Транспортные издержки, их состав по видам и статьям затрат
Группировка текущих затрат:
А) пропроизводственному признаку – «калькуляция себестоимости» - деление расходов на постоянные и переменные.
На транспорте к переменным относятся: затраты на топливо, на смазочно-обтирочные материалы, на восстановление износа и ремонт шин, на техническое обслуживание и текущий ремонт ПС, на АО ПС при методе начисления по максимальному объему продукции.
Постоянные: затраты на АО ПС при линейном, уменьшающего остатка, суммы чисел лет; накладные расходы (электричество, отопление, водоснабжение, аренда, спец одежда), з/п водителей с начислениями, страхование.
Б) смета затрат – группировка текущих затрат по экономическим элементам, т.к. калькуляция и смета – это группировка одних и тех же затрат, но по разным принципам итого должен сойтись.
По законодательству смета состоит:
1. Материальные затраты: сырье, запчасти, материалы; отопление, освещение, вода; предметы основных фондов балансовой стоимостью не более 20 тыс руб за 1 ед. (на них АО не начисляется); услуги производственного характера (охрана, уборка, ремонт оборудования, спецодежда) и д.р.
2. Затраты на оплату труда всех категорий работающих, зарплата начисленная.
3. Амортизация (основных фондов и НМА)
4. Прочие затраты: налоги в составе себестоимости, аренда, реклама, банковское обслуживание, связь, канцтовары.
Автотранспортное предприятие как социально-экономическая система.
В условиях хозяйствования автотранспортное предприятие как звено национальной экономики представляет собой сложную систему, объединяющую в себе взаимосвязанные компоненты социально-экономической, технологической и природной среды. Коммерческие, производственные предприятия, аккумулируя в своей структуре элементы различного происхождения - общественного, материального, информационного, отражают по сути сложную структуру народного хозяйства в целом.
Можно выделить следующие требования к предприятиям:
- Предприятие должно адекватно реагировать на изменение рыночной ситуации (в том числе изменение цен на продукцию и на факторы производства), формируя свою объемно-номенклатурную и ценовую политику. Следует стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами.
- Для устойчивого функционирования на рынке предприятие должно создавать условия для уменьшения внутрифирменных, трансакционных и внешних транспортных издержек, облегчая поиск внешних контрагентов
- Система внутрифирменного принятия решений должна быть объектом самостоятельного исследования и совершенствования. Следует оптимально сочетать стабильность правил принятия стратегических решений с гибкостью принятия тактических решений.
Одна из главных задач предприятия - создать гармоничные условия взаимоотношений предприятия с хозяйственной и административной средой, обеспечить соэволюцию предприятия и среды, противодействовать отставанию внутренних изменений от внешних.
- Необходимым условием эффективной работы предприятия в свободной рыночной экономике является наличие позитивной целенаправленной мотивации его работников - от рабочих до менеджеров. Для значительного числа работников такая мотивация возможна только при создании возможностей реализации их предпринимательских качеств либо на самом предприятии, либо в «интеграционной зоне» предприятия.
Весьма важной является проблема сближения интересов руководителя предприятия и коллектива, преодоление разрыва между поведением директора как физического лица и как представителя юридического лица - Взаимоотношения между менеджментом и собственниками предприятия должны быть скоординированы с интересами бизнеса как продолжающегося процесса. Весьма сложную и важную задачу представляет собой поиск оптимальных соотношений между материальной заинтересованностью и профессиональным развитием менеджера. Асимметрия информации в треугольнике «работник – менеджер - собственник» создает предпосылки для нежелательного снижения производительности труда работников и менеджеров и для падения эффективности использования средств собственника.