Вопрос 5. Функционально- организационная структура управления строительным предприятием. Функции служб управления верхних уровней[1].

"Структура управления организацией" или "организационная структура управления" - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов орг.структуры :

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Суть линейных связей - отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: функциональные, линейного и штабного персонала. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных ему организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Функциональные связи основаны на выделении отдельных функций управления. Изначально появление функциональных руководителей связано с научно-технической революцией. Следствием НТР стало усложнение одного из факторов производства - средств труда (переход от мануфактурного к промышленному производству сопряжен с внедрением новых сложных машин и механизмов). Это привело к тому, что линейные руководители (хозяева средств производства) сами не могли управлять производственным процессом. Им пришлось разделить функции управления с инженерными работниками. Так появились первые функциональные руководители – инженеры, контролирующие процесс производства.

В дальнейшем усложнялась структура всех основных факторов производства. Возникла необходимость специализированного управления ими. Так появились функциональные руководители, управляющие финансами, планированием, контролем, учетом (основными функциями управления).

В современных условиях выделяют отдельные специфические функции (направления) управления:

· Управление трудовыми ресурсами;

· Управление материальными ресурсами (предметами труда);

· Управление техникой (средствами труда);

· Отдельно выделяют управление финансами предприятия.

Кроме того, сам процесс производства, как уже говорилось, требует отдельных навыков и методов управления. Здесь выделяют:

· Управление непосредственно производством;

· Управление охраной труда, техникой безопасности и качеством.

Заключительное направление (функция) управления – управление сбытом готовой продукции.

Соответственно в современных условиях в производственном менеджменте сложились семь (см. выше) основных подсистем управления.

Наши рекомендации