МДК 04.01. Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций
Цель практикума: закрепить теоретический материал по теме «Влияние уровня качества логистического обслуживания на результаты бизнеса поставщиков услуг»
Задание №1. Перед службой логистики организации, осуществляющей производство и продажу бытовой и офисной мебели, поставлена задача повышения уровня логистического обслуживания. Определить характеристику логистического обслуживания, повышение качества которой имеет наиболее высокий приоритет?
С участием службы маркетинга определены шесть характеристик качества логистического обслуживания (таб.1 графа2).
Затем с привлечением пяти клиентов в качестве экспертов выполнена оценка качества логистического обслуживания в разрезе установленных характеристик, согласованные значения которых приведены в графах 3-7. С помощью тех же экспертов выполнено ранжирование характеристик по признаку значимости (графы 10-14).
Таблица 1-Исходные данные для выполнения заданий 1-4.
№ п/п | Характеристики качества логистичес кого обслуживания | Оценка качества обслуживания | Сумма оценок экспертов | Оценка качества обслуживания | Ранжирование характеристик | Сумма рангов | Значимость характеристики | Отклонение от среднего | Квадрат отклонений | Приоритет реинжиниринга | ||||||||
1-й эксперт | 2-й эксперт | 3-й эксперт | 4-й эксперт | 5-й эксперт | 1-й эксперт | 2-й эксперт | 3-й эксперт | 4-й эксперт | 5- й эксперт | |||||||||
Короткие сроки от заказа до доставки | ||||||||||||||||||
Гибкость поставщика относительно места поставки | ||||||||||||||||||
Полное удовлетворение заявки | ||||||||||||||||||
Быстрое удовлетворение претензий клиентов | ||||||||||||||||||
Соблюдение сроков поставки | ||||||||||||||||||
Поставка без повреждения товара | ||||||||||||||||||
- рассчитать оценку качества каждой характеристики логистического обслуживания?
- рассчитать значимость каждой характеристики логистического обслуживания?
- определить показатели приоритетов бизнес-процессов, индуцирующих характеристики обслуживания.
- определить характеристику логистического обслуживания, повышение качества который имеет наиболее высокий приоритет?
Все округления выполняются с точностью до второго знака после запятой.
Методические указания :
1.Сумма оценок экспертов = сумме оценок 1-5 экспертов и определяется по формуле:
qij= 1эк. +2эк +3эк+4эк =5эк
1 qij=
2 qij=
3 qij=
4 qij=
5 qij=
6 qij=
2. Оценка качества обслуживания определяется по формуле:
Qi = n /
где:
n – количество экспертов;
qij- оценка i –й характеристики облуживания j-м экспертом;
j- 1,2,…,n;
1 Qi =
2 Qi =
3 Qi =
4 Qi =
5 Qi =
6 Qi =
3.Находим сумму рангов ранжирования характеристик, которая равна сумме оценок 1-5 экспертов
1 R1 =
2 R2 =
3 R3 =
4 R4 =
5 R5 =
6 R6 =
7 Rcред.знач.= R1 + R2+3 R3 + R4 + R5 + R6 / 6
4. Находим отклонения от среднего уровня ранжирования:
R= рангов - Rcред.знач
1 R1 =
2 R2 =
3 R3 =
4 R4 =
5 R5 =
6 R6 =
5. Значимость характеристики определяется методом предпочтительности одного элемента
над другим, в нашем случае равны:
1 Ri = 0,50
2 Ri = 0,22
3 Ri = 0,91
4 Ri = 0,71
5 Ri = 0,67
6 Ri = 0,34
6. Находим квадрат отклонения, для этого отклонения от среднего уровня возведем в квадрат:
1 R2=
2 R2=
3 R2=
4 R2=
5 R2=
6 R2=
7. Приоритет реинжиниринга бизнес- процессов, индицирующих характеристики обслуживания, рассчитывают на основе полученных значений оценок и значимости элементов по следующей формуле:
Pi =
1 Pi =
2 Pi =
3 Pi =
4 Pi =
5 Pi =
6 Pi =
Вывод -?
Задание №2
Фирма «Север» владеет сетью складских помещений, сдаваемых в аренду организациям, занимающихся оптовой торговлей. Проведенный анализ рынка транспортных услуг города показал, что можно создать собственный парк транспортных средств. Прогнозируемый объем транспортной работы (Р); постоянные затраты (FC), связанные с содержанием парка транспортных средств; переменные затраты на единицу транспортной работы (z) и транспортный тариф (Т) на один тонно-километр приведены в таблице №2.
Необходимо определить с помощью «точки безубыточности» целесообразность создания парка подвижного состава:
В стоимостном выражении;
В натуральном выражении;
Найти в стоимостном и процентном выражении запас финансовой прочности;
Рассчитать силу операционного рычага; определить, на сколько процентов вырастет прибыль фирмы от оказания транспортных услуг, если транспортный тариф на перевозку грузов увеличиться на 9.1%.
Номер варианта | Р,ткм | FC тыс.руб. | Zтыс.руб/ткм | Т,тыс.руб/ткм. |
Решение:
Методические указания:
Расчет сведем в таблицу:
№ п.п. | Содержание | Ед.изм. | На одну единицу | На весь объем оказываемых услуг(Р) ( ед.) | На весь объем оказываемых услуг(Р) ( ед.) |
1. | Транспортный тариф (цена1ед) (Т) | т.руб. | |||
2. | - переменные затраты (z) | т.руб. | |||
3. | ВП на 1ед. (маржинальная прибыль) | т.руб. | |||
4. | Постоянные затраты (FC), | т.руб. | |||
5. | Прибыль (п.3-п.4) | ||||
Норма маржинальной прибыли в% | |||||
7. | ВER стоимостном | ||||
8. | ВER натуральном | ||||
9. | Совокупные затраты(п.2+п.4) | ||||
10. | Операционный рычаг (п4.:п.9) | ||||
11. | Запас финансовой прочности (ЗБ) в стоимостном | ||||
Запас финансовой прочности (ЗБ) в % |
1.Норма маржинальной прибыли = ВП на 1ед. (маржинальная прибыль) / Выручка от реализации х100%
2. ВER натуральном = Постоянные затраты / ВП на 1ед.продукции (маржинальную прибыль)
ВER натуральном =
3. ВER стоимост. = Постоянные затраты / Норму маржинальной прибыли
ВER стоимост. =
4.Операционный рычаг = Постоянные затраты / Совокупные затраты *100%;
Операционный рычаг =
5. Запас финансовой прочности (ЗБ) в стоимостном выражении = Объем оказываемых услуг(Р) - ВER стоимост.
6. Запас финансовой прочности (ЗБ) в % выражении =
7. Определение изменения прибыли, при изменении транспортного тарифа на 9,1%, аналогично предыдущему решению:
а) находим новый транспортный тариф
Т2=300*1,091 =
б) находим прибыль после увеличения тарифа
П2 = п.3-п.4
в) Находим изменение прибыли
П = П2-П1
Вывод:
Задание№3
«Экономическая оценка эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие логистической системы (на примере транспортного комплекса)».
Условие задачи
Транспортный комплекс осуществляет доставку продукции потребителям в среднем количестве 5000 тыс. т, в том числе:
– железнодорожным транспортом – 2800 тыс. т;
– автомобильным транспортом – 2000 тыс. т;
– воздушным транспортом – 200 тыс. т.
Требуется определить изменение основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений, рассчитав:
– грузооборот;
– доходы;
– фондоотдачу;
– рентабельность;
– прибыль;
– производительность труда;
– численность работников;
– себестоимость перевозок.
Примечание. Период до инвестирования принимаем за базовый, а после инвестирования – за плановый.
Исходные данные показателей предприятия по видам транспорта представлены в табл. 4.1.
Таблица 4.1