Предметом информационной логистики являются особенности построения и функционирования информационных систем обеспечивающих функционирование логистических систем

Цель информационной логистики определяется обшей целью логистики, т.е. ее шестью правилами: нужный продукт, в нужном месте, в нужнее время, в необходимом количестве и необходимого качества, с минимальными затратами. Очевидно, что для выполнения этих правил в нужном месте в нужное время должна оказаться и нужная информация. Количество и качество этой информации должно отвечать предъявляемым требованиям, затраты, связанные с ее продвижением, должны быть минимальны:

- нужной информации (для управления материальным потоком);

- в нужном месте;

- в нужное время;

- необходимого содержания (для лица принимающего решение);

- с минимальными затратами.

Основными задачами информационной логистики являются:

- планирование логистических потребностей;

- анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков;

- управленческий контроль логистических процессов;

- интеграция участников логистической цепочки.

Ученые разных стран сходятся во мнении, что современное развитие логистика получила в основном благодаря появлению и развитию средств передачи и обработки данных.

Одним из ключевых понятий информационной логистики является информационный поток.

Информационный поток -- это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных систем:

- в зависимости от вида связываемых потоком систем - горизонтальный и вертикальный

- в зависимости от места прохождения -- внешний и внутренний

- в зависимости от направления по отношению к логистической системе -- входной и выходной

- в зависимости от вида носителя информации -- 6умажные, электронные, смешанные

- в зависимости от плотности -- малоинтенсивные (до I Мбит/с), среднеинтенсивные (1--2 Мбит/с), высокоинтенсивные (свыше 2 Мбит/с);

В зависимости от периодичности -- регулярные, оперативные, случайные, on-line, off-line.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

- опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

опережающий информационный поток в прямом направлении -- это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

- одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

- вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

- источник возникновения;

- направление движения потока;

- скорость передачи и приема;

- интенсивность потока и др.

Рассмотрим виды информационных систем на микроуровне (отдельное предприятие):

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

- создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

- управление условно-постоянными, т. е. мало изменяющимися, данными;

- планирование производства;

- общее управление запасами;

- управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

- детальное управление запасами (местами складирования);

- распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;

- отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.

Анализ: Описание информационных потоков на примере производство мебели:

А) Информационные потоки при учете поставок. Агент по снабжению делает заявку на материал поставщику, после чего на склад материалов поступает заказ. От поставщика нам поступает товарно-транспортная накладная и счет - фактура, после чего Пункт расчетов переводит деньги на лицевой счет поставщика.

Б) Информационные потоки при учете продаж. Директор предприятия заключает договор с клиентом, после чего клиент подает заявку на нужную продукцию менеджеру по продажам, где он подает заявку на склад готовой продукции. На складе готовой продукции выписывается четыре экземпляра товарно-транспортной накладной, после чего накладные передаются бухгалтеру для записи в журнале регистрации накладных на отпуск продукции и подписи их бухгалтером. Подписанные накладные возвращаются к заведующему складом готовой продукции, где один экземпляр остается у него в качестве оправдательного документа на отпуск продукции со склада, второй служит основанием для выписки счет - фактуры; третий и четвертый экземпляры накладной передаются клиентам. На основании накладных выписывается счет - фактура по установленной форме в двух экземплярах, одна выдается клиентам, а вторая остается у организации - поставщика для отражения в книге продаж. После чего клиенты оплачивают заказ. Происходит отгрузка товара.

Целью создания информационной системы в производстве мебели является создание электронного каталога моделей мебели, производимой в цехе, а также связь этого каталога с прайс-листом. Если часть мебельного цеха работает только со стандартным набором мягкой мебели, то это значительно облегчает задачу. Большая часть нагрузки по подготовке электронного каталога ложится на дизайнера-технолога. Он должен подготовить технологическую документацию и ведомость комплектации на каждую модель мебели, изготовляемую в цехе. Тогда после занесения этой документации в каталог, можно сразу будет получить стоимостной расчет, и весь комплект чертежей и спецификаций для изготовления конкретной модели мебели. А это значительно уменьшит время над подготовкой передачи заказа в производство.

Вывод: Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а, могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран. В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.

Наши рекомендации