Тема 7. Понятие эффективности АТС.
Под эффективностью работы АТСпонимают возможность осуществления перевозок с наименьшими материальными и трудовыми затратами при соблюдении действующих норм и правил.
Эффективность работы зависит от конструкции АТС, условий эксплуатации и качества организации перевозок.
В заданных условиях эксплуатации сравнительная эффективность работы АТС определяется величиной удельных приведенных затрат на перевозки, их трудоемкостью, энергоемкостью и материалоемкостью .
Удельные приведенные затраты на перевозки(руб/ткм) – обратная величина интегрального показателя качества продукции, равная отношению суммарного полезного эффекта от эксплуатации АТС к суммарным затратам на их создание и эксплуатацию –определяются по формуле
(9.15)
где Зэ – годовые текущие затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, амортизацию АТС, погрузочно–разгрузочные работы, дороги, накладные расходы, а также издержки, связанные с порчей грузов за время их перемещения, руб/ткм;
Ен -нормативный коэффициент эффективности капиталовложений (на автомобильном транспорте обычно принимается равным 0,1);
К – капитальные вложения, необходимые для использования АТС, руб;
Ца и 0,1Ца – соответственно цена и ликвидная стоимость АТС, руб;
Wа.г.– среднегодовая производительность АТС, ткм.
Приведенные затраты на перевозки зависят от грузоподъемности АТС, его долговечности, надежности, простоты и периодичности ТО и ТР, экономичности по расходу топлива и др.
Трудоемкость использования грузовогоАТС Та.г.(чел.– ч) – труд всех категорий работников, приходящийся на единицу транспортной продукции (например, на 100 ткм) можно рассчитать по формуле:
(9.17)
где Та; Тп-рр; Тто; Та.у. – соответственно годовые трудовые затраты времени работы водителей; рабочих на погрузочно–разгрузочных операциях; ремонтных рабочих на ТО и ремонте; работы административно–управленческого и обслуживающего персонала.
Наибольшую часть рассматриваемой трудоемкости составляет труд водителей и рабочих на погрузочно–разгрузочных работах. Увеличение надежности АТС, механизация и улучшение организации погрузочно–разгрузочных работ значительно снижают трудоемкость перевозок и, следовательно, повышают их эффективность.
Энергоемкость Э(кДж/т–км) – энергия, расходуемая на перевозки груза данным АТС. Если обозначить: Q – годовой расход топлива, л; р – плотность топлива, кг/дм3; X – теплотворная способность топлива, кДж/кг, то выражение для энергоемкости запишется следующим образом:
(9.18)
Энергоемкость АТС существенно зависит от его грузоподъемности и топливной экономичности. Повышение топливной экономичности достигается за счет применения дизельных и газовых двигателей, уменьшения собственной массы и потерь на сопротивление воздуха (аэродинамики) и качения шин, а также повышения квалификации водителей.
Материалоемкость перевозок М(кг/ 1000 т-км) - количество материалов, расходуемых на выполнение единицы транспортной работы, в общем случае определяется по формуле:
(9.19)
где Gк - масса конкретного материала в конструкции АТС, кг;
Gэ- масса материала, расходуемого в процессе эксплуатации за амортизационный срок службы АТС, кг;
Та.м. - амортизационный срок службы автомобиля, лет;
hд.э. - отношение массы деталей к массе заготовок.
В связи с тем, что металл является основным материалом, из которого изготавливаются АТС, металлоемкостьявляется наиболее важным показателем оценки расходования материалов в процессе перевозок. Металлоемкость АТС, как и другие параметры эффективности автомобиля, существенно снижается при увеличении его грузоподъемности.
Качество перевозокхарактеризуется обеспечением сохранности груза и зависит от совершенства конструкции АТС.
Безвредность автомобилядля пассажиров, водителей и лиц, осуществляющих его эксплуатацию, а также для окружающей среды означает его безопасность при движении, обслуживании и ремонте, отсутствие загрязнения и отравления окружающей среды, бесшумность.