально складывающимся общественным отношениям.

Многочисленные нормы интегрируются в систему, располагаясь в ней по определенным критериям, и образуют институты и отрасли. Критерий деления системы – предмет правового регулирования и метод.

Предмет правового регулирования – это конкретное общественное отношение, регулирующееся нормами права (имущественные, личностные, управленческие и т.д.). Предмет отвечает на вопрос: «что регулирует право»?

Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения. Отвечает на вопрос: «как»?

Основные методы: императивный и диспозитивный.

Право подразделяется на отрасли, институты и нормы.

Норма права– это общеобязательное формально определенное правило поведения общего характера, установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование конкретных общественных отношений.

Институт права– это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт наказания в уголовном праве, институт избирательного права в конституционном праве и т.д.).

Отрасль права – это совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения. Может включать несколько институтов права. Различаются материальные (ГП, УП, АдмП) и процессуальные (ГПП, УПП) отрасли права.

Можно говорить также оподотраслях права (например, подотрасль права интеллектуальной собственности отрасли гражданского права) и о подинститутах права (например, подинститут авторского права на программы для ЭВМ и базы данных института авторского права подотрасли интеллектуальной собственности отрасли гражданского права).

Необходимо помнить, что право — явление целостное, где все элементы находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Рассмотрение структурных элементов в обособленном состоянии необходимо для более четкого уяснения сущностных моментов права.

«… юридическое своеобразие подразделений структуры права выражается в показателях троякого рода: регулятивные свойства (метод регулирования, приемы воздействия, механизм и т.д.), интеллектуально-волевое содержание (принципы права, общие положения и прочее), внешняя форма права (известная обособленность в законодательстве).

...как бы ни была сложна иерархичная структура в праве, ее стержнем является главная структура, выраженная в строении права, его дифференциации на нормы, институты, отрасли... . Кроме норм, институтов, отраслей есть и такие, не всегда необходимые правовые образования, как субинституты и подотрасли. Особое внимание в правовой системе занимают правовые принципы». (Алексеев С.С. Структура советского права. Изд-во «ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» М., 1975. С. 22-23).

2. Система законодательства.

Система законодательства – это совокупность НПА, отражающих содержание и структуру права. Она является внешним выражением системы права, а та, в свою очередь, реализуется в системе законодательства.

Система законодательства, как и система права, отражает развитие и динамику реально складывающихся отношений. Она складывается в результате издания и систематизации НПА, содержащих нормы права.

Система законодательства формируется компетентными государственными органами, поэтому в зависимости от объема полномочий каждого конкретного органа, издающего НПА, в зависимости от характера и специфики общественного отношения, которое регламентирует НПА, можно выделить несколько подходов к рассмотрению структуры системы законодательства.

Различаются горизонтальная, вертикальная, федеративная и комплексная системы законодательства.

1. По предмету правового регулирования выделяется горизонтальное (отраслевое) строение законодательства. На основании этого критерия выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное, гражданское, уголовное законодательство и т.д.).

2. По юридической силе и полномочиям правотворческих органов выделяется вертикальное строение системы законодательства. Во главе НПА РФ стоит Конституция РФ, затем идут законы, далее — указы Президента РФ, Постановления Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты местных органов, локальные нормативные акты.

3. По структуре государственного устройства выделяется федеративное строение системы законодательства. Можно выделить три уровня нормативно-правовых актов в РФ: федеральное законодательство (Конституция РФ, законы РФ, акты президента РФ, правительства РФ и другие нормативные акты федеральных органов); законодательство субъектов Российской Федерации (конституции, уставы, законы, постановления правительства республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

4. В зависимости от объекта правового регулирования, его сложности и специфики, а также в зависимости от системы государственного управления можно выделить комплексные образования в системезаконодательства (транспортное, природоохранное законодательство и т.д.).

Тема «Правовая система».

1. Понятие и структура правовой системы. Критерии классификации.

2. Публичное и частное право.

3. Романо-германская правовая система.

4. Англосаксонская правовая система.

5. Религиозная правовая система. Мусульманское право.

6. Обычное, традиционное право. Социалистическая правовая система.

1. Понятие и структура правовой системы. Критерии классификации.

Правовая система – это система всех правовых явлений общества на том или ином этапе его развития, комплексная характеристика правовой жизни общества.

Это организованная совокупность всех правовых явлений общества, комплекс таких явлений. Все элементы правовой системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом и только вместе образуют сложный правовой феномен. Правовые системы (семьи) формируются в процессе культурного развития народа.

Понятие «правовая система» включает в себя закономерности и особенности существования и развития следующих правовых явлений (элементов):

1. Субъекты права: люди (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) и их объединения (коммерческие и некоммерческие организации, социальные общности, государство).

2. Правопонимание и правосознание (индивидуальное и общественное).

3. Норма права как универсальный регулятор общественных отношений (система права и система законодательства).

4. Юридические отношения, реализация права, правотворческая и правоприменительная деятельности.

5. Результаты правового регулирования: правовой режим, законность, правопорядок, правовая культура.

Нужно понимать различия между понятиями «правовая система» и «система права». Система права характеризует его внутреннее строение, организацию и совокупность правовых нормв государстве. Правовая система включает в себя систему права, а также иные правовые явления, свойственные данному обществу.

Правовые системы могут различаться по временным характеристикам (например, средневековая правовая система) и по пространственным (например, англо-саксонская правовая система). Может быть охарактеризована правовая система отдельного общества (например, современная российская правовая система).

В науке существует понятие правовая семья, которую следует понимать как совокупность систем различных государств, объединенных в одну группу по признаку правового сходства. Такие признаки ложатся в основу классификации различных правовых систем.

Можно назвать критерии классификации:

1. Генезис (происхождение правовой системы). Общность происхождения и развития.

2. Источники права. Формы существования правовых норм.

3. Структура правовой системы (строение системы права и системы законодательства).

4. Юридическая техника (терминология, систематизация, толкование норм права).

5. Правовая культура, правовое сознание, принципы правового регулирования.

По указанным критериям можно выделить следующие правовые семьи:

  • Романо-германская правовая система.
  • Англосаксонская правовая система.
  • Религиозная, мусульманская правовая система.
  • Обычная, традиционная правовая система.

Ряд исследователей полагают, что отдельным видом правовой системы является социалистическая правовая система.

2. Публичное и частное право.

Публичное и частное право рассматриваются как общие элементы, составляющие общую систему права в романо-германской правовой системе.

Деление права на публичное и частное сформировалось еще в праве Древнего Рима. В системе права можно выделить отрасли публичного права (уголовное, административное, финансовое, налоговое и т.д.) и отрасли частного права (гражданское, трудовое и т.д.).

Различие между публичным и частным правом проводится, исходя из специфики общественных отношений, регулируемых той или иной отраслью публичного или частного права. Существует три основных признака, по которым общественные отношения можно разделить на публично-правовые и частноправовые:

· Чей интерес присутствует, защищается в данном общественном отношении. Если это интересы общества в целом, интересы государства, то речь идет о публичном праве (например, уголовная ответственность за правонарушение). Если это интересы конкретных лиц, то речь идет о частном праве (например, совершение сделки, договорные отношения).

· Характеристика субъектов данного правоотношения. В публичном праве одним из субъектов является государство. Однако государство может выступать и в частном правоотношении в качестве субъекта, но в этом случае оно выступает как сторона по договору или в иной роли, как равный субъект правоотношения. Например, государство, заключая договор с фермерским хозяйством на поставку пшеницы, является не властным субъектом, не диктует свою волю, не управляет, а выступает равной стороной, имеющей равные права и обязанности. В публичном праве государство выступает как властный субъект, осуществляя государственные функции путем осуществления государственной власти. Здесь нет равенства сторон. Государство преследует и наказывает преступника, осуществляет сбор налогов, определяет компетенцию своих органов и т.д.

· Метод правового регулирования. В публичном праве применяется императивный метод правового регулирования, не предоставляющий участникам правовых отношений свободу выбора вариантов поведения. В частном праве применяется диспозитивный метод, т.е. участники правовых отношений имеют свободу выбора вариантов поведения.

Различие публичного и частного права и их деление необходимо для понимания романо-германской правовой системы, ее образующих начал, исходя из субъектов правоотношений, их интересов и применяемых методов правового регулирования.

В других правовых системах деления права на частное и публичное практически нет.

3. Романо-германская правовая система.

Возникновение романо-германской правовой системы связано с возрождением (рецепцией) римского права в странах континентальной Европы. Началом возрождения послужили работы глоссаторов и постглоссаторов (представителей германских школ толкования римского права). Нормы римского права не просто воспроизводились, они перерабатывались в соответствие с действительностью средневекового общества. Возникновение романо-германского права датируется 9-12 века.

Правовые нормы в романо-германском праве есть продукт правотворчества высших законодательных органов государства. Нормы права ассоциируются с понятием закона, который издается государством путем принятия соответствующего НПА.

Главный источник права – НПА, закон. Закон принимается Парламентом и обладает высшей юридической силой и распространяется на всю территорию государства. Закон – это письменный акт, который стоит над всеми источниками права, имеет верховенствующее значение.

Структура права обусловлена делением права на частное и публичное. В публичном праве регулируются отношения, в которых регламентируется общественный интерес. Первый субъект – государство, главный метод правового регулирования – императивный. В частном праве регулируются отношения, в которых преимущественно реализуются частноправовые интересы. Государство или не участвует в правоотношениях, или выступает в роли равноправного субъекта. Главный метод правового регулирования – диспозитивный. Отрасли права в романо-германской правовой системе выстроены в соответствии с принципами деления права на частное и публичное право.

Особенностью юридической техники в романо-германской правовой системе выступает высокий уровень кодификации – вид систематизации НПА, осуществляющийся в целях упорядоченности, более высокой степени доступности и увеличения эффективности норм права.

Страны романо-германской правовой системы – Германия, Франция, Россия, Турция и т.д.

4. Англосаксонская правовая система.

Возникновение англо-саксонской правовой системы связано с захватом Англии в XI веке французским герцогом Вильгельмом I Завоевателем. В этот период начинает формироваться централизованная судебная система, связанная с королевскими разъездными судами. При разрешении юридических дел королевские судьи руководствовались немногочисленными правовыми указами, местными обычаями и собственным представлением о справедливости (использовались присяжные, которые принимали решения по велению совести). Формировалась судебная юридическая практика. Вырабатываемые решения брались за основу по аналогичным делам, складывалась система прецедентов, которая получила название «общее право». В XV веке сложился новый порядок апелляции к монарху рассмотреть дело по «совести». Рассматривал такие дела лорд-канцлер (должностное лицо при короле). С течением времени лорд-канцлер становится самостоятельным судьей, который руководствовался актами короля, каноническим правом, собственными соображениями о справедливости, а, в конце концов, собственными решениями, вынесенными ранее по аналогичным делам. Так складывается «право справедливости». К XIX веку различие между «общим правом» и «правом справедливости» стало незначительным.

Нормы права англо-саксонской правовой системы делятся на два вида: законодательные (немногочисленные, закрепленные в актах Парламента) и прецедентные (распространенные, частные судебные решения по конкретным делам). Прецедентной нормой именуют «ratio decidenti» - часть судебного решения, которая содержит судебное заключение и мотивировку решения.

Основной источник права: судебный прецедент – это решение суда по конкретному юридическому делу, обязательное для всех судов при рассмотрении последующих аналогичных судебных дел. В Англии прецеденты принимаются только высшими судебными инстанциями: Палатой Лордов, Судебным комитетом Тайного совета, Апелляционным судом и Высоким судом. Другой источник права – закон или «статут», принимаемый Парламентом. Его особенность в том, что хотя значимость закона возрастает, жизнеспособность его обусловлена использованием или неиспользованием конкретного статута судами, то есть законы реализуются через прецеденты.

Структура права представляет собой разделение права на общее право и право справедливости. Четких критериев различия между этими элементами нет. Исторически сложилось, что в сферу действия «права справедливости» попали дела о банкротстве, наследовании, споры о недвижимости и т.д. А в предмет общего права — уголовно-правовые дела, договорное право, институты гражданско-правовой ответственности.

Страны с англо-саксонской правовой системой – Англия, США, Канада, Австралия и другие.

5. Религиозная правовая система. Мусульманское право.

Религиозная правовая система — это правовая система, в основе которой лежат религиозные нормы, т.е. правила поведения, обусловленные верой в высшее могущественное, совершенное существо – Бога.

Нормы направленны на поддержание самой веры, на организацию особого религиозного порядка в обществе. Они исходят, по мнению верующих, от Бога и содержатся в письменных источниках, которым предписывается божественное происхождение и роль регулирования правовых отношений.

Правовая система является религиозной системой тогда, когда эти религиозные нормы определяют содержание правовых норм в обществе, когда религиозным норма придается государственное обеспечение. Религиозная норма — правовая, когда она определяет правовые отношения. Правовая система — религиозная, когда религиозная норма определяет содержание правовых предписаний.

Сегодня религиозной правовой системой является мусульманская правовая система.

Возникновение ее связано с распространением мусульманской религии, правил Шариата (совокупность предписаний верующих в Аллаха). В 8-9 веках существенное влияние на мусульманское право оказали исламские правоведы и судьи (кади), которые толковали Коран и проповедовали новые нормы в результате различного толкования Корана. С 19 века мусульманское право в некоторых странах начинает вытесняться европейским правом. В Турции романо-германская правовая система вытеснила мусульманское право. В Египте и Алжире мусульманское право регулирует отдельные сферы жизни (личный статус мусульман). В Иране, Пакистане, Ливии, Судане, Афганистане мусульманское право остается основным регулятором общественных отношений.

Нормы права в мусульманском праве – это правила, дарованные мусульманской общине Аллахом.

Источники права: Коран (речь и проповеди Мухаммеда), Сунна (предание о жизни и поступках Мухаммеда), Иджма (общее решение исламских правоведов).

6. Обычное, традиционное право. Социалистическая правовая система.

Правовая система обычного (традиционного) права строится на признании государством обычаев. Обычай — наболее древний источник права, который сохранился в странах, где государство не в состоянии самостоятельно вырабатывать для населения системы норм права и поэтому придает государственное обеспечение обычаям. Обычное, традиционное право постепенно вытесняется. Существует в экваториальной и южной Африке и на Мадагаскаре.

Социалистическая правовая система.

Социалистическая правовая система — спорное явление, т.к. многие исследователи считают, что социалистическая правовая система входит в семью романо-германской правовой системы и не имеет столь значимых особенностей, чтобы можно было выделить ее в отдельную правовую систему.

Отличительные особенности социалистической правовой системы исследователи видят в содержании и реализации правовых норм. Это направленность на централизованное командно-административное управление экономикой, попытка урегулировать многие сферы жизни государством, доминирование общеправовых (публичных) правовых институтов и сужение частноправовых явлений, преобладание императивного метода правового регулирования общественных отношений.

Впервые такая система возникла в 1917 году в России. Существует в странах: Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

Наши рекомендации