Количественные методы оценки эффективности разработки и внедрения ИТ-проектов. Особенности оценки ИТ-систем. Этапы оценки эффективности IT/IS.

Финансовые методы (Количественные) основаны на принципе дисконтирования, при этом ставка дисконтирования применяется как к потокам доходов, так и к потокам расходов.

Дисконтирование — это определение стоимости денежного потока путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени. Дисконтирование является базой для расчётов стоимости денег с учётом фактора времени [1].

Инструменты анализа:

· Метод чистого дисконтированного дохода (NPV – net present value)

· Расчет показателей коммерческой эффективности

· Индекс доходности (PI)

· Внутренняя норма доходности

· Модифицированная внутренняя норма доходности (Modifiedinternalrateofreturn, MIRR)

· Срок возврата инвестиций (Payback period)

· Определение объема окупаемости затрат на разработку IT-проектов при их продаже (тиражировании).

· Определение периода безубыточности

· Определение точки безубыточности аутсорсинговых IT-компаний

· Социальная эффективность.

Особенности оценки ИТ:

· рассмотрение IT/IS на протяжении всего жизненного цикла (расчетного периода);

· моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением IT/IS-проектов денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;

· сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);

· учет фактора времени;

· учет всех наиболее существенных последствий проекта;

· учет наличия разных участников проекта;

· учет влияния инфляции;

· учет влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта;

· итерационность оценки.

· Расчеты желательно производить в следующей последовательности:

· установить факторы, действие которых обеспечивает эффективность;

· определить направления действия этих факторов и источники эффективности;

· определить показатели для количественного измерения степени влияния этих факторов;

· выбрать методы расчета этих показателей.

Этапысмотри ВОПРОС 5

8. Процедура ценообразования на ИТ-рынке.

Важным из вопросов, связанных с ИТ-затратами является ценообразование на ИТ-продукты и услуги.

Процесс ценообразования обычно включает в себя установление расчетной цены, способов оплаты, видов скидок и надбавок, политики цен, определение цен на сопутствующие или дополнительные продукты и услуги и т.п.

К внешним факторам ценообразования можно отнести потребителей, рыночную среду, участников каналов товародвижения и государство.

К внутренним факторам, влияющие на установление цены на информационном рынке относятся:

· факторы спроса, определяющие цену спроса на товар, предлагаемый покупателем;

· факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность конкретного товара на рынке заменяющих товаров;

· факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует поставщик (производитель, продавец);

· факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями.

Основной особенностью рыночного ценообразования на ИТ рынке является то, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции, то есть на рынке под воздействием спроса и предложения.

Таким образом, при установлении цен на товар целесообразно воспользоваться следующими методами ценообразования:

1. Ценообразование на основе текущих цен, при котором определяется «коридор» цен на аналогичные товары на рынке. В рамках данного «коридора» с учётом факторов риска потребителя, а также новизны, достоверности, полноты и своевременности информации предприятие будет устанавливать цену на свой продукт;

2.Ценообразование на основе ощущаемой ценности товара, где основным фактором считаются не издержки продавца, а покупательское восприятие. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценности значимости товара-информации.

Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Формирование цены осуществляется на основе анализа рентабельности предлагаемой информации и конъюнктуры рынка.

Наши рекомендации