Понятие экономической эффективности производства. Система показателей уровня эффективности и методика их построения.

Эффективность-такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовл.жеалние одного чела, не нанося при этом ущерб удовл.желаний другого чела.

Понятие эффективности в произвеодстве-ситуация в которойпри данном уровне знаний и огранич.кол-ве ресурсов невозможно произвести большое кол-во произ.ресурсов и услуг не пожертвовав озможностью произодства некоторого кол-ва других товаров и услуг. Для достижения эффек.работы необходимо решение 3 задач:1)определить набор или кол-во твоаров и услуг, которые слудет произ. 2)выбрать технологию 3)обеспечить наилучшее соотношение затрты-выпуск. Нужно так организовать производ.процесс,поставки. Управление и сбыт чтобы мин затртаты гот.продукции и не было неликвид.продукции

Для оценки эк.эф-сти деятельности п\п и отдельных её сторон на нпарвлений существует система показателей эф-фсти:

1)абсолютные:

ПБ-урегулир. часть дохода

ПБваловая=выручка от продаж-с/ть реализ.продукции, в которую не включены расходы по орпгнизации роизводства и управлению и коммерч.расходы

ПБ от продаж = валовая ПБ-расходы по операциям производства-расходы по управлению и ком.расходам

ПБ до налогообл=ПБ от продаж+прочие доходы-прочие расходы (налог на имущ, убытки)

ПБ после налогообложение (чистая)=Пб оставш.в распоряжении п/п после уплаты налога на ПБ и других обяз.платежей.

2)относительные: они могут рассчитываться по 2 способам:

*показатели отдачи или приозводительности ресурсов=объем товаров,усл,раб в денежном или натур.выражении/сумма затрат или примен ресурса (производительность труда)

*показатели емкости продкуции, они отражают величину затрта или кол-во примен.ресурса не единицу продукции (трудоемкость, метериалоемкость)

Фондоотдача=ДВ/сред.ст-ть ОПФ, фондоемкость

Материалоотдача=Впрдукция/МЗ, материалоемкость

Трудоемкость=(среднеспис.численность работников)кол-во затрач.раб.времени,ч-час/ст-ть (кол-во)произ.продукции

Степень доходности предприятия можно оценить с помощью показателей рентабельности. Можно выделить следующие основные показатели:

а) рентабельность продукции (отдельных видов) (Rп) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (Пр) к затратам на ее производство и реализацию (Зпр):

б) рентабельность основной деятельности (Rод) - отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию:

где Пр.в.п - прибыль от реализации всей продукции;

Зпр.в.п - затраты на производство и реализацию выпускаемой продукции;

в) рентабельность активов (Rа) - отношение балансовой прибыли к итогу среднего баланса (Кср). Этот показатель характеризует, насколько эффективно используются основные и оборотные средства предприятия. Этот показатель представляет интерес для кредитных и финансовых учреждений, деловых партнеров и т.д.:

г) рентабельность основного капитала (Rо.к) - отношение балансовой прибыли (Пб) к средней стоимости основного капитала (Офс.г):

д) рентабельность собственного капитала (Rс.к) - отношение чистой прибыли (Пч) к средней стоимости собственного капитала (Кс.с):

Этот показатель характеризует, какую прибыль дает каждый рубль, инвестированный собственником капитала;

е) период окупаемости капитала (Т) - это отношение капитала (К) к чистой прибыли (Пч).

Этот параметр показывает, через сколько лет окупятся вложенные в данное предприятие средства при неизменных условиях производственно-финансовой деятельности.

Точка безубыточного ведения хозяйства. Концепция безубыточного ведения хозяйства может быть выражена в виде простого вопроса: сколько единиц продукции необходимо продать в целях возмещения произведенных при этом затрат.

Соответственно цены на продукцию устанавливаются таким образом, чтобы возместить все условно-переменные затраты и получить надбавку, достаточную для покрытия условно-постоянных затрат и получения прибыли.

полной себестоимости.

Таким образом, как только объем проданных единиц продукции достигнет минимального значения, достаточного для покрытия полной себестоимости, предприятие получает прибыль, которая начинает расти быстрее, чем этот объем. Такой же эффект имеет место в случае сокращения объемов хозяйственной деятельности, то есть темпы снижения прибыли и увеличения убытков опережают темпы уменьшения объемов продаж.


Наши рекомендации