Организационная структура управления АТП
Организационная структура управления предприятием в значительной мере зависит от списочного состава автопарка, его назначения, вида выполняемых услуг и т.д.
Организационная структура управления крупным и средним АТП может включать:
- экономическую;
- коммерческую;
- техническую;
- хозяйственную службы.
В состав экономической службы входят планово-экономической отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия.
Плановый отдел организует разработку перспективных и текущих планов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, привлекая для этого работников других отделов и служб, а также производственных подразделений; доводит планы до исполнителей; организует статистический учет и контроль, составляет отчеты; проводит анализ выполнения плана; разрабатывает предложения по устранению причин недостатков в работе АТП и обеспечению выполнения плановых заданий; участвует в составлении плана повышения эффективности производства и контроля за его выполнением; определяет экономическую эффективность оргтехмероприятий.
Отдел труда и зарплаты разрабатывает предложения по улучшению организации труда водителей, ремонтных и вспомогательных рабочих; совершенствует системы оплаты труда и премирования отдельных категорий работников; организует нормирование труда; определяет нормы выработки и расценки; оказывает помощь руководству в организации соревнования; проводит работу по подготовке коллективных договоров со стороны администрации и контролю за их выполнением.
Бухгалтерия организует финансовую работу на предприятии; проводит учет наличия средств; контролирует их сохранность и расходование; проверяет финансовое состояние предприятия; организует расчеты с клиентурой, поставщиками, финансово-кредитными отделами.
Коммерческая служба выполняет маркетинговую работу и организует процесс перевозок грузов и пассажиров. Задачей этой службы на грузовых АТП является получение прибыли путем своевременного выполнения транспортных услуг для каждого заказчика и эффективное использование транспорта. На пассажирских АТП коммерческая служба должна стремиться к полному удовлетворению нужд населения в автобусных и таксомоторных перевозках.
На коммерческого директора и его аппарат возлагаются обязанности по эффективной продаже автотранспортных услуг. В его компетентность входят контроль за систематическим отслеживанием состояния внешней среды АТП, комплексный анализ, исследование и прогнозирование рынка автотранспортных услуг. Коммерческий директор формирует и проводит в жизнь стратегию маркетинга, в повседневной работе он уделяет большое внимание вопросам правового и экономического характера.
Маркетинговая работа на грузовых АТП осуществляется непосредственно отделом (группой) маркетинга. В рамках этой работы, в частности, решаются следующие вопросы: анализ рынка транспортных услуг и состояния конкуренции, отслеживание текущих изменений рыночной конъюнктуры, разработка мероприятий по привлечению новых клиентов (заказчиков услуг), заключение договоров на выполнение услуг, разработка предложений по диверсификации услуг и др.
Процессом перевозки занимается отдел эксплуатации, который принимает заявки, составляет оперативные планы перевозок, разрабатывает графики движения, выпуска и возврата автомобилей, разрабатывает мероприятия по улучшению использования подвижного состава, выписывает путевые листы, осуществляет контроль за выпуском автомобилей на линию, принимает от водителей путевые листы и другие документы (товарно-транспортные накладные, справки и др.), ведет ежедневный учет выполнения работы по каждому автомобилю и в целом по АТП, составляет сменно-суточный отчет о работе автопарка.
В обязанности расчетного отдела входят таксировка товарно-транспортных документов и контроль за их правильным оформлением, выписка счетов за оказание услуг клиентам, расчет штрафов за сверхнормативный простой автомобилей, розыск утраченных грузов по товарно-транспортным документам.
В ведении начальников колонн (отрядов) будут находиться следующие вопросы: осуществление оперативно-технического руководства, организация правильного хранения и эксплуатации подвижного состава отрядов, осуществление подбора и расстановки водителей, ведение личных карточек водителей, контроль за водителями, привлеченными к ремонту автомобилей, и водителями на линии.
Техническая служба АТП комплексного типа организует работу по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии, развивая для этого производственную базу и осуществляя материально-техническое снабжение. Функции технической службы: организация технической подготовки подвижного состава; оперативное планирование ТО и TP подвижного состава, автошин; организация указанных работ и контроль; проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, шинам и другим производственным фондам; организация МТС, хранение, выдача и учета топлива, запчастей; изучение и распространение передового опыта; разработка и реализация организационно-технических мероприятий.
Хозяйственная служба осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт зданий на территории АТП.
Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала предприятия, следит за продвижением работников по службе.
Конечная цель предприятия будет достигнута только в том случае, если менеджер будет четко знать свои должностные обязанности. С этой целью на каждом предприятии разрабатываются должностные инструкции каждого работника аппарата управления, которые утверждаются руководителем этого предприятия.
В каждой должностной инструкции должны быть следующие разделы: общие положения, функции, должностные обязанности, права, ответственность.
В общих положениях указываются:
• кем работник назначается на должность и освобождается от нее;
• каким требованиям должен удовлетворять кандидат на соответствующую должность (образование, стаж работы на автомобильном транспорте и др.);
• что он должен знать;
• какими нормативными документами руководствуется (уставом предприятия, должностной инструкцией, иными документами);
• кому подотчётен (например, учредителям предприятия, руководителю и др.);
• кто исполняет обязанности работника во время его отсутствия (отпуска, болезни).
Следует отметить, что основные объекты производственно-хозяйственной деятельности, по существу, сохраняются на всех АТП независимо от их размеров. Поэтому и функции управления на малых предприятиях остаются, но их реализация осуществляется в упрощенном виде. На малых предприятиях широко применяется совмещение управленческих функций одним работником, поэтому для таких предприятий практически невозможно разработать типовую структуру организации управления. Кстати, как утверждают специалисты, на малых предприятиях нет необходимости в наличии формализованной структуры управления. Это соответствует положениям современной теории управления, согласно которым при численности работающих до 10—20 человек нет необходимости в создании формализованной структуры управления.
Благодаря небольшой численности работников на малых предприятиях применяются упрощенные организационные структуры, что способствует отсутствию бюрократизма. В то же время здесь имеет место мощная мотивация к труду, возникающая на основе появления у всех работников «чувства хозяина». Наемные работники осознают непосредственную зависимость между качеством своего труда, результатами хозяйственной деятельности и своим материальным благополучием.