Тема 13. Создание и оценка эффективности региональных логистических систем

Прежде чем окончательно сформировать сложную эконо­мическую систему значительных масштабов, какой является региональная логистическая система, целесообразно постро­ить возможные композиции из необходимых подсистем, та­ких, которые, дополняя и подменяя друг друга, предположи­тельно смогут обеспечить достижение собственных целей и, главное, целей обслуживаемых систем.

Ориентирами для построения такого рода систем долж­на быть социально-экономическая или иная заинтересован­ность входящих в систему структур. Также необходимо, что­бы интегрированные структуры обладали способностями к организационному, финансовому и техническому взаимодей­ствию и ими легко было управлять в рамках нового образо­вания.

Синтезирование таких вариантов структур управления, планирование их параметров и результатов деятельности яв­ляется сложным этапом проектирования логистических сис­тем. Этот этап проектирования исключительно Ответственен, поскольку проектирование и синтез систем имеет очень важ­ное значение для большинства последующих мотиваций и решений в процессе оптимизации организационных структур управления.

Целесообразно формировать несколько вариантов струк­тур, соответствующих различному сочетанию логистических производственных, транспортных, коммерческих и других подсистем с точки зрения их количества, иерархического со­отношения и функционального назначения.

Деятельность логистической системы и всех ее звеньев нацелена на рынок и стимулируется им, поэтому она долж­на оцениваться по критерию минимизации затрат всех за­действованных ресурсов, но не по отдельным видам деятель­ности, а по единому потоку производства, его обеспечения и сбыта.

Рынок через потребителя, предопределяя производство определенной продукции, формирует ее свойства и цены. Это осуществляется с учетом потребительских требований, а так­же наличия и возможностей конкурентов. В соответствии с этим логистическая система через свои организационные под­разделения должна комплексно решить множество конкрет­ных задач, описываемых, например, следующим сценарием, основные этапы которого представлены ниже в виде агреги­рованных блоков.

• Формирование для конкретного периода времени про­граммы (пакета программ) производства конкретной продукции для конкретного рынка с конкретными свойствами и характеристиками, а также конкретной ценой.

• Оптимизационный поиск на региональном и внере-гиональном рынках, покупка и доставка более совер­шенных средств производства, если в них есть необ­ходимость, и конкретных материальных ресурсов, ориентируясь на минимизацию соответствующих элементов себестоимости производства. • Реализация производственных программ, в том чис­ле формирование и контроль абсолютных и относи­тельных значений тех элементов себестоимости про­дукции, которые зависят от технологии производ­ства, цеховых и общепроизводственных затрат.

• Продажа готовой продукции на конкретных рынках, для которых она произведена, не превышая при этом абсолютных значений тех элементов затрат, которые предусмотрены в цене при формировании производ­ственной программы для сбыта готовой продукции. Следует также отдельно указать на необходимость опти­мизации тех этапов движения материальных потоков, кото­рые прежде всего гарантируют своевременность и надежность всего потока. Такая оптимизация возможна за счет выбора более скоростных, но, возможно, менее надежных, или более надежных, но и более замедленных видов транспорта на эта­пах материально-технического обеспечения и сбыта.

В соответствии с изложенным базовым сценарием пове­дения, логистическая система в регионе может не только об­служивать функционирующие в нем хозяйственные системы, но и, развивая и модифицируя свою деятельность, самостоя­тельно инвестировать и создавать новые, востребованные рын­ком производственные мощности. Исходя из этого, логисти­ческая система, первоначально предназначенная для управ­ления существующими материальными потоками, может трансформироваться в источник новых производственных отношений и производительных сил, новых производствен­но-коммерческих формирований в виде холдингов, концер­нов, акционерных обществ и других форм бизнеса от малых до крупных.

Тема Тема 13. Создание и оценка эффективности региональных логистических систем - student2.ru 14. Организация управления логистическими системами

Система управления должна предопределять комплексное, синхронное функционирование логистических структур, во-первых, в соответствии с их конкретными для каждого регио­на функциональным логистическим назначением и целями, во-вторых, на базе социально-экономических и организаци­онно-технических условий их формирования, в-третьих, с учетом принципов и направлений логистической интенсифи­кации их целесообразного развития, а также, в-четвертых, желательно в параметрах рентабельной деятельности, опти­мальные значения которых сформированы в процессе проек­тирования логистической системы.

Однако указанные параметры и полигон деятельности, как бы корректно они ни были спрогнозированы в процессе про­ектирования логистической системы, могут и будут по исте­чении определенного времени подвергаться коррективам. Это естественно, поскольку логистическая система может и дол­жна подвергаться новым воздействиям окружающей среды и возможным возмущениям в собственной внутренней среде. Учитывая эти обстоятельства, вновь должны проявлять­ся оптимизационные и адаптивные свойства логистики и, прежде всего, через гибкую систему управления. Поэтому, кроме приведенных выше четырех блоков требований к си­стеме управления, она обязана способствовать их модерни­зации и логистической интенсификации за счет углубления адаптации на рынке и т. п.

Для выполнения всех вышеназванных функций система управления логистической системой должна формировать соответствующую организационную структуру управления. Такая структура должна представлять целесообразный набор управленческих подсистем и их элементов, находящихся в необходимой горизонтальной и вертикальной иерархической связи и обладающих свойствами, позволяющими обеспечи­вать логистической системе экономическую надежность.

Организационная структура управления логистической системой с учетом изложенного должна быть в некотором роде зеркальным отражением организационно-производственной структуры. При этом группы управленческих задач и функ­ций, формируясь и распределяясь по специализированным управленческим подразделениям и группам специалистов, должны быть производными от системы целей, стоящих пе­ред логистической системой в целом и каждой ее организа­ционно-производственной структурой в отдельности.

Таким образом, для оптимизационного построения орга­низационных структур управления прежде всего целесообраз­но системно проанализировать все технологические и адек­ватные им информационные операции логистического обслу­живания, хозяйственные связи и вызванный ими документо­оборот в масштабах зональных и региональных логистичес­ких центров и в необходимые интервалы и моменты времени. Системное исследование такого рода и очередность приня­тия соответствующих решений по формированию организа­ционной структуры управления можно представить в виде последовательности ряда этапов: на основании разработанных ранее задания и системы целей производится построение вна­чале предварительного, а затем промежуточного и проектно­го варианта систем с учетом распределения функций по со­здаваемым структурам и согласования с учредителями и ре­гиональной властью.

Исключительно важно, чтобы процессам внедрения новых структур предшествовала социальная и психологическая под­готовка, при которой дополнительно обосновываются соци­ально-экономические мотивации перехода к логистическому управлению. Чем большую лояльность проявят коллективы работающих в интегрируемых организациях и предприяти­ях, тем с большей эффективностью и с меньшими затратами времени осуществится адаптация нового порядка логистичес­кого оптимизационного управления.

Важным этапом создания организационной структуры управления является определение типа искомой организаци­онной структуры, характеризующей разделение и координа­цию управленческого труда.

Традиционное управление в большинстве отраслей бази­руется преимущественно на основе линейной и линейно-функциональной структуры, являющихся при относитель­но стабильных условиях производства и сбыта вне рыноч­ных отношений достаточно эффективным. Однако в усло­виях рынка деятельность логистических структур осуществ­ляется при постоянных, зачастую глубоких изменениях в собственной системе, а также в смежных системах постав­щиков и потребителей. Такое положение требует, с одной стороны, узкой специализации, а с другой стороны, обуслов­ливает необходимость взаимодействия и координации при выполнении многих функций. С учетом изложенного струк­тура управления на каждом иерархическом уровне должна включать функциональные подразделения, обеспечивающие в тождественных подразделениях, связанных по горизонта­ли, решение типовых задач, а также нестандартных программ и задач, требующих логистически творческого поискового подхода. Кроме того, такие функциональные подразделения, координируя осуществление функций своего иерархическо­го уровня по продуктовому признаку, должны вместе с тем управлять функционированием в разрезе территориально­го признака.

С учетом изложенного целесообразно проектирование комбинированной программно-целевой структуры управле­ния с элементами штабной и линейно-функциональной струк­туры. Такой комбинированный тип структуры создает пред­посылки для комплексного управления логистической сис­темой в целом и обеспечивает стремление каждого логисти­ческого подразделения на достижение конечной цели всей системы.

Наши рекомендации