Классификация затрат по различным признакам. Учет затрат по элементам и статьям затрат.

Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары либо услуги. Для правильной организации учета затрат важна их классификация.По видам затраты группируются:

- по экономически однородным элементам

- по статьям калькуляции.

Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг).

Принято выделять следующие экономические элементы:

* материальные затраты (сырье, материалы, запасные части, топливо, исключается стоимость возвратных отходов);

* расходы на оплату труда (по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, надбавки…);

* отчисления на социальные нужды (обязательные отчисления);

* амортизация ОС и НМА (сумма амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам (собственным или арендованным), используемых в предпринимательской деятельности);

* прочие затраты (налоги, сборы, взносы, услуги связи, расходы на рекламу, командировочные и представительские затраты, расходы по ремонту ОС и т.д.).

По этой группировке затрат (по экономическим элементам) составляется плановая смета и отчет по фактическим затратам на производство.

Основными статьями затрат автотранспортных организаций являются:

- основная и дополнительная заработная плата персонала, занятого перевозками грузов (выплаты водителям, работающим на условиях сдельной оплаты труда по нормам и расценкам; повременной оплаты по тарифным ставкам и разрядам работающих; различные доплаты по законодательству о труде; премии за производственные результаты);

- отчисления на социальные нужды и страхование работающих от средств на оплату труда (отчисления в ФСЗН по нормам от выплат по законодательству);

- топливо (стоимость израсходованных бензина и дизельного топлива и др. на пробег автомобилей, в пределах утвержденных норм, сверх норм израсходованное топливо списывают на счет 94 «Недостачи и потери от порчи имущества», т.е. на виновных лиц);

- смазочные и другие эксплуатационные материалы (стоимость израсходованных всех видов масел, смазок и других эксплуатационных материалов, необходимых для работы подвижного состава);

- ремонт автомобильных шин (расходы на восстановление шин, стоимость новых устанавливаемых шин при замене изношенных, стоимости материалов, израсходованных на ремонт шин в пути; из общей сумы затрат на ремонт автомобильных шин исключаются суммы, удержанные с виновных лиц, за недопробег автошин по закрепленным за водителями транспортными средствами.);

- амортизация подвижного состава (затраты на полное восстановление подвижного состава в виде амортизационных отчислений; амортизацию начисляют исходя из стоимости автомобилей по норме и пробега автомобиля);

- ремонт и техническое обслуживание подвижного состава (ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, выполняемыми силами самих транспортных организаций и специализированными ремонтными организациями);

- прочие расходы (расходы, связанные с осуществлением услуг по перевозке грузов, которые не могут быть отражены в составе других статей).

Транспортные организации, предусматривают такой вариант учета затрат, при котором их делят на прямые и косвенные.

Прямые затраты сразу же относят на соответствующие объекты учета затрат, а косвенные учитывают на других счетах, которые включают в себестоимость услуг после их распределения.

1) По отношению к объёму производства затраты делятся на переменные и постоянные. Переменные – такие затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объёма производства. К ним относятся, в частности, затраты на материалы и оплату труда. К постоянным относятся затраты которые при изменении объёма производства или совершенно не изменяются или изменяются не значительно. 2) В зависимости от способа включения в себестоимость продукции затраты бывают прямые и косвенные. ^ Прямые затраты обусловлены технологическим процессом производства продукции и подлежат прямому включению в состав производственных затрат конкретной продукции по дебету счёта 20 «Основное производство». В течении отчётного периода на счёте 20 собираются прямые затраты, связанные с изготовлением продукции.

Д 20 – К 10, 70,69,76, 02 ^ Косвенные затраты вызваны организацией управления производственным процессом предприятия. В течение отчётного периода они собираются в Дебете (счета 25 «Общепроизводственные расходы» - в транспорте практически не применяется) счета 26 «Общехозяйственные расходы». Д (25),26 – К 10,16,60,69,70,76,02. После распределения по объектам учёта эти расходы списываются проводкой Д 20 – К (25) На калькуляционном счёте 20 в конце месяца будут учтены все затраты на оказание услуг. Бухгалтерский учет затрат на содержание и эксплуатацию грузовых автомобилей ведется по статьям и объектам учета, утвержденными учетной политикой организации. Суммы фактических затрат на содержание грузового автотранспорта в конце месяца списывают со счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»




Наши рекомендации