Организационная структура управления розничным торговым предприятием. Принципы и методы управления коммерческой деятельностью в розничной торговле

Организационная структура управления – это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления коммерческой деятельностью, разработкой и реализацией управленческих решений.

Существует несколько типов организационной структуры торгового предприятия:

– линейная;

– функциональная;

– линейно-функциональная;

– линейно-штабная;

– дивизиональная;

– матричная и др.

В зарубежной практике выделяются два аспекта коммерции:

– один связан с деятельностью службы коммерции;

– другой – с обеспечением взаимных интересов между структурными подразделениями предприятия и коммерческой службой.

В рамках первого аспекта деятельность службы коммерции ориентирована на один из следующих вариантов: товары; функции; товарные рынки и покупатели; товары и функции; функции и товарные рынки. Из этого перечня преобладают варианты по товарам и по функциям.

Рассмотрим структуру управления коммерческим подразделением в этих двух вариантах.

Организационная структура управления розничным торговым предприятием. Принципы и методы управления коммерческой деятельностью в розничной торговле - student2.ru

На рис. 1 изображена структура управления коммерческой службой, в состав которой входят коммерческие группы, специализированные по то-варному признаку. В каждой группе сосредоточена определенная номенк-латура товаров. Эти группы осуществляют закупку и продажу товаров с уче-том потребностей покупателей и сокращения издержек обращения.

Организационная структура управления розничным торговым предприятием. Принципы и методы управления коммерческой деятельностью в розничной торговле - student2.ru

На рис.2 представлена структура управления коммерческим подразделением, действующим по функциональному признаку. Вся цепочка обращения продукции представлена четырьмя блоками, каждый из которых наделен свойственными ему функциями, в том числе и коммерческими.

В основу построения организационных структур коммерческой службы и управления коммерческой деятельностью положены следующие основополагающие принципы:

1) Наличие четко сформулированной цели коммерческой деятельности предприятия;

2) Обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью и целями предприятия;

3) Обеспечение согласованности между подразделениями (службами);

4) Обеспечение иерархичности структуры управления и единого под-чинения. Четкое разграничение функций между отдельными звеньями в управлении;

5) Обеспечение комплексного подхода в управлении;

6) Обеспечение малозвенности в структуре управления;

7) Обеспечение адаптивности структуры управления;

8) Обеспечение исполнительной информацией;

9) Гибкость, т. е. приспособляемость ее к изменяющимся рыночным условиям.

Методы управления коммерческой деятельностью базируются на общих методах управления, принятых в менеджменте. Методы управления – это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью. Они подразделяются на административные, организационные, экономические и правовые.

Административные методы определяются сферой деятельности и конкретными условиями предприятия. Неoбходимo учитывать и альтернативные варианты управления, выбор и реализация которых определяется предвидением целевых результатов деятельности предприятия.

Организационные методы основаны на организационном, oрганизационно-распорядительнoм, организациoннo-метoдическoм и нормативном обеспечении. Они содержат регламентирующие требования организационного и методического характера, распорядительные, инструктивные и нормативные материалы, являющиеся предпосылками формирования управлен-ческих решений.

Экономические методы в своем определении опираются на взятый курс и экономическую стратегию торгового предприятия, его потенциальные ресурсы, экономическое положение рынка. Совокупность экономических элементов – это исходные позиции в управлении коммерческой деятельно-стью предприятия. Воздействие экономических методов предопределяется окружающей экономической средой.

Правовые методы ориентированы на использование правового механизма, который базируется на принятых правовых и законодательных актах, соответствующих нормативах и положениях. Правовые методы заключаются в юридическом регулировании коммерческих процессов с учетом целевых задач торгового предприятия.

Формирование ассортимента потребительских товаров: понятие, факторы и этапы. Товароснабжение как основа осуществления торгового процесса в розничном торговом предприятии: функции, элементы, их издержки.

Формирование ассортимента товаров в оптовой и розничной торговле представляет собой процесс подбора различных групп товаров, их видов, разновидностей по отличительным признакам для реализации покупателям в соответствии с их спросом. Этот процесс тесно связан с образованием, хранением и управлением товарными запасами. Основная задача управления товарными запасами заключается в том, чтобы не допускать перебоев в товароснабжении и избежать затоваривания. Работа над ассортиментом предполагает принятие решений об изменении ассортимента (расширении или сужении). Основным критерием для решения вопроса об изменении ассортимента является влияние его на величину получаемой торговым предприятием прибыли.

Существует два пути (этапа) расширения ассортимента: наращивание и насыщение.

Наращивание ассортимента осуществляется следующими способами:

– включением в существующий ассортимент товаров с более низкими ценами и, как правило, более низкого качества (наращивание ассортимента "вниз");

– включением в существующий ассортимент товаров с более высокими ценами и более высокого качества (наращивание ассортимента "вверх").

Расширение товарного ассортимента за счет насыщения заключается в заполнении пробелов в наборе товаров определенного вида и назначения. Например, это может быть появление в продаже новых видов соков, йогуртов, мясных деликатесов.

Общими факторами, влияющими на формирование ассортимента про-мышленных и торговых организаций, являются спрос, рентабельность про-изводства и реализации, предложения товаров.

Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потре-бителей, определяющий фактор формирования ассортимента, в свою оче-редь зависит от сегмента рынка потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).

Рентабельность производства и реализации определяется затратами производства и обращения, на величину которых значительное влияние оказывают (государственные меры по поддержке отечественных предпри-ятий, налоговая политика и др.) и внутренние факторы (уровень техноло-гических процессов, экономия ресурсов и др.).

Часть 2

Процесс доведения товаров из сферы производства в сферу потребления включает их куплю-продажу и товаропродвижение и именуется товароснабжением.

При общности целей эти две обозначенные ветви товароснабжения имеют четкое предназначение и разграниение.

Купле-продаже свойственны коммерческие взаимоотношения, коммерческие сделки, товарообменные операции.

Товаропродвижение является продолжением процесса купли-продажи и охватывает:

- формирование партий товаров, отгрузку, перевозку, прохождение товаров через складские звенья и доставку в торговую сеть.

Организация товароснабжения предполагает:

- ведение закупок с учетом запросов потребителя;

- соблюдение взаимных партнерских интересов и соглашений при купле продаже товаров;

- формирование и развитие товаропроводящих звеньев для прохождения товарных потоков;

- выбор вариантов каналов распределения, отвечающих устойчивому функционированию;

- регулирование и оптимизацию торговых запасов;

- эффективное использование средств на покрытие затрат о закупке и поставке товаров;

Товароснабжение основывается на след. принципах: планомерность, ритмичность, оперативность, технологичность и экономичность. Планомерность – соблюдение графика поставок потребителям в процессе продвижения товаров. Ритмичность – доставка товаров через определнные промежутки времени, что обеспечивает бесперебойное ведение торгового процесса. Оперативность – поставка товаров в режиме нарастания или сокращения в зависимости от колебаний спроса. Технологичность – использование современных технологических решений на задействованных этапах продвижения товаров. Экономичность – четко разработанные варианты и схемы организации товаропродвижения при минимальных издержках по доставке и хранению товаров.

Издержки при товароснабжении: затраты на исследование рынка товаров, затраты на покупку продукции, затраты на доставку товаров на склады, затраты на обеспечение сохранности потребительских свойств, затраты на подачу товаров к местам продаж.

107. Показатели эффективности коммерческой деятельности розничных торговых предприятий.

Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий необходима при планировании хозяйственной деятельности, выявлении причин невыполнения плановых заданий, изыскании резервов повышения эффективности работы предприятия, определении стратегии его развития. Оценка коммерческой деятельности дает представление об адаптации предприятия к рыночным условиям, позволяет не только выработать стратегию и тактику поведения торговых предприятий, но и повысить эффективность управления ими на уровне территории. Ее применение позволяет хозяйствующим субъектам определять слабые и сильные стороны торговой деятельности и сконцентрировать все условия на направлениях, являющихся наиболее перспективными и доходными.

Экономическая эффективность определяется соотношением между полученным результатом или эффектом в стоимостном выражении и за-тратами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по достижении этого результата. Иными словами, речь идет об уровне эффективности использования ресурсов.

Наиболее полно отражают результаты эффективности организации коммерческих процессов и операций показатели, объединенные в следующие группы:

1. Показатели, характеризующие эффективность использования основных фондов:

– фондоемкость– отношение среднегодовой стоимости основных фондов к годовому выпуску продукции (товарообороту);

– фондоотдача – отношение годового выпуска продукции (товарооборота) к среднегодовой стоимости основных фондов, с помощью которых произведена эта продукция (товарооборот);

– ресурсоемкость– показатель, характеризующий расход материальных и нематериальных ресурсов на производство продукции (продажу товаров), который определяется как отношение материальных затрат к годовому выпуску продукции (товарообороту);

– товарооборот на 1 м2 общей (торговой) площади– отношение товарооборота к общей (торговой) площади торгового предприятия;

– прибыль на 1 м2 общей (торговой) площади– отношение прибыли к общей (торговой) площади торгового предприятия.

2. Эффективность использования трудовых ресурсов:

– производительность труда– показатель, характеризующий эффективность работы персонала торгового предприятия, определяется как отношение товарооборота к среднесписочной численности работников; 241

– товарооборот на 1 руб. расходов на оплату труда– показатель, характеризующий эффективность действующей на предприятии системы оплаты труда, определяется как отношение товарооборота к расходам на оплату труда;

– прибыль на одного работника– показатель, который характеризует эффективность трудовой деятельности всего персонала предприятия, определяется как отношение чистой прибыли к среднесписочной численности работников.

3. Эффективность текущих затрат:

– уровень издержек обращения– отношение издержек обращения к товарообороту;

– затратоотдача– показатель, характеризующий размер товарооборота, приходящегося на 1 руб. текущих затрат, определяется как отношение товарооборота к сумме издержек обращения.

4. Эффективность использования товарных ресурсов:

– равномерность поставки товаров, обеспеченность предприятия товарными ресурсами, эффективность использования товарных ресурсов по товарообороту, показатель добавленной экономической ценности или экономической прибыли (EVA), показатель возмещения стоимости капитала (ВСК).

Оптимальный перечень показателей, которые будут объективно отражать тенденции изменения финансово-экономического состояния, формируется каждой организацией самостоятельно. Основными показателями, которые фактически используются многими коммерческими организациями, являются следующие группы:

– показатели ликвидности;

– показатели финансовой устойчивости;

– показатели рентабельности (прибыльности);

– показатели деловой активности (оборачиваемость активов).

Наши рекомендации